Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в условиях рыночной трансформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические подходы в понимании регионального рынка труда, его виды и функции, раскрыть содержание и взаимосвязь основных понятий, выявить структурные элементы рынка труда, определить место регионального рынка труда в хозяйственной системе страны;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Архитектурное наследие Брянской области представлено памятниками церковного зодчества, самые ранние их которых относятся к концу XVII — началу XVIII веков. 32 объекта церковного зодчества имеют общероссийское значение и статус федеральных памятников. 35 памятников археологии, расположенных на территории области, имеют статус федеральных, среди них всемирно известные палеолитические стоянки первобытного человека в с. Хотылево Брянского района.

На территории области действует 10 санаториев и пансионатов с лечением мощностью 2564 места, 4 санатория-профилактория на 242 койки, 5 баз отдыха на 640 мест, 1 туристская база на 483 места, 35 гостиниц.

Администрация области принимает участие в реализации мероприятий Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной, мероприятий по развитию трехстороннего сотрудничества между Российской Федерацией в лице Брянской области, Республикой Беларусь в лице Гомельской области, Украиной в лице Черниговской области.

Основную часть прибывающих в область посетителей из стран СНГ, вне СНГ и других регионов России составляют граждане, участвующие в проводимых на территории области культурно-массовых и спортивных мероприятиях (слетах, фестивалях, форумах, соревнованиях).

Количество выезжавших в поездки за пределы области жителей региона (26,7 тыс. человек по итогам 2011 года) включает в себя организованный (по туристическим путевкам) отдых граждан и оздоровление детей и подростков за пределами Брянской области.

На 1 января 2012 года услуги в сфере туристического бизнеса оказывали 52 турагентства и 15 индивидуальных предпринимателей.

В среднесрочной перспективе ожидается более активный рост как числа граждан, выезжающих на отдых за пределы региона, так и притока посетителей (туристов и экскурсантов) в область.

Объем туристских услуг составил по итогам 2011 года 408,1 млн. рублей, или 1,2 процента от общего объема платных услуг, оказанных населению. К 2015 году прогнозируется рост объема туристских услуг до 512 млн. рублей14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проектирование  мероприятий по совершенствованию  управления рынком труда в Брянской области.

 

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2014 год)15

 

  1. ПАСПОРТ
  2. программы дополнительных мероприятий, направленных
  3. на снижение напряженности на рынке труда
  4. Брянской области (2014 год)
  5. Наименование программы
  6. Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2014 год).

Утверждена Постановлением администрации области от 19 января 2014 года N 19 "Об утверждении программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2014 год)".

Цель программы

Снижение напряженности на рынке труда и поддержание занятости населения Брянской области.

Задачи программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.

Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

Основные мероприятия программы

Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами.

Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения.

Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы с привлечением наставников.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Целевой показатель программы

Целевыми показателями программы на конец 2014 года определяются:

-непревышение уровня регистрируемой безработицы более 1,8 проц.;

-непревышение коэффициента напряженности более 2,3 незанятого гражданина на 1 вакансию.

Исполнители программы

Управление государственной службы занятости населения Брянской области, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения), объединения работодателей, работодатели, учебные заведения и другие заинтересованные органы и организации.

Этапы и срок реализации программы

Срок реализации программы - 2014 год.

Этапы реализации программы приведены в приложении 1 к программе.

Объемы и источники финансирования программы

Реализацию мероприятий программы предполагается обеспечивать на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов.

Общий объем финансирования программы в 2014 году составит 145824,0 тыс. руб., в том числе:

-средства федерального бюджета - 138532,8 тыс. руб., или 95 проц. от общего финансирования (по согласованию);

-средства областного бюджета - 7291,2 тыс. руб., или 5 проц. от общего финансирования.

Ожидаемые конечные результаты программы

Прохождение опережающего профессионального обучения и стажировки работниками, находящимися под угрозой увольнения, - 89 человек;

прохождение опережающего профессионального обучения и стажировки работниками организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами, - 309 человек;

прохождение опережающего профессионального обучения и стажировки женщинами, работающими во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства - 87 человек;

прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующими возвращение к трудовой деятельности, - 174 человека;

прохождение профессиональной переподготовки врачами в соответствии с программой модернизации здравоохранения - 64 человека;

организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы - 470 человек и привлечение наставников - 153 человека;

содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - 301 человек;

содействие самозанятости безработных граждан - 1562 человека и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства 390 безработных граждан.

Орган, осуществляющий контроль за ходом выполнения программы

Контроль за ходом выполнения программы осуществляют: администрация Брянской области; управление государственной службы занятости населения Брянской области; органы исполнительной власти Брянской области, ответственные за выполнение программы.

Введение

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области на 2011 год, разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1143 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011").

Учитывая положительное влияние реализации региональной программы в 2009 и 2010 годах на ситуацию на рынке труда, администрация Брянской области приняла решение продолжить ее реализацию и в 2014 году.

Представленные в программе цель и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда, сложившейся в 2010 году, и прогнозных оценок на 2011 год.

Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда и поддержанию занятости населения.

Обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда

Брянской области

Реализация мероприятий региональной программы в 2009 году положила начало стабилизации на рынке труда и выполнение ее в 2010 году способствовало закреплению положительных параметров по основным индикаторам рынка труда.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области, индекс промышленного производства в январе - октябре текущего года по сравнению с январем - октябрем 2009 года составил 119,7 проц., в октябре 2010 года по сравнению с октябрем 2009 года - 117,8 проц.

Индекс производства в обрабатывающих отраслях по итогам 10 месяцев вырос на 20,9 проц. по сравнению с тем же периодом прошлого года, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 33,3 проц. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился объем работ, выполненных в строительстве, на 8,4 проц.; на 9,7 проц. увеличился грузооборот транспорта; реальные доходы на душу населения увеличились на 8,0 проц.

Экономический рост способствует стабилизации ситуации на рынке труда и повышению доходов работающего населения, в том числе росту номинальной и реальной заработной платы. За январь - сентябрь 2010 года номинальная заработная плата увеличилась на 10,6 проц., а реальная - на 1,6 проц. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и номинальная заработная плата за январь - сентябрь 2010 года составила 12136,4 руб.

Растет занятость в экономике при одновременном сокращении общей безработицы (по методологии МОТ) и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.

Численность занятого населения в среднем за 2009 год составляла 569,7 тыс. человек, численность экономически активного населения - 637,8 тыс., общая численность безработных - 68,1 тыс., или 10,7 проц. от экономически активного населения; в среднем за 9 месяцев 2010 года соответственно - 597,7 тыс. человек (рост на 28,0 тыс. человек), 653,7 тыс. (на 15,9 тыс. человек) и 56,1 тыс. (снижение на 12,0 тыс. человек), или 8,6 проц.; в среднем за сентябрь - ноябрь 2010 года соответственно - 618,8 тыс. человек (рост на 49,1 тыс. человек), 657,1 тыс. (на 19,3 тыс. человек) и 38,4 тыс. (снижение на 29,7 тыс. человек), или 5,8 проц.

Снижается численность зарегистрированных безработных с 18,3 тыс. человек на конец февраля до 11,7 тыс. человек на 1 января 2014 года, или на 6,5 тыс. человек (35,8 проц.).

В связи со снижением численности безработных и ростом потребности работодателей в работниках (по состоянию на конец декабря количество вакансий составило 5,2 тыс. единиц) с начала года наметилась тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда (численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) с 4,7 до 2,3 человека.

Уменьшается просроченная задолженность по выплате заработной платы. На 1 ноября 2010 года, по сведениям организаций (без малого предпринимательства), просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов деятельности составила 34,6 млн. рублей и по сравнению с началом 2010 года сократилась на 2,9 млн. рублей, или на 7,7 проц.

Сокращается численность работников, находящихся в режиме неполной занятости в организациях и на предприятиях области (неполное рабочее время, простои по вине работодателя и вынужденные отпуска без сохранения заработной платы). По данным мониторинга, 60 предприятий находились в неполной занятости с численностью 7,0 тыс. человек (в режиме неполного рабочего времени работали 5,3 тыс. человек, находились в простое по вине администрации - 1,6 тыс. человек и 0,1 тыс. человек находились в отпусках без сохранения заработной платы).

Снижается количество высвобождаемых работников с предприятий и организаций области. В 2010 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились объемы высвобождения в 2,5 раза и составили 6,8 тысячи человек.

Однако, несмотря на положительные изменения на рынке труда в 2010 году, область все еще не вышла на докризисный уровень 2008 года:

-по общей численности безработных и по уровню безработицы (по методологии МОТ). В среднем за 9 месяцев 2010 года численность занятого населения составила 597,7 тыс. человек, численность экономически активного населения - 653,7 тыс. и общая численность безработных - 56,1 тыс., или 8,6 проц. от экономически активного населения (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, в среднем за 2009 год общая численность безработных составляла 68,1 тыс., или 10,7 проц. от экономически активного населения; в среднем за 2008 год общая численность безработных составляла 42,0 тыс. чел., уровень безработицы - 6,4 проц.);

-по численности зарегистрированных безработных. Среднегодовая численность безработных в 2010 году составила 14357 человек (в 2007 году - 10,1 тыс. человек, в 2008 году - 8,3 тыс. человек);

-по напряженности на рынке труда. На 01.01.2011 она сложилась - 2,3 незанятого человека на одно рабочее место (на 01.01.2008 - 1,4 человека).

Информация о работе Рынок труда региона как социальная среда распределения и обмена рабочей силы (на примере Брянской области)