Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство  образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Гомельский государственный  университет 

имени  Франциска Скорины»

 

 

Факультет  экономический                        

 

Кафедра экономических теорий

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическая  модель Республики Беларусь и особенности  ее функционирования

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы ЭУ-21                                              Новикова В.М.    


 

Научный руководитель:

ассистент, к.э.н.                                                         Западнюк Е.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3                                                                                          

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5                                                                                                 1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5

1.2 Частный сектор  смешанной экономики и его экономические

 агенты………………………………………………………………………………9

1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в

 местном секторе закрытой экономики ………………………………………....10                                                                                  1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12                                   

1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические

 функции   государства в смешанной экономике ……………………………….15                                                          

1.3.2 Основные инструменты и методы государственного

 регулирования   экономики………………………………………………………18                                                                                                      

1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20                                

1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21            

2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В

ЦИФРАХ И  ФАКТАХ………………………………. …………………………..23        

2.1 Становление социально-ориентированной модели

Республики  Беларусь…………………………………………………………….23                                                                                                            

2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29                              

2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35                             

3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  …………………………………………………….38                                                                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………44                                                                                             

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                    

 

                          

 

 

                        

 

 

     

       

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Термин  «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к  рыночной экономике.

Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение  трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого  свободного времени.

В 21 век  РБ вступила со своей стратегией развития. В основе этой стратегии -создание социально ориентированной рыночной экономики - высокоэффективной, с рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая  — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, введением рыночных отношений, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии ещё имеют место проявления социальной апатии, недобросовестного отношения к труду, госсобственности. Из-за сильных монополистических тенденций отсутствует конкуренция.

Вторая  стадия — сосуществование в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов —  характеризуется как смешанная  экономика с развитыми рыночными  отношениями, сильной социальной политикой. Социальная защита, в отличие от первой стадии, уже не является определяющей, как при социализме, построение всех государственных и общественных структур. Появляется структурированное гражданское общество, сильный и эффективный частный сектор.

Третья  стадия — преобладание правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя  — характеризуется достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются её основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация основывается на следующем: помощь оказывается в целях самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнёрства.

За последние  годы произошли изменения в экономической  системе страны. В процессе преодоления  кризиса и начала экономического подъёма сделаны определенные шаги в области институциональных, структурных и других преобразований. Они показывают, что принятая модель социально ориентированной смешанной экономики не является застывшей, чуждой нашему обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНО-         ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

 

 

1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и          недостатки

 

 

Смешанная экономика — система взаимодействия частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения фундаментальных проблем рыночной экономики. Все современные реально функционирующие экономические системы (США, страны Западной Европы и Япония) — смешанные системы. В то же время современные развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению экономической роли государства (правительства) и рынка в управлении экономикой. В настоящее время в экономике стран Западной Европы от 30 до 40% в хозяйственной деятельности приходится на государство, а в экономике США — менее 20%.

Среди экономистов  есть мнение, что в реальной действительности экономические системы располагаются где-то между границами чистого капитализма и командной экономики. Экономика капиталистических стран до "Великой депрессии" (1929—1933) была ближе к чистому капитализму, который породил крупные корпорации и сильные профсоюзы. Экономика же бывшего Советского Союза, где господствовали государственная собственность и система централизованного управления, — типичный пример командной экономики. Современная экономика развитых стран представляет собой преимущественно смешанную  систему, где частный и государственный секторы взаимодействуют[1, с.503].

Основоположниками политики социальной рыночной экономики  являются Л. Эрхард и представитель  ортолиберальной школы экономической  мысли Германии В. Ойкен. Центральной идеей концепции является максимальное удовлетворение потребителей, их социальная защита на основе развития частной собственности на средства производства и использования конкурентных отношений, рыночной координации деятельности экономических субъектов.

Концепцию смешанной экономики можно воспринимать как результат обобщения передового опыта хозяйствования, накопленного на данный момент странами Запада, и как обоснование базиса прогрессивной системы рыночного типа. На следующей странице можно рассмотреть концепцию смешанной экономики в виде рисунка.

 

 


 

Рисунок 1- Концепция смешанной экономики

 

В качестве основных признаков смешанной экономики выступают взаимная дополняемость частного и государственного сектора, плюрализм форм собственности и свобода частного предпринимательства.

В условиях смешанной экономики механизм координации сочетает принципы рыночного саморегулирования, экономического самоуправления и государственного регулирования. Это дает основание утверждать, что на макроуровне обеспечивается синтез плана и рынка.

Прогрессивная подсистема экономического самоуправления вырастает как реакция на те социально-экономические проблемы, которые возникают в функционировании рыночного механизма. Данная подсистема самоуправления есть совокупность институтов и организаций, созданных добровольно по инициативе хозяйствующих субъектов и за их счет. Развитие экономического самоуправления на Западе рассматривается как новейшее достижение институционального строительства. Очень важно, что такая тенденция реализуется по инициативе снизу вслед за осознанием обособленными хозяйствующими субъектами общности экономических интересов. Под эгидой экономического самоуправления осуществляется переход от «экономического» к «социальному человеку», от рыночной экономики к цивилизованному рыночному хозяйству.

Наличие у государства мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность формирования подсистемы государственного регулирования экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.

В формировании смешанной экономики как современного базиса сказывается логика единства экономического и социального развития. Так, если производство немыслимо без рабочей силы, то современное производство немыслимо без расширенного воспроизводства человеческого капитала. Социальный фактор становится внутренним моментом стабильного экономического роста. За его счёт во многом обеспечивается общее равновесие национальной экономики. Социальная устойчивость становится столь же значимым фактором экономического развития, как  труд, капитал, технология и предпринимательство[2, с.240].

В современных  условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества.

Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной  экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики  как единства трёх подсистем: рыночной экономики, традиционной экономики  и командной экономики. По моему  мнению, смешанная экономика – это система экономических подсистем (структур), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая в себя не три, а намного больше структур.

Основной  экономический аргумент в пользу смешанной экономики состоит  в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Важным  неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один – это централизованное и использование мер принуждения; другой – это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования