Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:59, автореферат

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является изучение основ проведения внутреннего аудита и совершенствование методики его проведения в коммерческих организациях.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях;
-изучить принципы и этапы создания службы внутреннего аудита;
-изучить основные требования к службе внутреннего аудита;

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

9
1.1. Сущность, особенности и основные задачи внутреннего аудита в коммерческих организациях

9
1.2 Принципы и этапы создания службы внутреннего аудита
22
1.3 Основные требования к службе внутреннего аудита
27
2. Исследование методологических основ проведения внутреннего аудита в отечественных коммерческих организациях

38
2.1. Анализ методик проведения внутреннего аудита в коммерческих организациях

38
2.2. Анализ применения методики внутреннего аудита бизнес-процессов в отечественных коммерческих организациях

45
2.3 Описание основных элементов методики внутреннего аудита бизнес-процессов

51
3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях

58
3.1. Основные источники информации необходимые для проведения внутреннего аудита бизнес-процессов

58
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных коммерческих организаций

61
3.3.Направления дальнейших исследований в области совершенствования методик внутреннего аудита основанных на бизнес-процессах коммерческой организации


68
Заключение
75
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Габсалямова А. Автореферат.doc

— 773.00 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе внутренними аудиторами проводятся аудиторские процедуры, такие как интервьюирование владельца процесса, сбор и анализ, инспектирование документов по бизнес-процессу, исследование информации о существующем состоянии бизнес-процесса, сопоставление требований к бизнес-процессу и информации по описанию и регламентации бизнес-процесса, полученной в результате его аудита. Внутренний аудитор производит оценку правильности описания бизнес-процессов в коммерческой организации.

Действия аудитора на третьем этапе можно структурировать следующим образом:

-аудит описания бизнес- процесса;

-аудит регламентации бизнес-процесса;

-аудит решений по совершенствованию либо реинжинирингу бизнес-процессов;

-аудит эффективности бизнес-процесса и разработка мероприятий по их совершенствованию либо реинжинирингу.

На данном этапе аудитор должен оценить корректность описания и закрепления бизнес-процесса в регламентах. Описание бизнес-процесса предполагает определение того, кто, какое время  и с какими затратами должен действовать, чтобы получить конечный результат [44, с.67]. Аудитор оценивает, насколько в результате описания бизнес-процессов было достигнуто наглядное представление всех работ, выполняемых сотрудниками.

При проведении аудита регламентации бизнес-процесса аудитор исследует утвержденные в коммерческой организации регламенты, используемые при выполнении бизнес-процессов. Аудитор должен удостовериться, что при анализе эффективности бизнес-процесса со стороны вышестоящего руководителя, владельца процесса применяются установленные отчетные показатели бизнес-процесса, соблюдается установленная периодичность отчетности.

Аудитор выявляет возможности совершенствования или реинжиниринга бизнес-процессов.

На заключительном этапе по окончанию аудиторских процедур перед подготовкой отчета проводится совещание, в котором принимают участие аудиторская группа и руководство проверяемого процесса. Результаты аудита бизнес-процесса оформляются в виде отчета.

По нашему мнению, эффективнее структурировать проведение аудиторских процедур. Аудитор должен проверять корректность описания и бизнес-процесса и соответствие их стандартам.

Представленная в данном параграфе методика проведения внутреннего аудита бизнес-процессов более точно и конкретно выделяет основные его этапы и предлагает наиболее значимые направления, по сути, значительно упрощает процесс проведения внутреннего аудита на исследуемых предприятиях.

На наш взгляд, применение этой методики поспособствует повышению качества осуществления бизнес-процессов и их эффективности, позволит выработать рекомендации по совершенствованию и реинжинирингу бизнес-процессов в целях реализации избранной стратегии. Усовершенствованная методика является универсальной для исследуемых предприятий, относящихся к разным отраслям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов на отечественных предприятиях


3.1. Основные источники  информации необходимые для проведения  внутреннего аудита бизнес-процессов


 

В современных условиях все более четко проявляется потребность в оперативном и полном определении состава и объема информации, необходимой для качественной и эффективной реализации задач и функций внутреннего аудита. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в значительной мере зависит результативность внутреннего аудита, а также эффективность управления в целом.

Характерной особенностью информационных ресурсов является то, что они не только убывают со временем, но и постоянно нарастают, создавая тем самым условия для накопления опыта.

Круг источников внешней и внутренней информации для обеспечения внутреннего аудита бизнес-процессов достаточно широк, при этом все источники информации делятся на внешние и внутренние.

Важнейшими внешними источниками информации для целей внутреннего аудита бизнес-процессов и для внутреннего аудита в общем являются документы, принимаемые: высшими органами законодательной власти (Государственной Думой РФ, Советом Федерации), высшими органами исполнительной власти страны (Правительством, федеральными органами субъектов РФ), министерствами и ведомствами, научные и другие информационно-аналитические материалы,  публикуемые в периодических изданиях [42, с. 695].

Полезная информация может быть также получена путем личных контактов с другими специалистами, руководством других организаций.

Внутренние источники информации играют огромную роль в информационно-аналитическом обеспечении внутреннего аудита. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить учредительные документы организации, решения Совета директоров, приказы, распоряжения, инструкции, положения, регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения хозяйственных операций.

Основные требования, предъявляемые к информации, необходимой для внутреннего аудита [45, с.67]:

1.Своевременность предполагает, что информация должна быть  актуальной на момент, когда становится  доступной для ее использования.

2.Полнота и регулярность  подразумевает систематическое  поступление необходимых данных, а также должный уровень организации  их хранения. Информация удовлетворяет требованию полноты, если ее достаточно для понимания и принятия на ее основе решений. Неполная информация сдерживает принятие решений и может стать причиной ошибок.

3. Достоверность – информацию  можно считать достоверной, если  она не искажает истинного  положения дел. На практике выполнение  этого требования достигается  за счет использования методологически правильной техники получения данных, а также путем перепроверки полученных сведений. Решения, принятые на основе недостоверной информации, скорее всего, будут ошибочными и приведут к потерям для организации.

4. Ценность. Информация должна быть полезной, поскольку в противном случае она лишь отвлекает внимание, мешает в осмыслении сущности процессов, событий и операций. Ценность информации зависит от объема и значимости решаемых на ее основе задач.

5. Подготовленность к  применению. Это требование позволяет своевременно и эффективно использовать ее для принятия решений, что обеспечивается за счет обработки данных и представления в доступной, легко читаемой форме.

6. Сопоставимость. Без выполнения этого требования информация становится бессмысленной. Сопоставимость данных достигается за счет использования единой методологической базы наблюдений.

7. Конфиденциальность. Представление  информации в объеме, который  не нанесет ущерба организации со стороны конкурентов, то есть необходим учет  и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за содержанием и характером отчетной информации.

В ходе аудита бизнес-процесса источниками информации выступают документы: описывающие, регламентирующие конкретный бизнес-процесс, а также документы, формирующиеся в ходе его выполнения, информация о других бизнес-процессах, взаимосвязанных с исследуемым из других подразделений коммерческой организации. К числу документов используемых в ходе аудита бизнес-процессов следует отнести [35, с.70]:

-положения, должностные и рабочие инструкции;

-приказы и распоряжения, регламенты, инструкции, государственные и отраслевые стандарты;

-спецификации операций  бизнес-процесса;

-спецификация входов/выходов, спецификация на ресурсы;

-графические схемы бизнес-процессов и их текстовое описание;

-показатели бизнес-процесса;

-глоссарий, перечень документов бизнес-процесса и т.д.

В ходе внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях используются инспектирование, предусматривающее исследование документов, регламентирующих бизнес-процесс, запросы, направляемые сотрудникам, выполняющих бизнес-процесс и полученные от них подтверждения, интервьюирование владельцев и сотрудников, выполняющих бизнес-процессы, наблюдение за действиями сотрудников , выполняющих бизнес-процессы, анализ текущей документации, формируемой по результатам аудита. (бланк оценки работников и т.д.), аналитические процедуры, включающие анализ документов, содержащие описание бизнес-процесса, анализ выполнения и результатов конкретных бизнес-процессов, анализ дополнительной информации о степени удовлетворенности потребителя результатами бизнес-процесса.

Все факты, указывающие на несоответствие элементов бизнес-процессов требованиям, изложенным в документах, описывающих и регламентирующих бизнес-процессы, фиксируются в случае их существенности в рабочих документах внутреннего аудитора.

Для проведения внутреннего аудита бизнес-процесса  «Своевременное предоставление планов работ в цех подземного ремонта скважин (ЦПРС)» на ОАО «Татнефть» НГДУ «Альметьевнефть» основными источниками информации являются:

-временный регламент по процедуре описания и управления внутренними процессами НГДУ «Альметьевнефть» ( приложение 3);

-регламент по формированию планов-работ на проведение ТРС на добывающем и нагнетательном фонде в НГДУ «Альметьевнефть»(приложение 4);

-паспорт процесса (приложение 5);

-блок-схема процесса «Своевременное предоставление планов работ в цех подземного ремонта скважин (ЦПРС)» (приложение 6).

Организация и методика внутреннего аудита бизнес-процесса определяется прежде надлежащим информационным обеспечением со стороны объекта исследования. Аудитору необходимо четко систематизировать и классифицировать полученную от предприятия информацию, поскольку без такого подхода трудно собрать необходимые аудиторские доказательства.

 

3.2. Организация внутренней  аудиторской проверки бизнес-процессов отечественных компаний

 

Рассмотрим полный цикл проведения внутреннего аудита бизнес-процесса на ОАО «Татнефть» НГДУ «Альметьевнефть» по усовершенствованной методике. Полный цикл внутреннего аудита подразумевает выполнение всех этапов методики.

На организационном этапе определяем объект аудита. В нашем случае, объектом аудита является бизнес-процесс «Своевременное предоставление планов работ в цех подземного ремонта скважин (ЦПРС)». Сформирована следующая цель проведения внутреннего аудита бизнес-процесса – определение степени соответствия бизнес-процесса критериям и требованиям, предъявляемым к нему. Область аудита- технический отдел добычи нефти  и газа (ТОДНГ) НГДУ «Альметьевнефть» ОАО «Татнефть».

Также на этом этапе проведения аудита, формируется аудиторская группа с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Обеспечение компетентности аудиторской группы включает в себя три составляющие: обучение внутренних аудиторов на предприятии, оценка их знаний и результативности обучения и способ формирования аудиторской группы. Обучение внутренних аудиторов должно осуществляться непосредственно на предприятии с частичным отрывом специалистов от работы. Из числа аудиторов, успешно прошедших обучение и тестирование, формируется аудиторская группа для проведения внутреннего аудита конкретного бизнес-процесса.

При планировании аудита бизнес-процесса выявили особенности деятельности организации НГДУ «Альметьевнефть».

НГДУ «Альметьевнефть» является одним из девяти нефтегазодобывающих управлений, входящих в состав компании «Татнефть». Данное предприятие занимается разработкой месторождений в северо-восточной части республики Татарстан. Компания «Татнефть» – одна из крупнейших в нефтегазовом комплексе России. Основная деятельность компании «Татнефть» осуществляется на территории Российской Федерации. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входят нефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимические предприятия, а также предприятия и сервисные производства, реализующие нефть, продукты нефтегазо-переработки и нефтехимии. Кроме того, компания участвует в банковской и страховой деятельности. Компании в настоящее время предоставлены лицензии на разработку 77 месторождений.

Основными видами деятельности НГДУ являются:

-разработка нефтегазовых и битумных месторождений;

-добыча нефти, газа, битумов, пресных и минеральных вод, других полезных ископаемых, их транспортировка различными видами транспорта, е отдельных случаях переработка и реализация;

-проведение научно-исследовательских и проектно- изыскательных работ;

-проведение и участие в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках-продажах, торгах, аукционах, в ярмарках;

-проектирование, строительство, изготовление, ремонт и эксплуатация:

Информация о работе Совершенствование методики внутреннего аудита бизнес-процессов в коммерческих организациях