Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

К фискальной политике относят, прежде всего, деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая - с их расходованием. Именно за счёт этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных товарах и услугах, решает экономические, социальные и другие проблемы. Манипулируя средствами бюджета, государство может воздействовать на безработицу и инфляцию, стимулировать деловую активность. В то же время неразумное применение этого инструмента (например, установление чрезмерно высоких налогов) превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее  важным инструментом воздействия государства  на экономику является денежная политика. Регулируя денежную массу в обращении, государство может влиять на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления населением благ, объём производства и темпы экономического роста.

Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т.е. эту функцию государство выполняет через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан. К социальной политике относится и деятельность государства в области образования, науки, культуры, медицины и т.п.

В числе  важных инструментов экономической  политики государства - регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и др. [5]

Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Рисунок  3 - Методы и инструменты государственного регулирования

 

 

1.3.3 Ограничения государственного вмешательства

 

 

Весь  опыт современного экономического развития показывает, рыночная система немыслима  без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой  происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда встаёт вопрос о разгосударствлении экономики, избавление её от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя указывать только на экономические, либо только на административные меры. Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти отдают предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя  забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и  не заменяя рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, то он начинает давать сбои.

Надо  иметь в виду, что среди экономических  регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный  эффект в одной сфере экономики, непременно даёт негативные последствия  в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические  инструменты регулирования, обязано  их контролировать и своевременно останавливать.

Государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее усиливать их действие. Следует помнить, что все государственные регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Разрастание бюрократического аппарата усложняет процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены политикой государства.

 

 

1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике

 

Теперь  мы можем сделать вышеприведенную  модель ещё более реалистичной, включив  в неё государственный сектор. Для этого предположим, что государство выступает как экономический агент, получающий доходы в виде налогов и расходующий его на закупки товаров и услуг. Обобщенная таким образом диаграмма кругооборота доходов и расходов   в смешанной экономике представлена на следующей странице в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Кругооборот доходов и расходов   в смешанной экономике

 

Согласно  рисунку домохозяйства распоряжаются своими доходами тремя способами: они покупают потребительские товары и услуги, делают сбережения и платят налоги государству. Фирмы производят товары и услуги и получают доходы от их реализации, а государство собирает налоги, делает трансфертные платежи — пособия по безработице, бедным, инвалидам, ветеранам войны и т. д., а остальное расходует на покупку товаров и услуг. При этом надо учесть, что домохозяйства часть доходов расходуют на потребление, а часть — на сбережения. Фирмы же часть дохода направляют на инвестиции с целью расширения производства. В конечном итоге государство как бы интегрируется в кругооборот и становится органичной частью экономической деятельности. В этом и есть суть смешанной экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В

    ЦИФРАХ И ФАКТАХ

 

 

2.1 Становление социально-ориентированной модели Республики Беларусь

 

 

90-е гг. XX в. были поистине судьбоносными для Беларуси и её экономики. После распада СССР возникла необходимость в сжатые сроки создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту, определить перспективную модель социально-экономического развития страны, овладеть навыками конкурирования на мировых рынках товаров и услуг.

Молодому  суверенному белорусскому государству  предстояло решать и такие сложные  задачи, как преодоление гиперинфляции, насыщение рынка элементарными потребительскими товарами, поддержка отечественных товаропроизводителей, сдерживание роста безработицы, защита наиболее уязвимых слоёв населения и др.

Несмотря  на непродолжительный отрезок времени, прошедшие годы можно разделить на два этапа.

Первый этап переходного периода

С 1991 г. РБ вступила в полосу глубокого экономического кризиса. Его результаты проявлялись как в материальном производстве, так и в социальной сфере. Снижались объёмы производства, падал уровень жизни населения, усиливалась дифференциация по размерам доходов, появилась и росла безработица.

Процессы  спада производства и инвестиционной активности протекали на фоне всё усиливающейся инфляции. Так, за 1991 —1994 гг. индекс цен производителей промышленной продукции составил 9 тыс. раз, индекс потребительских цен на товары и платные услуги — 3,2 тыс. раза. Денежные доходы населения выросли лишь в 2,3 тыс. раз. Только в 1994 г. эти индексы составили соответственно 22,8 и 23,2 раза при увеличении денежных доходов населения в 2 раза. В этом же году ВВП сократился на 16 %, объем промышленной продукции — на 17, капитальные вложения — на 25 %. Что касается уровня безработицы, то до перехода к рыночным преобразованиям официальной безработицы в стране не существовало вовсе, хотя известно, что и тогда в сфере производства товаров и услуг производительное использование рабочей силы не превышало 80%, с началом реформ, сопровождаемым резким падением объёмов национального производства (за пять лет с 1991 по 1995 гг. ВВП республики снизился на 35%), численность занятых оставалась практически на прежнем уровне, а это спровоцировало резкое увеличение количества «лишней» рабочей силы. В результате, в 1995 г. излишек занятой рабочей силы превысил 30% при уровне официальной безработицы 2,7%.

Таким образом, первый этап постсоветского развития  Беларуси можно охарактеризовать как этап глубокого экономического кризиса.

Второй этап переходного периода

После избрания Президента РБ страна вступила в следующий этап переходного периода, характеризующийся усилением государственного регулирования экономики с целью ускоренного решения социально-экономических проблем. С 1996 г. в Беларуси наметился экономический рост, повысился уровень жизни, что положительно отразилось на основных показателях, определяющих индекс развития человеческого потенциала. За семь лет (1996 — 2002) ВВП вырос на 49 % и достиг 97 % уровня 1990 г. Уже очевидно, что в 2003 г. превышено значение ВВП 1990 г. Реальные денежные доходы населения в этот период также росли и в 2002 г. уже составили 148 %. То же можно сказать и о реально начисленной заработной плате и размере назначенной месячной пенсии (141 %). В результате по индексу развития человеческого потенциала РБ вышла на 53-е место в мире, опережая все страны СНГ.

Согласно  данным официальной статистики за пятилетие с 1996 по 2000 гг. продукция промышленности выросла на 65%, производство потребительских товаров — на 81%, безработица находилась на уровне 2%, а это практически вдвое ниже того, что принято считать международным стандартом в этой области. Для сравнения: в США и Японии — современных флагманах экономического развития и мирового рынка — уровень безработицы летом 2001 г. составлял 4,5% и 4,9% соответственно.

Более глубокий анализ складывающейся в республике ситуации убеждает в  некоторой условности показателей, предлагаемых обществу как  неоспоримые свидетельства экономического и социального благополучия страны. К примеру, расчёт официального уровня безработицы по методике Международной  организации труда (МОТ), принятой практически  во всех развитых рыночных государствах, а не по количеству зарегистрированных безработных, как практикуется в республике, дал бы по Беларуси значительно более высокую цифру. Очевидно, результаты сопоставления показателей были бы близки к российским, где разбежка по оценкам за декабрь 1999 г. составила порядка семи раз: официальный уровень безработицы оценивался в 1,7%, рассчитанный по методике МОТ — в 11,7%.

Даже  в 2000 г уровень скрытой безработицы был всё ещё недопустимо высок (где-то15%). За первое полугодие 2001 г. численность занятых, работающих по инициативе нанимателя в режиме неполной рабочей недели (дня), составила 4,4%; численность работников, находящихся в вынужденных административных отпусках (треть из которых вовсе не оплачивалась) — 4,5%. Таким образом, даже официальные статистические данные свидетельствуют о наличии в Беларуси высокого уровня скрытой безработицы. На следующей странице в таблице представлены  не менее утешительные сведения о  социально-экономическом развитии Республики Беларусь.

Таблица 1. Динамика основных показателей социально-кономического

развития  РБ в сопоставимых ценах (в % к 1990 году)

|Показатели                                                          1995   1996    2000   2001



|Валовый  внутренний продукт                           65.0    6 7.0   88.9    92.5 


|Продукция  промышленности                            61.4  63.5    100.8  106.3


|Продукция  сельского хозяйства                                    


|(хозяйства  всех категорий),                               73.6    75.4    71.4     72.7 


|в том  числе:                              


|сельскохозяйственные  предприятия                 54.6    55.2    53.9       


|Производство потребительских товаров          59.9    65.3   108.4   114.6


|Инвестиции  в основной капитал,                      38.5    36.6    51.5    48.4 


|в том  числе по объектам:                 


|производственного  назначения                         34.7    35.4    45.6    45.3


|непроизводственного  назначения                     47.9    41.2    66.2    57.6 


|Объем подрядных  работ                                    33.1    32.4    38.8    39.1 


Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования