Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Содержание

Введение. 1
1.Социальная защита населения 2
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения 2
1.2. Основные виды и механизмы социальной защиты населения. 6
2. Социальная защита населения в современной России (как есть) 9
2.1. Основа социальной защиты населения в России 9
2.2.Субъекты, объекты, и механизмы социальной защиты населения в современной России 11
2.3. Основные модели социальной защиты в современной России 16
3. Как должно быть, и проблемы которые нужно решить. 22
3.1. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС 22
3.1. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России 27
Заключение 35
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения реферат.docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

В системе  социальной защиты ФРГ центральное  место занимает социальное страхование. Организация системы социальной защиты в ФРГ строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной  независимостью от институтов государственного управления. Тем не менее государство  создает правовую основу, на которой  строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

В организационном  отношении для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщенность  учреждений, осуществляющих социальное страхование: как независимые действуют  организации по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации  и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены  механизмы социальной помощи, предоставляемой  в случае, если все виды страховых  социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а  также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает  государство, перераспределяя часть  средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в  решении задач по поддержанию  стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической  сферы страны.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная  структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая  превышает средний уровень по ЕС. С 1970 по 2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5% до 30,9%6. По данным Статистического бюро ЕС, такая доля социальных затрат ставит Францию на четвертое место после  Швеции и Дании7. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование  разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования.

Управление  социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих  на национальном и региональном уровнях  страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы  социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное  правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы  социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование  по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в  которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно  за счет взносов работодателя.

Для британской системы социальной защиты населения  характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы  отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все  программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая  роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части - национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая - за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.). 23

Основополагающим  принципом шведской социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских "социальных экономик", в наибольшей степени  реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий  в том, что все граждане равным образом и вне зависимости  от их социального статуса принимают  участие в финансировании системы  социальной защиты, внося соразмерный  своим доходам вклад. Необходимым  элементом в такой системе  выступает государство, берущее  на себя функции перераспределения  социальных благ от обеспеченных к  наиболее уязвимым категориям населения. Если принимать в расчет только доход  в форме зарплаты (в среднем  около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести  к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран  мира). Однако после перераспределения  совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют соответственно 27 и 17%8. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

Южно-европейская  модель социальной защиты не имеет  четкой организации. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения  в северных и южных регионах, что  отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы  в Италии (11,3%), уровень безработицы  на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским  величинам), а для юга - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в  той роли, которую в условиях итальянской  системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего  это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице  и социальной помощи. Существенной проблемой итальянской системы  социальной защиты является одновременное  существование плохо социально-гарантированных  секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных  обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в  силу различных причин оказались  без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств  итальянская социальная политика часто  характеризовалась как "рудиментарная"9.

Следующей по значимости проблемой является асимметричная  структура социальных расходов. Это  проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% в ВВП (при среднеевропейском  уровне - 11,9%), тогда как на поддержку  семьи, материнства, образования и  политику занятости затрачиваются  сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Проблему значительной доли пенсионеров в общей 24

структуре населения осложняет  также неблагоприятное демографическое  развитие в стране, средний показатель рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых  низких в Европе. Все это сопровождается ростом доли пожилых в стране как  следствие увеличения продолжительности  жизни: в 1997 г. количество 65-летних составляло 16,7% всего населения. Хронической  проблемой является высокий уровень  государственной задолженности (государственный  долг в 90-е годы вырос более чем  на 120% валового национального продукта) - все это ограничивает финансовую свободу государства в социальной сфере. К проблемам социальной защиты относится и недостаточная ответственность  как социальных органов, так и  получателей социальных услуг и  выплат по отношению к основополагающим принципам системы социального  страхования.

 

    1. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России

 

В России до настоящего времени  не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся  системы социальной защиты, для которой  характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и  подходы к их реформированию:

1. Социальная защита детей,  детства и отрочества должна  быть ориентированна на создание  условий жизни и развития детей,  позволяющих всем детям, независимо  от того в какой семье они  родились и живут, иметь наилучшие  возможности для сохранения их  здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также  детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Информация о работе Социальная защита населения