Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат
Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;
Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях
9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях
45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов
51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях
58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов
58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций
61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации
68
Заключение
75
Список использованных источников
4.Профессионализм. Концепция профессионализма предполагает, что внутренний аудит должен иметь определенный уровень подготовки, опыта и квалификации, уметь распознать и оценить отклонения, исполнять свои обязанности в соответствии этическим кодексом.
Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно; аудиторы должны отказаться от проведения проверок структурных подразделений в случае нахождения на руководящих должностях лиц, состоящих с ними в родственных отношениях.
Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или ненадлежащую деятельность, участвовать в действиях, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора.
Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции и отвечать не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность службы внутреннего аудита; внутренние аудиторы постоянно должны повышать профессиональный уровень, эффективность и качество проводимых проверок.
Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы не имеют права разглашать полученную в ходе осуществления своей деятельности информацию и использовать ее в своих личных и иных, не связанных с осуществлением деятельности целях.
5. Управление службой внутреннего аудита. В этом разделе рассмотрим Положения о службе внутреннего аудита.
Положение о службе внутреннего аудита как элемент внутрифирменного регулирования является базовым, стратегическим документом. В нем должны быть определены точки приоритета, в отношении которых необходимо формирование единого подхода в рамках всей системы внутреннего аудита организации.
В Положении отражаются структура, задачи, функции, обязанности, права, ответственность службы внутреннего аудита, а также особенности взаимодействия этой службы с другими структурными подразделениями.
Так, например, структура службы внутреннего аудита может быть представлена следующими элементами: дирекция внутреннего аудита, службы внутреннего аудита, отделы внутреннего аудита и внутренние аудиторы.
Основные функции службы внутреннего аудита должны быть распределены между дирекцией, службами, отделами внутреннего аудита и внутренними аудиторами [23, c.204].
В числе основных прав службы внутреннего аудита можно выделить разработку и применение форм и методов аудиторской проверки, определение объемов, объектов и субъектов, информационной базы внутреннего аудита, проверку бухгалтерских и иных документов общества, разработку и применение форм рабочей и отчетной документации и т.д.
Каждое структурное подразделение службы внутреннего аудита несет ответственность за обоснованность и своевременность аудиторских отчетов, рекомендаций и консультаций, а также за неразглашение информации, полученной в ходе проведения внутреннего аудита, за сохранность архива документации службы [35, c.276].
Служба внутреннего аудита делает запросы и получает от других структурных подразделений необходимую для проведения проверок документацию.
Для каждого работника службы внутреннего аудита руководителем службы должны быть разработаны должностные инструкции, которые бы не противоречили действующему на предприятии Положению о службе внутреннего аудита. В инструкциях необходимо отразить квалификационные требования к работникам службы внутреннего аудита, их подчиненность, обязанности, права и ответственность.
Кроме того, организации службы внутреннего аудита важно разработать стандарты и Кодекс этики внутреннего аудита.
Как было сказано выше, вторая часть Кодекса этики должна содержать правила поведения внутреннего аудитора в конкретных ситуациях. Следует отметить, что все правила должны быть достаточно обоснованы и четко описаны, чтобы исключить возможность их двоякого толкования.
Обеспечение надлежащего качества
проведения внутренних аудиторских проверок
невозможно без разработки стандартов внутреннего
аудита.
При разработке стандартов внутреннего
аудита допускается ориентироваться только
на условия производственно-хозяйственной
деятельности организации либо использовать
федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности, адаптированные к специфическим
условиям деятельности организации и
учитывающие особенности внутреннего
аудита [45, c. 428].
Отсутствие внутрифирменных нормативных документов, регулирующих деятельность службы внутреннего аудита, предполагает отсутствие не только прав, но и ответственности сотрудников службы и должностных лиц организации, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве внутреннего аудита.
Следовательно, эффективное функционирование службы внутреннего аудита, достижение поставленных перед ней целей и задач, а в конечном итоге и достижение эффективного менеджмента практически невозможны без адекватной системы внутрифирменного регулирования и документарного обеспечения.
Служба внутреннего аудита коммерческой организации преследует несколько основных целей [54,с.69]:
-обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской, управленческой и прочей внутрифирменной отчетности;
-достижение эффективного и экономичного использования ресурсов предприятия;
-своевременное выявление фактов нарушения и их устранение;
-обеспечение соблюдения
нормативно-правовых актов
Служба внутреннего аудита в организации выполняет следующие задачи:
-оценка надежности и
эффективности системы внутренн
-подготовка рекомендаций для повышения эффективности деятельности;
-проведение внутреннего
аудита и информирование
Ключевое место в службе внутреннего аудита принадлежит руководителю отдела, который напрямую связан с советом директоров или учредителями и сообщает обо всех вопросах, представляющих взаимный интерес. Руководство службы внутреннего аудита обязано [20,с.129]:
-определить состав группы для проведения проверки и ее руководителя;
-контролировать ход проверки;
-контролировать правильность
оформления результатов
-организовывать консультации специалистов организации;
-анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации;
-контролировать выполнение приказов и распоряжений руководителя организации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
-составлять отчет проделанной
работе службы внутреннего
Целесообразно, чтобы для поддержания контактов руководитель отдела внутреннего аудита регулярно участвовал в тех заседаниях Совета директоров, которые касаются вопросов аудиторской деятельности, финансовой отчетности, управления организацией. Присутствие на таких заседаниях руководителя службы обеспечивает обмен информацией относительно планов и деятельности отдела внутреннего аудита, повышает престиж отдела среди других служб организации.
Руководитель отдела внутреннего аудита обязан периодически давать оценку работе отдела и сообщать о ней Совету директоров, ежегодно представлять к сведению руководства календарные планы аудиторских работ и сметы расходов своего отдела.
Руководитель отдела информирует администрацию обо всех существенных фактах, вскрытых в ходе аудиторской проверки, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организацию. Эти факты могут быть связаны с нарушениями, противоправными действиями, ошибками, неэффективностью, нерентабельностью, конфликтом интересов и недостатком контроля. Руководители организации обеспечивают выбор соответствующих мер по устранению выявленных недостатков.
Основной объем работы в службе внутреннего аудита выполняют внутренние аудиторы. Внутренние аудиторы должны пользоваться полной поддержкой Совета директоров, чтобы они могли добиваться сотрудничества со стороны объектов аудита и беспрепятственно выполнять свою работу. Являясь сотрудником коммерческой организации, внутренний аудитор должен знать специфику отрасли, уметь оперировать нормативными документами, организационными вопросами, знать стратегические цели каждого подразделения и организации в целом.
Таким образом, на службу внутреннего аудита возлагаются задачи проведения анализа и оценки производственной, финансовой и инвестиционной деятельности с точки зрения ее эффективности в соответствии с нормами российского и международного законодательства.
Для эффективной деятельности коммерческой организации необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого является служба внутреннего аудита. Поэтому усиливается ее роль, призванная изучить все аспекты бизнеса организации, выработать такие качества и навыки, как способность комплексно смотреть на проблемы, уметь находить решение выхода организации из любой ситуации и обезопасить ее от финансовых и экономических рисков.
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях
В ходе разработки методики проведения внутреннего аудита проведен анализ существующих методик и подходов к проведению внутреннего аудита на предмет их результативного использования с учетом особенностей предприятия. Рассмотрим более подробно каждую методику.
Ю.Н. Фихман утверждает, что хорошо организованный аудит – надежный способ обратной связи в системе, обеспечивающий руководство информацией о действенности бизнес-процессов на предприятии [58, c.103].
Ю.Н. Фихман рассматривает обеспеченность внутренних аудитов ресурсами. Кто-то должен разрабатывать документированную процедуру, кто-то составлять программу аудитов, нужны средства на подготовку аудиторов и т.д. Но главные затраты приходятся на то, что при проверках люди отвлекаются от непосредственной работы. При планировании внутренних аудитов необходимо учитывать это обстоятельство. Не самая лучшая ситуация, когда на предприятии идут непрерывные аудиты. Подготовка внутреннего аудита, по мнению Ю.Н. Фихмана включает:
а) назначение руководителя аудиторской группы (при необходимости);
б) определение целей, области и критериев аудита;
в) определение возможностей аудита;
г) подбор аудиторской команды;
д) установление начального контакта с проверяемыми подразделениями.
Последовательность выполнения этих действий может быть различной.
В работе Ю.Н. Фихмана выделены следующие методы проведения аудита: наблюдение; опрос; изучение документации, записей, но не затрагивается проблема применения информационных технологий для целей внутреннего аудита. Не рассматривается вопрос влияния масштабов предприятия, сложности организации и взаимодействия процессов системы менеджмента качества, объемов информационных потоков на процесс внутреннего аудита, его результативность и методы её повышения [58, c.105].
М.З. Свиткин рассматривает вопросы методического обеспечения и практического проведения внутреннего аудита в организациях на основе требований международного стандарта ИСО 19011. Его работа базируется на результатах анализа и обобщения практики внутреннего аудита на предприятии. Представленная методика опирается и использует опыт при проведении работ по внутреннему аудиту в ряде производственных организаций. М.З. Свиткиным сформированы восемь организационных принципов внутреннего аудита. Однако в данной работе М.З. Свиткин не рассматривает вопрос о порядке идентификации критериев и метода расчета результативности процесса внутреннего аудита, а также методы повышения его результативности. Также не поднимается вопрос о затратах на проведение внутреннего аудита и возможных способах их сокращения. Не принимаются в расчет при описании метода особенности предприятия и возможная сложность производственных процессов, и не рассмотрена возможность интегрирования процесса внутреннего аудита в общую информационную систему поддержки жизненного цикла продукции на предприятии [50, c.41].
В работе М.Н. Артемьевой и К.М. Рахлина предлагаются рекомендации по проведению и оценке результативности внутреннего аудита. По их мнению, результативность процесса внутреннего аудита определяется его организацией, в основу которой должны быть положены следующие принципы [14, c.47]:
1) переходить от простого к сложному;
2) не ограничивать искусственно время аудита;
3) обеспечивать материальное
и моральное поощрения
4) поддерживать квалификацию аудиторов.
В методике дается представление об изменении организации внутренних аудитов путем постепенного перехода к аудиту процессов и комплексным аудитам. М.Н. Артемьева и К.М. Рахлин поднимают вопрос о связи результативности процесса внутреннего аудита с результативностью деятельности предприятия в целом. По их мнению, прямая связь отсутствует, так как управление предприятием - это совокупность процессов и поэтому один процесс не может оказывать определяющего влияния на результативность деятельности всего предприятия, которая определяется по достижении установленных целей. Однако в работе не раскрывается проблема оценки затрат на проведение внутреннего аудита на предприятиях различного профиля. Кроме того, в этой методике не отражена возможность применения современных компьютерных технологий для целей проведения внутреннего аудита, что не позволяет реально повысить результативность процесса внутреннего аудита.