Современные олигополии на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, которые в своем большинстве предлагают однородную продукцию, - преобладает конкуренция; в случае, когда на рынке господствует единственная фирма, - речь идет о монополии.
В настоящее время одними из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Термин «олигополия» применяется в экономике для того, чтобы описать рынок, на котором действуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка и, как следствие, лидируют на рынке продаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Олигополия как тип рыночной структуры
1.1. Модели поведения олигополии………………………………………………5
1.2. Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка……………………………………………………………..……..18
1.3. Нескоординированная олигополия…………………………………............26
Глава 2. Современные российские олигополии
2.1. Особенности российского рынка олигополий……………………………..34
2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли……………………………………………………………………..40
2.3. Перспективы развития российских олигополий…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Олигополии на современном российском рынке.docx

— 206.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные российские олигополии

2.1. Особенности российского рынка олигополий

 

Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия,т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика.

Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62% . Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)

Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей — кондитерская промышленность).

Конечно, установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства рынка является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например,   автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии).5

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Дело в том, что крупных фирм в отрасли  никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стойкость их заводов служит надёжным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии

событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций.

Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь ёмкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Большая доля в выпуске продукции в фирм-олигополистов в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополист значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешёл на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2004 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. Список был опубликован в последнем номере американского журнала Business Week. Всего в список попали 9 российских компаний, первая из них - «Газпром». По сообщениям центральных СМИ, стоимость акций отечественного олигополиста, оцененная в 70,7 млрд. долларов, позволила ему занять 47-ю строчку рейтинга. В прошлом году компания, по данным журнала, стоила 42,7 млрд. и стояла на 4-м месте в перечне двухсот, пропуская Сhina Mobile, Samsung и Petrochina.

В числе российских компаний - «Сургутнефтегаз» - 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206, ЮКОС - 234, «Сибнефть» - 437, «Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС России» - 490 и «Сбербанк» - 717 место.

Сегодня ЛУКОЙЛ это:

-1,5% общемировых запасов нефти и 2% общемировой добычи нефти;

-19% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти;

-компания №2 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов;

-компания №6 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по объему производства углеводородов;

-крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом свыше 20 млрд долл.;

-компания, акции которой занимают первое место по ликвидности среди акций компаний стран Центральной и Восточной Европы, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (LSE);

-компания, акции которой занимают первое место по ликвидности среди акций компаний нефтегазового сектора и второе — по ликвидности среди акций всех эмитентов в РТС;

-лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности;

-первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже;

-единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры.

Компания ЮКОС не отстает от ЛУКОЙЛа по объему производства и продаж продукции.

В первую «десятку» попали 8 компаний из США, а также British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Лидер рейтинга не изменился, им по-прежнему остается корпорация General Electric, которая стоит сегодня более 383 млрд. долларов. За год она поднялась в цене почти на 100 млрд. Всего же в списке представлены 423 американские корпорации. Таким образом, практически каждая вторая компания из первой тысячи работает на США.

В современной России  ЮКОС перестал быть лидером отрасли по добыче нефти. В прошлом году он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего на 700 тыс. тонн нефти меньше.

Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Как говорится в сообщении ЮКОСа, в прошлом году его добыча составила 80,8 млн. тонн нефти. Эта цифра не учитывает производственных показателей «Сибнефти» (31,45 млн. тонн), которая с прошлого октября формально на 92% является его «дочкой». Однако «ЮкосСибнефть» так и не сумела начать работу как единая компания и сейчас находится в состоянии «развода».

От своего главного конкурента - компании ЛУКОЙЛ, которая в прошлом году добыла 81,5 млн. тонн нефти, ЮКОС отстал совсем ненамного - всего на 700 тыс. тонн. Этого в планах ЮКОСа не было - компания собиралась добыть около 83 млн. тонн нефти. Однако, как ранее объяснял зампред правления ЮКОСа Юрий Бейлин, компания вынуждена была снизить темпы добычи, поскольку в середине года «Транснефть» ввела ограничения на экспорт нефти в связи с плохими погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил около 720 тыс. тонн нефти.

Несмотря на это председатель правления ЮКОСа Семен Кукес, возглавивший компанию осенью 2004 года, попросил менеджмент «провести серьезный анализ причин отставания» и в этом году добиться безоговорочного выполнения планов. Они будут утверждены на заседании совета директоров, которое состоится 26 мая 2005 года. Планы ЛУКОЙЛа на следующий год уже известны - добыть 86,2--87 млн. тонн нефти.

Лидерство по капитализации удерживает ЮКОС, который не является самой большой компанией ни по добыче, ни по запасам. И лишь затем - ЛУКОЙЛ, капитализация которого явно занижена по сравнению даже с российскими аналогами.

Оценка по методу среднеотраслевых, конечно, не является самой достоверной и объективной, так как не учитывает множество таких факторов, как корпоративное управление и перспективы корпораций, или же их стоимость на основе дисконтированных денежных потоков, однако на ее основе все же можно сделать общие выводы о расстановке инвестиционных приоритетов. Самой дорогой компанией отрасли оказалась по среднему значению потенциала роста «Сибнефть». Вероятно, это связано с перспективами для акционеров получить высокую цену акций в процессе слияния с ЮКОСом. Переоценка «Сибнефти», ЮКОСа и «Сургутнефтегаза» по сравнению с российскими аналогами, вполне возможно, не приведет к снижению котировок их акций, так как в сравнении с мировыми гигантами потенциал роста все еще остается.

Стоит заметить, что самая крупная российская компания ЛУКОЙЛ оказалась одной из самых дешевых нефтяных корпораций на российском рынке. Скорее всего, в ближайшее время рынок устранит это противоречие, так как на то есть объективные причины: компания приняла программу реструктуризации, которая позволит сделать бизнес холдинга более прозрачным и привлекательным для инвесторов, а также повысить эффективность. Самым заметным результатом реализации данной программы стала продажа миноритарной доли в проекте Азери-Чираг-Гунешли.

Акции российских нефтяных компаний обращаются не только на отечественном фондовом рынке. Большинство корпораций имеют программы АДР, что позволяет покупать бумаги иностранным инвесторам. Наиболее значимой для российских эмитентов является Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange), так как именно там по бумагам отечественных компаний проходят наибольшие объемы торгов.

На Лондонской фондовой бирже в настоящее время торгуются депозитарные расписки 106 эмитентов, которые разделены на три группы по странам Азии, Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья. Согласно официальным данным Лондонской фондовой биржи, самыми ликвидными в своей группе являются ценные бумаги ЛУКОЙЛа.

Общий объем торгов ценных бумаг эмитентов из Центральной и Восточной Европы в январе 2013 г. составил 2,5 млрд долл., из них 36,6% - это депозитарные расписки ЛУКОЙЛа, что в стоимостном выражении составляет 917 млн долл. Кроме того, акции ЛУКОЙЛа занимают второе место по объемам торгов на британском рынке среди ценных бумаг иностранных компаний.

Показательна динамика роста интереса к ценным бумагам ЛУКОЙЛа. Если в сентябре 2013 г. инвесторы купили акций компании на 365 млн долл., то в январе этого года эта цифра выросла до 917 млн долл., то есть с сентября по январь интерес к ценным бумагам ЛУКОЙЛа увеличился в 2,5 раза.

 

 

 

2.2. Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли

В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

Рис. 2.1.   Динамика добычи нефти российскими компаниями с 2013 по млн. бар в день

 

Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2012 и по сегодняшний день.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза - с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2010 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2011 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.

ВИНК доминируют на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ - по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.

Информация о работе Современные олигополии на российском рынке