Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;
- рассмотреть классификацию налогов по различным признакам;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6
1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация..……….6
1.2. Характеристика основных принципов налогообложения………………..14
1.3.Правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21
2.1.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21
2.2.Анализ налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27
2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38
3.1. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38
3.2. Оптимизация налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 317.15 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…….6

1.1 Налоги: их  экономическая сущность, функции и классификация..……….6

1.2. Характеристика  основных принципов налогообложения………………..14                   

1.3.Правовое  регулирование налоговой системы Республики Беларусь.........17

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….21

2.1.Анализ  налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки.………............21

2.2.Анализ  налогов и отчислений, уплачиваемых из прибыли……………….27

2.3.Анализ налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции.31

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ….……………………………….......38

3.1. Направления  совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………......38

3.2. Оптимизация  налоговой нагрузки в Республике Беларусь………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………52

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….56

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. 

Эффективное функционирование всей экономики в целом зависит от того, насколько правильно построена система налогообложения. Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Именно  поэтому, изучение правил и особенностей функционирования налоговой системы, определение перспектив ее развития в современном мире является не только важным, но и необходимым элементом экономических отношений, позволяющим планировать налоговую деятельность государства и совершенствовать систему налогообложения.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических  аспектов налогов и налогообложения, определение наиболее эффективных путей  развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. 

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

-  определить экономическую сущность налогов и их функции в рыночной экономике;

- рассмотреть  классификацию налогов по различным  признакам;

- раскрыть  основные принципы налогообложения;

- изучить законодательные и нормативные правовые документы, регулирующие аспекты разработки и проведения налоговой политики;

- оценить  и проанализировать налоги и  отчисления, уплачиваемые из выручки,  прибыли и относимые на себестоимость;

- определить  основные направления совершенствования  налоговой  системы Республики  Беларусь;

- разработать  основные пути оптимизации налоговой  нагрузки Республики Беларусь.

Предметом исследования являются тенденции развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Объектом моего изучения выступает налоговая система Республики Беларусь.

Данная  работа состоит из трёх разделов:

    1. Теоретические основы налогов и налогообложения;
    2. Анализ системы налогообложения Республики Беларусь;
    3. Перспективы развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

В первом разделе рассматривается сущность налогов,  их классификация, основные принципы и выполняемые ими функции.

Во втором разделе проводится анализ налогов  и отчислений из выручки, прибыли  и относимых на себестоимость.

В третьем  разделе рассмотрены основные направления  совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, а также наиболее эффективные методы по оптимизации налоговой нагрузки.

При написании  работы были использованы методы: анализа, группировки, сравнения показателей, метод аналогии, графический метод.

 Для данной работы источниками информации послужили учебники по налоговой тематике, статьи из специализированных периодических изданий, законодательные и нормативные правовые акты, электронные ресурсы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ  И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Налоги: их экономическая сущность, функции и классификация 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с появлением государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной  властью в качестве механизма  косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей. Возникает вопрос: действительно ли налог - это неминуемое зло, избавиться от которого стремится каждый человек? Что выражает понятие «налог» в своей сущности и каковы его свойства?

Наиболее распространенный подход состоит в том, что налоги - это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед. Следовательно, понятие «налог» можно рассматривать как экономическую категорию. [14, с. 25]

К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:

  1. налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;
  2. интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни. В частности, такие известные экономисты начала XX в., как И.М.Кулишер, М.И.Слуцкий, Н.И.Тургенев определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей. В работах современных налоговедов И. В. Горского, В.А.Кашина, Д.Г.Черника и др. налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны» или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей». Аналогичное определение налога приведено в ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др. Подобная трактовка понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А.В.Брызгалин, Л.П.Окунева, Т.Ф.Юткина. Например, по определению А. В. Брызгалина, «налог - это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета». [14, с. 26]

Т.Ф.Юткина для раскрытия смысла понятия «налог» использует его категориальные свойства, причем в строго определенной иерархической последовательности:

1. Налог как философская  категория. Налог - это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны и плательщиков. Вместе с тем после уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно этот смысл хотел донести до нас А. Смит, утверждая, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

  2. Налоги как экономико-стоимостная категория. Налоги выступают как совокупный компонент экономических отношений, а налогообложение - как способ достижения баланса финансовых интересов различных собственников. Опосредуя перераспределение общественного продукта, налоги балансируют интересы государства и налогоплательщиков, поэтому они демократичны в своей сущностной основе. Такое восприятие налога породило классические принципы налогообложения.

3. Налоги как финансово - перераспределительная категория. Налоги - это важнейший элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения, налоги оказывают решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.

4. Налоги как правовая категория. Данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений «государство - налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.

5. Налоги как фискальная категория. Посредством налогов государством в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных нужд. Таким образом формируется доходная часть государственного бюджета. Взносы осуществляют основные участники производства общественного продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты; владельцы капитала.

Примечательно, что в развитых демократических  государствах иерархия категориальных свойств налога выстраивается именно в вышеуказанной последовательности. [35, с. 10]

Таким образом, налог:

- служит удовлетворению общественных потребностей. Государство в данном случае выступает выразителем интересов всего общества;

- выражает одностороннее движение средств в бюджет. При этом косвенным образом они возвращаются к налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ и гарантий. На этом, в частности, основано законное право налогоплательщиков требовать от государства отчета об исполнении бюджета;

- взимается на правовом основании  по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы и др. элементы налогов заранее оговорены законом, так что порядок взимания исключает какой-либо произвол.

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования.[14, с. 31]

Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики. [16, с. 57]

Налоги, как финансовая категория, имеют свои отличительные  признаки, черты, собственную форму  движения, т.е. свои функции. Функция  налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  способом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. В  числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Для этой функции характерна максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно  налоговым методом бюджетные  ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения  потребности науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования на примере Республики Беларусь