Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Формирование бюджета и его распределение осуществляется соответствующими компетентными органами государственной власти.Общественность являясь основным налогоплательщиком должна участвовать в обсуждении и принятии бюджета .Анализ основных ориентиров и бюджетной политики Кыргызстана свидельствует о том, что имеются существенные просчеты в рыночных преобразованиях. Прежде всего это проявляется в том, что при формировании рыночной стратегии реформ и практической реализации необходимо придерживаться принципа достижения экономической стабилизации общества и соблюдения интересов всех участников политического процесса ,основой которого является финансовая система, которая в условиях рынка пронизывает систему вертикальных, горизонтальных, управленческих и хозяйственных связей .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура, назначение и формирование бюджетной системы и внебюджетных фондов 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2. Структура и функции внебюджетных фондов 7
1.3. Этапы реформирования бюджетной системы Кыргызской Республики 12
Глава 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов Кыргызской Республики 14
2.1. Характеристика деятельности фондов Кыргызской Республики 14
2.2. Формирование доходов и расходов государственного бюджета за 2012-2014 гг. 20
2.3. Социальное обеспечение граждан региональным отделением фонда социального страхования Кыргызской Республики 36
Глава 3. Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики 44
3.1. Проблемы социального страхования в Кыргызстане и пути их преодоления 44
3.2. Развитие обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система и внебюджетные специальные фонды Кыргызской Республики курсовая PH LAST BITCH KENDRICK.docx

— 562.42 Кб (Скачать файл)

По налогу на валовой доход от Кумтор поступило 4624,3 млн.сом при прогнозе 3442,0 млн.сом или 134,3%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 1056,2 млн.сом или на 29,6%. Доля данного налога к ВВП составила 1,16% и по сравнению с прошлогодним периодом увеличилась 0,16%.

Поступления по налогу за пользование недрами (Роялти, Бонус) составили 749,6 млн.сом при прогнозе 746,8 млн.сом, прогнозные показатели выполнены на 100,4%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления сократились на 136,4 млн.сом или на 15,4%. Доля налога к ВВП сократилась на 0,07% и составила 0,2 процентных пункта.

В том числе поступления по бонусу составили 426,1 млн.сом при прогнозе 420,0 млн.сом, прогнозные показатели выполнены на 101,5%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления сократились на 166,4 млн.сом или на 28,3%. Доля налога к ВВП сократилась на 0,07% и составила 0,12 процентных пункта.

Поступления по роялти составили 323,5 млн.сом при прогнозе 326,8 млн.сом или 99,0%, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 29,9 млн.сом или на 10,2%. Доля налога к ВВП осталась на том же уровне и составила 0,09 процентных пункта.

Объем неналоговых поступлений составил 2115,9 млн. сом, что составило 128,4% от прогнозного показателя. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 416,5 млн.сом или на 24,5%. Удельный вес неналоговых платежей к ВВП увеличился на 0,05% и составил 0,58 процентных пункта.

 

 

Анализ расходов государственного бюджета

Второй составной частью бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Через государственный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Таблица 2.5.

Состав и структура расходов государственного бюджета КР на 2012-2014 года

Наименование

2012 год

2013 год

2014 год

Сумма,

тыс.сом

% к общей  сумме

Сумма,

тыс.сом

% к общей  сумме

Сумма,

тыс.сом

% к общей  сумме

Расходы на операционную деятельность

61583441,0

89,5

82599793,9

90,2

100019047,4

93,3

Государственные службы общего назначения

819395,6

11,9

10130625,3

11,1

10906611,0

10,2

Оборона

2846533,5

4,1

3168999,5

3,5

0,0

0,0

Общественный порядок и безопасность

5629254,0

8,2

6551300,8

7,2

9957618,4

9,2

Экономические вопросы, не отнесенные к другим категориям

10801740,6

15,7

15553305,8

17,0

22228793,0

20,7

Охрана окружающей среды

567835,4

0,8

561997,8

0,6

507380,3

0,5

Жилищно-коммунальные услуги

2504236,0

3,6

2893312,9

3,1

3441905,1

3,2

Здравоохранение

6413264,0

9,3

9084196,1

9,9

11369043,7

10,6

Отдых, культура и религия

1560123,3

2,3

2234489,7

2,4

2432127,6

2,3

Образование

11993832,4

17,5

18239033,8

19,9

21685510,7

20,4

Социальная защита

11075226,2

16,1

14182532,2

15,5

17490057,6

16,3

Расходы на приобретение нефинансовых активов

7197756,9

10,5

8944302,5

9,8

7217456,9

6,7

Всего расходов

68781197,9

100

91544096,4

100

107236504,3

100


Анализ расходной части дает картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Таким образом, в 2013 году расходы государственного бюджета по отношению к 2012 увеличились на 33,1%, в 2014 по отношению к 2013 выросли на 17,1%, а по отношению к 2012 выросли на 55,9% (график 2.2).

График 2.2.

Динамика расходов бюджета


Первую категорию расходов государственного бюджета занимают расходы на операционную деятельность, которые в среднем за рассматриваемый период составили 91% от общей суммы. Из них можно выделить, в среднем за период к общей сумме, расходы на государственные службы общего назначения – 11%, экономические вопросы (не отнесенные к другим категориям) – 17,8%, здравоохранение – 9,8%, образование – 19,2% и социальная защита – 15,9%. В таблице 2.5 наблюдается значительный рост расходов на здравоохранение, образование и на поддержание общественного порядка.

Расходы на приобретение нефинансовых активов, которые относятся ко второй категории, составляют в 2012 году – 10,5%, в 2013-9,8% и в 2014-6,7% общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы, относящиеся ко второй категории, постепенно снизились.

 

График 2.3.

Сравнение доходов и расходов бюджета


На графике 2.3. видно, что расходы значительно превышают доходы. В течении анализируемого периода сумма расходов растет, а сумма доходов снижается. Это означает рост дефицита государственного бюджета, который уже составляет более 21млрд. сомов.

Таким образом, общие расходы бюджета с учетом расходов, произведенных по разделу «потоки денежных средств в связи с операциями по финансированию» и без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ за 2014 год составили 57 017,7млн. сомов. Относительно 2013 и 2012 года общие расходы республиканского бюджета уменьшились на 5 893,6 млн. сомов, или на 9,4 процента.

 

2.3. Социальное  обеспечение граждан региональным  отделением фонда социального  страхования Кыргызской Республики

 

В финансовой системе Кыргызстана отсутствуют институты, способные предоставить долгосрочные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов. В странах с развитой экономикой подобными источниками, наряду со страховыми компаниями, стали государственные пенсионные фонды, основанные на использовании накопительной системы пенсионного обеспечения. В этой связи возникает вопрос - имеют ли подобные учреждения перспективу развития в Кыргызстане? Решение этого вопроса подразумевает внедрение в Кыргызстане накопительной пенсионной системы.

Существующая распределительная пенсионная система Кыргызстана не удовлетворяет всех: пенсионеров - явно низким размером пенсий; законодательную и исполнительную власти - недовольством населения низким прожиточным уровнем; ни сам государственный Социальный фонд - невозможностью зачастую собрать необходимые ему средства и выполнить свои обязательства.

Доходы пенсионеров хронически отстают от постоянно растущего уровня цен, и основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.

Нынешняя система пенсионного обеспечения не устраивает и работодателей - из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку это негативно отражается на себестоимости и цене товара. Как показывает анализ ставок взносов на социальное страхование, они в Кыргызстане самые высокие и в совокупности составляют 33% фонда заработной платы: из них 25% - отчисления работодателя и 8% - совокупные удержания с зарплаты работающих. Уплачивая эти взносы, мы не в состоянии обеспечить должный уровень жизни в старости.

Существующая государственная пенсионная программа в Кыргызстане формируется на солидарной основе, как и программы государственных пенсий во многих других странах мира.

Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10:1 (на 10 плательщиков взносов в пенсионный фонд один получатель пенсии).

Наиболее эффективным путем решения данной проблемы, на наш взгляд, является переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей ныне существующую распределительную систему, переход на накопительный принцип формирования пенсионной системы и создание на этой основе государственного пенсионного обеспечения.

Социальным фондом Кыргызской Республики за февраль 2013 года собрано страховых взносов на сумму 1 559,2 млн. сомов, при плане 1 350,0 млн. сомов, выполнение плана составило 115,5 процентов, в суммарном выражении на 209,2 млн. сомов больше. По сравнению с соответствующим периодом 2012 года поступление страховых взносов увеличилось на 106,6 процента или на 97,2 млн. сомов больше. 

Обязательные ассигнования из республиканского бюджета на пенсионные выплаты военнослужащим, льготные пенсии, надбавки к пенсиям и компенсационные выплаты за электрическую энергию за февраль текущего года поступили в сумме 1 077,3 млн. сомов в соответствии с Законом о бюджете.

Социальным фондом от размещения денежных средств на срочные депозитные счета в коммерческих банках Кыргызской Республики, государственные казначейские векселя, и от других источников получен доход на сумму 8,8 млн. сомов.

Всего общая сумма доходов за февраль 2013 года по предварительным данным составила 2 645,2 млн. сомов, что на 265,7 млн.сомов больше прошлого года или составило 111,1 %.

За февраль текущего года вся потребная сумма на выплату пенсий и пособий в объеме 2 412,8 млн. сом профинансирована в полном объеме. Задолженности на 1 марта 2013 года по выплате пенсий нет.

Фонд обязательного медицинского страхования профинансирован в полном объеме согласно бюджета на 2012 год в сумме 1 209,9 млн. сомов, по сравнению с 2011 годом профинансирован на 232,0 млн. сомов больше (рост на 123,7%).

Фонд оздоровления трудящихся профинансирован в полном объеме согласно бюджета на 2012 год в сумме 152,0 млн. сомов, по сравнению с 2011 годом профинансирован на 29,1 млн.сомов больше (рост на 123,7%).

 

Диаграмма 2.7. Тарифы страховых взносов

Диаграмма 2.9. Количество пенсионеров и средний размер пенсии по отчету № 94-СОЦ за 2005-2010 гг.

Диаграмма 2.9. Динамика численности пенсионеров, состоящие на учете в органах СФКР за 2005-2010 гг.

Диаграмма 2.10. Количество пенсионеров по областям состоящих на учете в органах СФКР за 2005-2010 гг.

Пенсии по возрасту - ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам” достигшим установленного в Законе возрасте, в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком. Таким образом, в определение понятия "пенсия по старости" включены признаки, присущие ванному виду пенсии, а именно - они назначаются пожизненно лицам, имеющим длительный общий трудовой стаж, достигшим пенсионного возраста и независимо от фактического состояния, трудоспособности.9

Пенсии по возрасту являются способом реализации гражданами конституционного права на материальное обеспечение при достижении определенного возраста.10 В прежнем законодательстве этот вид обеспечения именовался пенсиями по старости. В литературе неоднократно отмечалось, что само по себе достижение пенсионного возраста вовсе не означает наступления старости в ее медико-биологическом значении и связанной с ней нетрудоспособности. Поэтому обеспечение пенсиями по возрасту является, строго говоря, не обеспечением нетрудоспособных, а обеспечением лиц, выполнивших установленный в обществе объем трудового вклада и в связи с этим освобожденных от обязанности осуществлять общественно полезную деятельность в дальнейшем. Вместе с тем за этими лицами сохраняется право на труд, которое, как известно, не ограничено никакими возрастными границами, и данное обстоятельство учитывается пенсионным законодательством.

Таблица 2.6.

Финансирование пенсий в разрезе регионов   (тыс.сом)

 

Наименование областей

Потребность на выплату пенсий и пособий за февраль 2013 года

Профинансировано за февраль 2013 года

Задолженность по состоянию                   на  1 марта  2013 года

Итого по республике

2 390 804,0

2 390 804,0

0

г. Бишкек

400 357,0  

400 357,0  

0

Чуйская

382 386,0  

382 386,0  

0

Нарынская

198 024,0  

198 024,0  

0

Иссыккульская

219 098,0  

219 098,0  

0

Таласская

97 880,0  

97 880,0  

0

г.Ош

85 261,0  

85 261,0  

0

Ошская

436 278,0  

436 278,0  

0

Баткенская

186 338,0  

186 338,0  

0

Джалалабатская

385 182,0  

385 182,0  

0


 

За февраль 2013 года Фонд ОМС профинансирован в сумме 127,9 млн. сомов, Фонд оздоровления трудящихся профинансирован в сумме 15,6 млн. сомов т.е. в полном объеме.

 

 Предварительная потребность на выплату пенсий за март месяц 2013 года составляет 2 387,2 млн. сом. По состоянию на 05 марта 2013 года (учитывая, что 2,3 марта являлись выходными днями) в целом по республике пенсия профинансирована в сумме 914,6 млн. сомов или 38,3 % от общей потребной суммы.

Пенсия военнослужащих профинансирована в сумме 30,0 млн.сомов.

Социальным фондом пенсия за март т.г. будет профинансирована в соответствии с графиком в полном объеме и своевременно.

 

 За последние пять лет рост пенсии был значителен: к концу 2012 года средний размер пенсии достиг уровня 4270 сомов, или по сравнению с 2008 годом возрос в 3 раза, и соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера возросло с 45,7% до 110%.

Этому способствуют мероприятия по улучшению администрирования сбора страховых взносов, работа над своевременным поступлением ассигнований из республиканского бюджета, а также поэтапный перевод по 20% (с 2010 года до 2014 года) финансирования базовой части пенсии на республиканский бюджет.

Механизм повышения страховых частей пенсий в условиях солидарно-распределительной пенсионной системы позволяет решать вопросы не только поддержания страхового принципа, но и вопросы уменьшения количества пенсионеров, получающих пенсии ниже прожиточного минимума. Если в 2009 году количество лиц, получавших пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера составляло 452,9 тыс.человек (86,6% от общего количества), то на конец 2012 года — это количество составит 344,0 тыс. человек (62,2% от общего количества).

Начиная с 2003 года, задолженностей по выплате пенсий не имеется, выплата пенсий производится за текущий месяц и только в денежном выражении. В целях снижения доли безналичных платежей производится перевод выплаты пенсий через банки на добровольной основе.

С 1 января 2010 года в пенсионную систему введен накопительный компонент. Снижена ставка тарифов страховых взносов с работодателя на 2%, которые направляются на формирование накопительной части пенсии. С 2012 года в накопительной составляющей введен возрастной ценз, - в формировании накопительной части пенсии не участвуют лица пенсионного и предпенсионного возраста.  На переходный период Социальным фондом производится вложение средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги и на депозиты коммерческих банков.

 

 По предварительным данным за 2012 год Социальным фондом Кыргызской Республики собрано страховых взносов на сумму 18 795,7 млн. сомов, при плане 17 942,0 млн. сомов, выполнение плана составляет 104,8 процентов, в суммарном выражении на 853,7 млн. сомов больше. По сравнению с 2011 годом поступление страховых взносов увеличилось на 116,0 процента или на 2586,7 млн. сомов больше.

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы государства и внебюджетных фондов Кыргызской Республики