Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа
Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников
Однако в
последнее время можно
1.3. Нескоординированная олигополия
Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.3
Пусть у нас есть три фирмы, выпускающие однотипную продукцию: Фирма “А”и конкурентные ей фирмы “В” и “С”.
Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма “А” будет иметь две разные стратегии поведения и соответствующие им линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов:
- стратегия реагирования, ей соответствует график спроса D1D1 (см. рисунок 6.1), т.е. конкуренты будут следовать за изменениями цен данной фирмы,
-стратегия игнорирования, ее характеризует график спросаD2D2 — если они не будут реагировать на ее изменения цен.
Линии D1D1 и D2D2 пересекаются в точке Р (где Р – цена, которую мы принимаем как данную).
Итак, первоначально фирма выбрала цену P и объем производства Q. Что произойдет с объемом спроса на ее продукцию, если фирма изменит цену?
Если фирма “А” снизит цену на свой товар, и конкуренты последуют за ней, т.е. будут реализовывать стратегию реагирования и тоже снизят цену. Фирма «А» не сможет значительно увеличить свой объем продаж, поскольку. фирмы “В” и «С» ответным снижением цены в основном сохранят своих покупателей, а увеличение объема продаж фирмой “А” произойдет незначительно и в большей степени за счет сокращения продаж в других отраслях, поскольку покупатели, привлеченные низкими ценами предпочтут приобрести товар данных фирм и повременят с покупками продукции других отраслей. В этом случая график спроса будет представлен линией D1D1 (поскольку снижение цены вызовет незначительный прирост объема продаж, то спрос D1D1 будет неэластичным).
Но если фирма “А” снизит цену, а конкуренты будут осуществлять стратегию игнорирования (то есть сохранят свои цены без изменения), то тогда число покупателей фирмы “А” увеличится за счет притока покупателей из фирм “В” и “С”. Объем продаж фирмы “А” таким образом увеличится гораздо сильнее, чем при совместном понижении цен, и фирма “А” будет иметь эластичную кривую спроса D2D2.
Но вряд ли фирмы “В” и “С” захотят потерять своих покупателей и при понижении цен фирмой “А”, скорее всего, выберут стратегию реагирования. Таким образом, при ценах ниже Рлинией спроса фирмы “А” будет отрезок линии D1D1.
Если же фирма “А” повысит цену, то вряд ли конкуренты захотят последовать за ней, а предпочтут не изменять цены и получить потребителей фирмы “А”, поэтому объем продаж у фирмы “А” сократится сильнее (D2D2), чем при совместном повышении цен (D1D1). Таким образом, логично предположить, что при ценах выше Р график спроса фирмы “А” будет представлен частью графика спроса D2D2.
Таким образом монополия без тайного сговора будет иметь ломаную кривую спроса с изломом в точке Р (рис 6.2). Поэтому, следуя логике здравогосмысла, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены р. “Жесткость” цен в условиях олигополии определяется также и характером предельной выручки (МR2a-bMR1). В связи с тем, что она имеет вертикальный участок (a-b), то на всем его интервале будет выполняться равенство предельной выручки(MR) и предельных издержек (МС) и фирма “А” будет выбирать при цене Р объем продаж Q. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены.. На рис.6.3 мы также можем наблюдать, в окрестностях точки А1 график спроса имеет разный наклон, т.е. кривая спроса имеет излом. При этом кривая спроса не является объективной. Она как бы «воображаема» олигополистом: это его субъективная оценка поведения конкурентов. Он думает, что соперники будут именно так строить свои стратегии: если он повысит цену, они за ним не последуют, а если снизит – также снизят цену. Это во многом объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке.
Теперь предположим, что спрос вырос (рис.6.4). Увеличение спроса представлено смещением ломаной кривой спроса из положения d1A1D1 в положение d2A2D2. Одновременно с этим произойдет и сдвиг графика предельной выручки МR1 в положение МR2. В результате разрыв в графике предельной выручки смещается из В1F1 в В2F2. Даже если предельные издержки вырастут, но по прежнему будут располагаться между точками разрыва на графике предельной выручки, то цена останется неизменной, а оптимальный объем выпуска возрастет с q1 до q2.
|
|
«Жесткость» цен в олигополии подтверждается на практике. Фирмы действительно опасаются изменять цены даже при изменении спроса, пока эти изменения не станут значительными, поскольку они должны учитывать реакцию и своего конкурентного окружения и своих постоянных покупателей (на этих предположениях основываются макроэкономические модели, например модели экономических циклов).
При сделанных нами предположениях цена олигополиста изменится, если значительно изменятся предельные издержки, и теперь они не будут пересекать график предельной выручки в месте разрыва (рис.6.4). Например, издержки выросли так, что график МС1 сместился вверх в положение МС2. В этом случае параметрами, характеризующими максимизирующей размер прибыли, станет цена Р2. и объем производства q2.
Излом кривой спроса переместится из точки А1 в точку А2., а ее нижняя часть будет теперь представлена линией А2D2. Поэтому фирма, стремящаяся к получению максимальной прибыли, для ее увеличения должна отказаться ради нее от части рыночной доли.
Таким образом, модель ломаной кривой спроса объясняет не только жесткость цен, но и ее пределы. Если возможно значительное изменение издержек, причем такое, что предельные издержки выходят за пределы вертикального участка графика предельной выручки, фирма-олигополист будет изменять цену и объем, не считаясь уже с реакцией соперников ( рис.6.4).
|
Рис. 6.5. Модель «осознанного параллелизма
В реальной жизни существует практика ценообразования на основе прибавления к средним издержкам определенного процента прибыли. Такой способ применяется тогда, когда предприятия не знают, как изменится их кривая спроса в области излома в сравнении с первоначальной. Поскольку все фирмы повышают цены одновременно, каждая надеется сохранить свою долю рынка, перенеся бремя подорожания ресурсов на потребителей, и увеличить прибыль на единицу выпускаемой продукции. Эту ситуацию описывает модель «осознанного параллелизма» (рис. 6.5). Фирмы ведут себя одинаково, предполагая, что все фирмы отрасли захотят перенести бремя роста стоимости ресурсов на покупателей путем повышения цен на свою продукцию. Точка А1 переместится в положение А2, а кривая спроса будет представлена графиком d2A2D. Соответствующая цена и объем выпуска, которые выберет для максимизации прибыли фирма - олигополист составит Р2q2.
Такая форма поведения олигополии, как «лидерство в ценах» , или модель доминирующей фирмы, представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. “Игра по правилам” облегчает достижение олигополистического равновесия.
В отличие от картеля ценовое лидерство имеет то преимущество, что при нем сохраняется свобода производственной и сбытовой деятельности, не требует регулирования квотами и деления рынка.
Кроме того, именно ценовой лидер рискует, первым изменяя цену в ответ на изменение рыночной конъюнктуры, и как бы освобождает от этого риска свое конкурентное окружение. При этом лидер должен быть уверен в своих силах, и иметь потенциальный механизм воздействия на конкурентное окружение для того, чтобы оно следовало за ним и поддерживало его решения.
Ценовой лидер должен иметь признанный другими статус ценового лидера, иначе конкуренты не будут с ним считаться.
Лидерство в ценах бывает трех типов:
-лидерство фирмы, доминирующей по выпуску;
-лидерство
фирмы с самыми низкими
-барометрическое лидерство (т.е. лидерство фирмы, лучше других способной; предсказать изменения рыночной конъюнктуры).
К факторам, позволяющим предприятию стать доминирующим (лидером) на рынке относятся:
-более
быстрая по сравнению с
низкий уровень затрат, связанный с эффективным менеджментом,
-использование
новейших технологий и
-длительность нахождения на рынке (преимущество опыта и известности, репутации надежного партнера и т.д);
-наличие
квалифицированного и
-стохастический характер экономического роста;
-дифференциация продукта и т.д.
Итак, лидерство в ценах предполагает, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто “прощупывает” отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других.4
И при понижении, и при повышении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До момента начала активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него - по другой. Изменение цен и объемов производства при нескоординированной олигополии становится рискованным делом. Очень легко вызвать ценовую войну. Единственной надежной тактикой становится принцип " Не делай резких движений". Все изменения лучше производить мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов. Таким образом, для нескоординированного олигополистического рынка не характерна гибкость цен. Существует еще одна возможная причина негибкости цен, особое внимание на которую обращали первые исследователи проблемы: цена перестает реагировать на изменение издержек. В случае нескоординированной олигополии механизм ценовой саморегуляции рынка если совсем не уничтожен, то блокирован: цены стали малоподвижными, они больше гибко не реагируют на изменения спроса и предложения, если не считать самых резких перемен этих параметров. В условиях нескоординированной олигополии становятся возможными серьезные искажения цен и объемов производства по сравнению с объективными запросами рынка. Возникают и разрушительные ценовые войны гигантских корпораций, когда эти диспропорции вырываются наружу и олигополисты переходят к открытым конкурентным схваткам.
Информация о работе Современные олигополии на российском рынке