Рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.95 Кб (Скачать файл)
  • изменение цен на другие товары, в частности товары-субституты или товары-комплементы;
  • количество потребителей, которые выходят на рынок этого товара;
  • ценовые ожидания покупателей;
  • доходы потребителей.

В реальной жизни ни один из пересчитанных факторов не действует  обособленно, в чистом виде. Они переплетаются, образуя сложную и противоречивую систему, но понимание механизма  действия каждого из них дает ключ к пониманию многих событий реальной экономической жизни.

2. Эластичность  рыночного спроса

2.1 Ценовая эластичность спроса и ее использование

 

До сих пор речь шла лишь о  направленности влияния того или  иного фактора на спрос. Но практическое использование полученных знаний требует  и умение измерить силу, с которой  определенный фактор влияет на объем  желательных закупок потребителя. Эта проблема решается с помощью  оценки эластичности спроса.

Как известно, на величину спроса влияет цена. Эластичность спроса по цене - это показатель процентного изменения объема спроса при изменении на 1% цены на товар вдоль данной кривой спроса на него. Она показывает чувствительность объема (величины) спроса к изменениям цены товара при условии, что все другие факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными:

 

                               .                                 (4.1)

 

Эластичность тесно связана  с показателями наклона кривой спроса. Но если последняя показывает соотношение  между уменьшением или увеличением  объема закупленных товаров в  натуральных показателях  в зависимости  от изменения цен на 1 доллар, гривню или марку, то эластичность демонстрирует более универсальную зависимость – процентное изменение.

Поскольку кривая спроса имеет  отрицательный наклон, то эластичность спроса по цене изменяется от нуля до минус бесконечности. Для практического использования эластичность спроса по цене  берут, как правило, по модулю: |Ed|. Чем больше значение этого показателя, тем большая ценовая эластичность. Если:

                       0 < |Ed | < 1 - спрос неэластичный;

                     |Ed| = 1 - спрос с единичной эластичностью;

                       1 < |Ed| < -¥ - спрос   эластичен.

Эластичность спроса по цене зависит от целого ряда факторов, в  частности:

- наличия товаров-субститутов. Чем больше существует товаров, способных довольно эффективно заменить друг друга, тем активнее реагирует спрос на изменение цен на них. Примером могут служить автомобили одного класса или различные виды прохладительных напитков. Наоборот, если на рынке нет товара, который мог бы послужить хорошим заменителем существующего, то изменение цен на него почти не вызывает соответствующих колебаний объемов продаж. Это, скажем, может быть инсулин для больной сахарным диабетом;

- времени приспособления к изменению цен. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, ведь для поиска товаров-субститутов и изменения структуры потребление требуется время;

- части потребительского  бюджета, расходуемого на продукт. Здесь зависимость обратная: чем большая часть, тем меньшая эластичность и наоборот.

Расчеты эластичности спроса по цене имеют довольно широкое практическое использование как для прогнозирования потребительских расходов, так и для проведения ценовой политики фирмы. Для продавца важно знать, сколько денег потребитель готов израсходовать на приобретение данного товара при различном уровне цены на него, ведь расходы потребителя являются ни чем иным, как валовым доходом продавца:

 

Общие затраты покупателя = PQ = валовой  доход продавца.

 

На рис. 4.3 показан выигрыш  продавца от увеличения цены на товар  и его проигрыш от вызванного этим возрастанием цены уменьшение объема продажи. Если площадь фигуры P1P2N2V (выигрыш от роста цен) больше  площади фигуры Q2Q1N1V (проигрыш от уменьшения объема продажи), то общие доходы продавца возрастут.

 

                                  P

                                                                        Выигрыш продавца


                                  P2        N2


 

                                   P1       V     N1             Проигрыш продавца    



 


                                      O   Q2      Q1                                     Q

                 Рис. 4.3. Выигрыш и проигрыш продавца при повышении цены  

 

Если же большей окажется площадь последней фигуры, то при  возрастании цены общие доходы продавца уменьшатся. Тот или иной результат  будет зависеть от эластичности спроса по цене: при |Ed| > 1 - продавец проиграет; при Ed < 1 - продавец выиграет.

В обобщенном виде влияние  эластичности спроса на реакцию общих  расходов потребителя на приобретение товара в зависимости от изменения цены представлено в табл. 4.2. Укажем дополнительно, что если эластичность равно нулю, то есть спрос не реагирует на изменение цена, выступая как абсолютно неэластичный, то увеличение или уменьшение дохода продавца будет прямо пропорциональным изменению цены.

Таблица 4.2

Влияние эластичности спроса за ценой на общий доход  продавца

 

Эластичность спроса по цене

 Признак эластичности

 Изменение выручки  при уменьшении цены

 Изменение выручки  при увеличении цены

Эластичный спрос

 Ed >1

+

-

 Спрос с единичной  эластичностью

 Ed= 1

0

0

 Неэластичный спрос

 Ed <1

-

+


 

Практика хозяйствования богатая на примеры использования  показателей эластичности спроса по цене для принятия экономически обоснованных решений. Довольно часто осуществление  каких-либо экономических действий требует постоянных затрат. Тогда  доход предпринимателя будет  зависеть только от объема выручки, то есть от того количества денег, которое  согласятся уплатить покупатели за предложенный товар. Классическим примером такой  ситуации может быть проведение концерта на стадионе. Расходы организаторов  на аренду арены, гонорар артистам, рекламу и тому подобное практически  не зависят от количества зрителей, которое придет на концерт, поэтому  могут рассматриваться как постоянные. С другой ж стороны, количество зрителей, а значит, и выручка, зависит от цен на билеты. Чем должны руководствоваться  организаторы, устанавливая цены на входные  билеты?

Можно исходить из того, что  цены должны быть такими, чтобы максимально  заполнить стадион, не оставляя ни одного свободного места. Но при этом не обязательно  будет достигнута максимальная выручка. Если спрос на билеты неэластичный, то повышение цены уменьшит количество зрителей в меньшей мере, чем возрастут  цены, а потому общая выручка будет  возрастать. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет  достигнута единичная эластичность. Дальнейшее же повышение цены приведет к быстрейшему  уменьшению количества зрителей и, как  результат, - к уменьшению выручки. Таким образом, выручка достигает своего максимального значения при ценах, которые отвечают единичному значению эластичности спроса. Вот чему мы можем наблюдать незаполненные залы на концертах знаменитых артистов, полупустые салоны самолетов и вагоны поездов и тому подобное. В данном случае недоиспользуются мощности того или иного капитала, но максимизируется выручка предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Расчет эластичности спроса по цене для отдельной точки на кривой

 

Величину эластичности спроса по цене можно измерить для бесконечно малых  изменений цены в каждой точке  кривой спроса. Необходимость таких  расчетов подтверждается, в частности, тем, что на одном и том же участке  кривой при применении традиционной методики эластичность будет различной, если цены возрастают и если они  снижаются. Для примера возьмем  такую ситуацию:

     

                              Р1 = 10 грн.;                             Q1 = 200 шт;

                              P2 = 12 грн.;                             Q2 = 150 шт.

     

Если цена возросла с 10 до 12 грн., то эластичность спроса будет рассчитываться так:

 

Ed = [(150-200)/200] : [(12-10)/10] = - 1,25.

 

Если же рассматривать ситуацию, когда цена снижается с 12 до 10 грн., то величина эластичности спроса будет уже другой:

Ed = [(200-150)/150] : [(10-12)/12] = -2.

 

В какой-то мере исправить  расчеты можно с помощью использования  средних значений цены и величины спроса для расчета процентных изменений, однако, это не даст точных результатов  для практического использования, поскольку эластичность в начале участка кривой и в ее конце  существенно отличается. Вот чему необходимо делать расчет эластичность для каждой точки кривой спроса.

Для начала предположим, что имеем дело с линейной кривой спроса. Она имеет постоянный наклон во всех точках (DQ/DP = const), но не постоянную эластичность. Последнюю можно рассчитать через соотношение отрезков на оси цен. На рис. 4.4 DР = - Р1С; Р = ОР1; DQ = P1E = OQ; Q = OQ. Тогда расчет эластичности спроса по цене может приобрести такой вид:

 

                         Ed = (DQ/Q) : (DP/P) = (DQ/DP) : (P/Q) =

                            = (- OQ/P1C) : (OP1/OQ) = - OP1/P1C.                        (4.2 )

 

Последнее выражение получило название формулы расстояний. Она используется для расчета точечной эластичности.

 

 Рх


                                    

                                      С


 

                             DР        

 

                              О                Р1                 Е


                                           DQ         Q                    Qd

 

                                 

                                                                                 

 

Рис. 4.4. Точечная эластичность спроса по цене

для линейной кривой спроса

                      

Полученные результаты могут  быть использованные и для кривых спроса с нелинейной зависимостью. Для этого в точке, где необходимо определить эластичность, проводится касательная к кривой  спросу и определяется соотношение отрезков на оси цен: отрезка от начала координат  к уровню цены, что отвечает точке на кривой спроса, и отрезка от этого уровня цены к точке пересечения касательной с осью цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Неценовая эластичность спроса

 

Общий подход к измерению  эластичности спроса сохраняется и  тогда, когда речь идет о влиянии  на него других, неценовых факторов. Среди них особое место занимают доходы и цены на другие товары.

Эластичность  спроса по доходам можно определить как соотношения между относительным изменением спроса и относительным изменением дохода потребителя (I).  На рис. 4.5 показано увеличения спроса (сдвиг кривой вправо) на DQ (Q2 - Q1), вызванное увеличением дохода на DI (І1 - І2). Тогда эластичность спроса по доходам будет равна:

 

                                               Ei = (DQ/Q) : (DI/I).                                  (4.3 )

 

Эластичность спроса по доходам  может приобретать самые разнообразные  значения:

Еі  > 0  - для нормальных товаров;

                                   Еі  > 1 - для предметов роскоши;

                                   Еі  < 0 - для некачественных товаров.

Если эластичность спроса по доходам  равно нулю, то это означает, что  потребление данного товара вообще не зависит от уровня дохода потребителя. О таких товарах речь шла в  предыдущей теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Р

 



                                        Р1


 

                                                                                        D1

                                                                               D2

Информация о работе Рыночный спрос