Современные тенденции и перспективы развития торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические, экономические основы торговли;
-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в России.
- охарактеризовать основные черты розничной и оптовой торговли, выявить их основные отличия;
- описать и структурировать основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к структурированию;
- описать и структурировать основные форматы оптовой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы развития розничной и оптовой торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4
1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7
1.3 Характеристика современных форматов…………………………..………12
2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24
2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28
3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33
3.1 Государственное регулирование……………………………………………33
3.2 Пути совершенствования отрасли торговли……………..…………….…..39
Заключение……………………………………………………….……………...45
Список использованных источников…………………………….…………….47

Вложенные файлы: 1 файл

отрасль111111 (восстановлен) (восстановлен).docx

— 435.27 Кб (Скачать файл)

План:

План:

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Теоретические основы  развития розничной и оптовой  торговли ………….4 1.1Особбености развития оптовой и розничной торговли………………...…..4

1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли……...……….7

1.3 Характеристика современных  форматов…………………………..………12

2.Анализ статистических показателей, характеризующих торговлю………..15  
2.1.Оптовая и розничная торговля в РФ и Оренбургской области……….…..15 
2.2Форматы оптовой и розничной торговли……………………………..…….24

2.3Проблемы развития отрасли торговли……………………………………...28

3.Современные тенденции и перспективы развития торговли…….…….…33

3.1 Государственное регулирование……………………………………………33

3.2 Пути совершенствования  отрасли торговли……………..…………….…..39

Заключение……………………………………………………….……………...45 
Список использованных источников…………………………….…………….47                

 
 
 

 
 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство потребителей, как индивидуальных, так и корпоративных, отлично знают, что могут приобрести сотни или даже тысячи всевозможных товаров и услуг в любой  из многочисленных торговых точек, входящих в состав маркетингового канала. Однако далеко не все при этом понимают, насколько сложной может быть структура этих каналов, объединяющая множество учреждений, агентств и  организаций, благодаря которым  товары и услуги находят своего потребителя. Самые разные организации – производственные, коммерческие, специализирующиеся на оптовой или розничной торговле, объединяют свои усилия, создавая маркетинговые  каналы, позволяющие им поставлять свои товары промышленным предприятиям и конечным потребителям

Условием для образования  мирового рынка торговли послужил технический  и научный прогресс транспорта и  связи, которые в сочетании с  торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство. Торговля – это связующее звено  между производителем ресурсов –  товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку  превращения «деньги-товар-деньги».

Актуальность  выбранной темы. Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара  - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве 
Число предприятий оптовой и розничной торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются членами деловой общности в каждом регионе страны.  
Основная цель данного исследования заключается в исследовании проблем функционирования торговли, ее сущности и особенностей в России, а также разработке основных направлений по ее совершенствованию.  
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 
- изучить теоретические, экономические основы торговли;

-дать краткую характеристику и анализировать состояние торговли в     России.

- охарактеризовать основные  черты розничной и оптовой  торговли, выявить их основные  отличия; 

- описать и структурировать  основные форматы розничной торговли, выявить возможные подходы к  структурированию;

- описать и структурировать  основные форматы оптовой торговли;

Предметом исследования в данной работе явились методологические, практические основы совершенствования российской торговли. 
Объектом изучения выступает оптовая и розничная торговля.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 25 источников, изложена на 50 листах машинописного текста.

В процессе работы были использованы книги и статьи ведущих отечественных  и зарубежных ученых-экономистов.

 

 
 

 

 

1. Теоретические основы  развития розничной и оптовой  торговли

1.1Особбености развития  розничной и оптовой торговли.

Торговля, как процесс  обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного  века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение  к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей  с целью извлечения выгоды из этого  обмена.

Торговля возникла с появлением разделения труда, как обмен излишками  производимых продуктов, изделий. Обмен  сначала носил натуральный характер; с возникновением денег возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений. Торговля является одним  из самых могущественных факторов исторического  процесса. Нет такого периода в  истории, когда она не оказывала  бы в большей или меньшей степени  влияние на общественную жизнь. Начиная  со скромного обмена внутри страны и кончая раскинувшейся по всему  миру сетью сложнейших коммерческих операций, разнообразные виды торговых сношений всегда так или иначе реагируют на различные стороны общественной жизни. Гипотеза Бюхера, утверждающая, что в начале культурного развития торговый обмен неизвестен, что его не знала или почти не знала вся древность, что в средние века торговля ограничивалась ближайшим экономическим кругом, и ценности от производителя непосредственно переходили к потребителю, что сложные торговые сношения не старше современного государства, — эта гипотеза, как доказал Эдуард Мейер, совершенно не соответствует фактам.

Торговля-это вид предпринимательской деятельности ,связанная с куплей продажей товаров и оказание услуг потребителям

Торговля – это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.

Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже. 
Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процессаобмена.[1,с13] 
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. 
В зависимости от цели , с которой приобретаются товары ,торговлю делят на два вида: оптовую и розничную.

Оптовая торговля – реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают;

На макроэкономическом уровне значение оптовой торговли состоит  в том , что она является отраслью экономики и ее сферы обращения , с одной стороны,и процессом преобразования материальных продуктов производства в предметы потребления розничных торговцев как покупателей ,с другой стороны ,- в масштабах и пропорциях  на уровне национальной экономики.

Оптовая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует  в ускорении товародвижения, синхронизации  производства и потребления.

Другими словами: оптовая  торговля (опт) — это торговля между  организациями, организациями и  предпринимателями, предпринимателями  и предпринимателями. То есть это  торговля, когда товар продается  не для конечного пользования, а  для нужд бизнеса (для перепродажи  или для использования в производстве).[источник не указан 1313 дней] Однако, стоит заметить, что когда оптовый продавец (юридическое лицо или предприниматель) продаёт товар оптовому покупателю (предпринимателю или организации), оптовый продавец не может точно знать, для чего будет использован товар. Например, бюджетная библиотека покупает тетрадку — эта тетрадь может быть использована как для перепродажи, если у библиотеки есть торговая точка (то есть использована для предпринимательской деятельности), так и для конечного потребления — например, выдана библиотекарю. Библиотеки — это учреждения, которые априори создаются не для получения прибыли, просто им разрешено вести предпринимательскую деятельность если есть желание и возможность. Если тетрадка отдана библиотекарю, то это конечное потребление, и операция продажи тетрадки не являлась оптовой торговлей. 
Розничная торговля (retailing) включает в себя виды экономической деятельности , связанные с продажей товаров и услуг потребителям для использования ими лично или их семьями.

Современное законодательство определяет розничную торговлю ,как вид предпринимательской деятельности в сфере торговли ,связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного ,бытового, семейного ,домашнего использования.

Розничная торговля – реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения: 
    - Розничная торговля через стационарную сеть;

     -Розничная  торговля через передвижную торговую  сеть;

    -Розничная торговля  по почте, через Интернет-магазин  (рассылка товаров по заказам).

 

1.2 Сущность и классификация оптовой и розничной торговли

Сущность торговли реализуется  через ее функции: 
Функции торговли, направленные на оказание услуг производителям;

  • Освобождает производителей от необходимости вступать в хозяйственные отношения с массой потребителей;
  • Облегчение планирования и финансирования производственного процесса через систему заказов;
  • Хранение товарных запасов, что обеспечивает синхронизацию ритма производства и ритма потребления;
  • Уменьшение кредитного риска;
  • Облегчение функции реализации;
  • Стимулирование сбыта, что в значительной степени способствовало росту производства соответствующих видов продукции;
  • Поддержание конкуренции, сравнение и выбор поставщиков;
  • Предоставление информации, в частности информирование производителей относительно запросов потребителей;
  • Организация рынков новых товаров.

Функции торговли, направленные на оказание услуг потребителям;

  • Распределение созданных материальных благ и доведение их до потребителя;
  • Оценка потребностей и прогнозирование спроса;
  • Формирование ассортимента;
  • Разбивка крупных партий товаров на мелкие;
  • Хранение запасов;
  • Доставка товаров;
  • Предоставление кредита в товарной форме;
  • Осуществление рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителями того или иного товара; [1,с 19]
  • Предоставление информации о рынке.

Классификация розничной  торговли

Число предприятий розничной  торговли в настоящее время превышает 1 млн. Многообразие предприятий вызывает необходимость систематизировать  их.

Для их классификации и  изучения используют разные признаки. Границы между видами предприятий  очень размыты — многие предприятия  розничной торговли подвергаются изменениям в связи с применением маркетинговых  усилий, поэтому четкую классификацию  представить трудно. В пределах одной  классификации розничный магазин  может попасть сразу в несколько  категорий.

По типам (форматам):

    • универмаг;
    • универмаг «Детский мир»;
    • универсам (супермаркет);
    • гипермаркет;
    • гастроном;
    • мини-маркст (продукты);
    • магазин-склад;
    • магазин товаров повседневного спроса;
    • специализированные и узкоспециализированные магазины;
    • комиссионный магазин;
    • дом торговли;
    • промтовары;
    • фирменный магазин;
    • стоковый магазин;
    • магазин-салон;
    • магазин типа «бутик»;
    • магазин «секонд хенд»;
    • магазин «Кэш энд керри»,
    • дисконтный магазин.

По методам  продажи товаров:

    • индивидуальное обслуживание (через прилавок);
    • открытая выкладка;
    • продажа по образцам;
    • самообслуживание;
    • по предварительным заказам.

По ценовой  политике:

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития торговли