Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат
Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;
Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов
51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях
58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов
58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций
61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации
68
Заключение
75
Список использованных источников
Продолжение таблицы 1.1.1
Зависимость |
Должен быть независимым от субъекта хозяйствования, что реализуется организационно подчиненностью владельцам предприятия, наблюдательному совету, ревизионной комиссии, пр. |
Финансово и организационно независим от предприятия |
Периодичность осуществления |
Внутренний аудит – часть внутреннего контроля, который должен быть беспрерывным |
Внешний аудит является периодическим, осуществляется: при обязательном аудите – с годовым или трехгодичным интервалом; при добровольном - в зависимости от желания и потребностей клиента |
Внутренний аудит организовывается с учетом его специфики на каждом предприятии, поэтому на практике возникают разные виды внутреннего аудита [40, c.73]:
1. Операционный (исследование хозяйственной системы с точки зрения ее эффективности и производительности), включающий в себя:
а) функциональный: контроль функции производства, управления, сбыта, в том числе технологический: контроль профессионального уровня техники и технологии (системы производства);
б) организационный: контроль функционирования процессов или организационной структуры на основании принятых норм, законов и принципов;
в) экономический: контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности (аудит бухгалтерского учета является составной его частью);
г) правовой: контроль исполнения международных, государственных, местных законодательных актов и положений, а также внутренних уставных документов и распоряжений руководителя;
д) социальный: контроль выполнения коллективных договоров между администрацией и коллективом предприятия, соблюдение психофизиологических рекомендаций при назначении работников на должность;
е) специальный: определяется потребностями администрации, например, выявление причин неэффективности функционирования систем электронной обработки информации, исследование возможности злоупотреблений в конкретном подразделении, пр.
2. Аудит на соответствие требованиям:
а) аудит на соответствие принципам – процедуры контроля соблюдения нормативных требований законодательства, учетных стандартов, внутренних правил предприятия;
б) аудит на соответствие целесообразности – процедуры контроля деятельности должностных лиц на предмет рациональности, целесообразности, обоснованности и эффективности.
3. Аудит финансовой отчетности:
а) плановый – осуществляется в рамках утвержденного плана работы;
б)внеплановый – осуществляется по требованию собственника, руководителя.
Важно отметить, что целью хозяйствующего субъекта должно являться не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит внутренний аудит.
Внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществляемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.
Внутренний аудит с целью достижения максимальных результатов должен осуществляться в определенной последовательности.
Этапы процесса внутреннего аудита представлены в таблице 1.1.2 [44, c.59].
Таблица 1.1.2
Этапы процесса внутреннего аудита
Этапы работ |
Содержание работ |
Источника информации и рабочие документы |
1 |
2 |
3 |
1. Подготовка к проведению проверки |
Установление основных параметров фактического состояния и деятельности объекта проверки; качественная оценка действующей системы внутреннего контроля |
Информация руководителя и специалистов о состоянии подразделений. Записи о цели, задачах проверки, распределении объектов аудита по зонам риска, соответствии (несоответствии) организации учета и других направлений деятельности требованиям нормативно-правовых актов |
2. Информационное обеспечение проверки |
Определение перечня документов правового, экономического, организационно-технического обеспечения |
Законодательные и нормативные акты, стандарты, внутренние положения и т.п. Формирование возможности быстрого поиска необходимого нормативного документа (электронные банки данных, реестры и т.п.) |
3. Составление плана проверки |
Получение необходимой информации по задачам проверки. Составление календарного графика работ и распределение обязанностей |
Первичные документы, регистры учета, отчетность, приказ об учетной политике, информация об организации бух. учета и внутреннего контроля Определение состава рабочих документов (рабочая тетрадь, бланки тестов, анкет) |
4. Процесс проверки |
Определение способов выполнения работы по каждой задаче, систематизация полученной информации |
Первичная документация, учетные регистры, Главная книга, финансовая отчетность. Запись выявленных отклонений, нарушений, злоупотреблений в рабочей тетради |
5. Обсуждение предварительных
выводов и предложений с |
Подготовка предварительных выводов и предложений. Получение дополнительной информации |
Аудиторские доказательства. Обязательно обоснование предложений, рекомендаций и выводов. |
Продолжение таблицы 1.1.2
6. Подготовка отчета аудитора |
Систематизация аудиторских записей, формулировка выводов, выделение их основных позиций |
Аудиторские записи, протокол обсуждения предварительных выводов. Отчет о результатах аудиторской проверки, справка к выводу, подписанная аудитором и должностными лицами, деятельность которых проверялась |
7. Внедрение решений, предложений по результатам проверки |
Подготовка проекта приказа и распоряжений по устранению выявленных нарушений, отклонений, недостатков, реализации предложенных мероприятий |
Отчет (вывод) аудитора о результатах проверки. Приказы и распоряжения руководства, принятые по результатам |
Информационной базой внутреннего аудита является система бухгалтерского учета. Предметом же бухгалтерского учета являются факты хозяйственной деятельности, отраженные на счетах бухгалтерского учета после их регистрации и подтверждающие наличие и движение имущества организации, а также ее обязательств.
Следовательно, предметом внутреннего аудита является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению с целью раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта на стадиях расширенного воспроизводства (в производстве, распределении, обмене и потреблении).
На стадии производства предметом внутреннего аудита является информация о фактах, характеризующих все моменты труда, как целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы труда и средства труда.
На стадии распределения предметом внутреннего аудита является информация о фактах, дающих полную количественную и качественную характеристику процессов возмещения потребленных средств производства, распределения и перераспределения вновь созданного продукта.
На стадии обмена предметом внутреннего аудита является информация о фактах, подтверждающих и характеризующих операции по сбыту продукции (работ, услуг, прочего имущества), заготовкам (снабжению), расчетно-платежным отношениям с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, другими кредиторами и дебиторами.
На стадии потребления предметом внутреннего аудита является информация о фактах. Характеризующих производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производственных фондов.
На всех стадиях кругооборота совокупного продукта или процесса воспроизводства экономического субъекта в предмет внутреннего аудита входит сбор и изучение той информации о хозяйственных фактах, которая с наибольшей степенью в контрольно-аудиторском процессе позволяет: выявить законность и целесообразность проведенных или планируемых к осуществлению хозяйственных операций; получить достаточное количество качественных (исчерпывающих) доказательств для установления достоверности и реальности (объективности) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.
Внутренний аудит может быть осуществлен специалистами организации, ревизионной комиссией или специально созданным подразделением аппарата управления, который подчиняется только руководителю предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы, иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.
В заключение отметим, что правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить его до возможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный, действенный и своевременный контроль за деятельностью работников и в целом фирмы посредством правильно поставленной экономико-правовой работы, бухгалтерского учета и отчетности и т.д.
Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранений выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.
1.2 Основные принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
В настоящее время просматривается тенденция руководства отдельных наиболее крупных организаций создавать у себя службы внутреннего аудита, вместо того чтобы прибегать к услугам внешних, независимых аудиторов для налаживания системы внутреннего контроля и поддержания ее на нужном уровне.
Целесообразность создания службы внутреннего аудита (далее СВА) в коммерческих организациях обусловлена следующими причинами [17,с.24]:
-необходимость своевременного получения достоверной информации о деятельности предприятия;
- выполнение консультационных
функций в отношении
- контроль за деятельностью
организационных и
- координация контрольных действий производственных, технологических, экономических служб.
Предпосылками для создания СВА являются [52,с.46]:
-необходимость осуществления контроля вышестоящими звеньями нижестоящих;
- многоуровневая управленческая организационная структура;
- рост объемов деятельности;
-потребность в высокопрофессиональных услугах органов внутреннего аудита со стороны руководства предприятия;
-необходимость передачи части функций, выполняемых разными структурными подразделениями, но присущих СВА, в «одни руки» для более эффективного их исполнения.
В развитии служб внутреннего аудита свою роль сыграли изменение масштабов и усложнение условий функционирования организаций. На первоначальном этапе при осуществлении внутреннего аудита усилия сосредотачивались на детальных проверках, однако, по мере расширения систем регистрации и обработки данных, необходимость сплошного контроля документов сократилась, и основное внимание внутренних аудиторов теперь уделяется тому, как функционируют системы и соответствуют ли действия функциональных подразделений и ответственных лиц установленным процедурам.
В настоящее время внутренний аудит имеет тенденцию все более активного проникновения в эти системы и процедуры, с целью дать им соответствующую оценку. Например, проверяя вопросы приобретения оборудования, внутренний аудитор дает оценку не только тому, насколько правильно эта операция отражена в бухгалтерском учете, но дает и оценку обоснованности производственных затрат.
Еще одной тенденцией развития функций служб внутреннего аудита в настоящее время является активное проникновение в функции менеджмента, организационную деятельность предприятий с целью подготовки и предоставления информации не только о качестве деятельности организации, но и предложений по ее усовершенствованию.
Поскольку служба внутреннего аудита полностью содержится за счет организации, она должна экономически доказывать необходимость своего существования. При этом ее эффективность оценивается не столько по количеству проведенных проверок и суммам выявленного ущерба, а по тому насколько работа, советы этой службы способствует устойчивости финансового состояния данной фирмы.