Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становится объектом купли-продажи.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Он является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1.Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда……6
1.1. Понятие, сущность, основные элементы, виды рынка труда…6
1.2. Прогнозирование рынка труда: понятие, направления,
методы, факторы, источники информации…………………….15
2.Анализ современного состояния и прогнозных тенденций рынка
труда Беларуси…………………………………………………………..25
2.1. Показатели состояния и развития рынка труда………………..25
2.2 Факторы, влияющие на развитие рынка труда в
перспективе. Прогнозные тенденции…………………………..33
3. Практическая реализация прогнозов рынка труда в форме
программ социальноэкономического развития (в том числе
и программы занятости) в -Республике Беларусь……………………….40
Заключение …………………………………………………………………51
Список использованных источников ……………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда.docx

— 168.58 Кб (Скачать файл)



Стоит отметить, что положительная динамика имеет место и у мужчин, и у женщин. Сохраняется устойчивая тенденция большего количества женщин с высшим и средне специальным образованием (28,9 % и 27,3 %), чем аналогичные показатели у мужчин (21,5 % и 17,3 %).

Наибольшее количество работников, имеющих высшее образование, сосредоточено в коммерческой сфере (70 %), в науке и научном обслуживании (60 %), в аппарате органов государственного управления (59 %), информационновычислительном обслуживании (55 %), сфере образования (48 %), искусстве (более 30 %). В перспективе следует ожидать дальнейшего повышения требований со стороны нанимателей к качеству кадров. Уже сейчас рынок труда предъявляет к специалистам с высшим образованием такие требования, как умение пользоваться персональным компьютером, общение с людьми, работать в команде, самостоятельность в анализе производственных ситуаций, знание иностранных языков, нормальное состояние здоровья т. п.

Особое значение имеет достойный уровень образования и квалификация для руководителей и специалистов. Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что лишь 67,1 % руководителей и 59 % специалистов имеют высшее образование.

Таблица 3 - Распределение численности работников занятых в экономике по уровню образования и категориям персонала на конец 2010 г.

Категории

работников

Всего

работников

В том числе имеют образование

высшее

среднее

специальное

профессионально

техническое

общее

среднее

Общее

базовое

чел.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Всего

4017899

1021692

25,4

909868

22,6

828488

20,6

1143008

28,5

114843

2,9

в том числе:

 

рабочие

2377827

84134

3,5

389132

16,4

759300

31,9

1033770

43,5

111491

4,7

служащие

1640072

937558

57,2

520736

31,7

69188

4,2

109238

6,7

3352

0,2

- руководители

396100

265981

67,1

100403

25,3

13666

3,5

15809

4,0

241

0,1

- специалисты

1094685

645917

59,0

372335

34,0

27785

2,6

47247

4,3

1401

0,1

- другие служащие

149287

25660

17,2

47998

32,2

27737

18,6

46182

30,9

1710

1,1




 

Анализируя образовательный уровень работников, занимающих должности руководителей и специалистов, на начало 2011 г., следует отметить, что в разрезе областей не имели высшего и среднего специального образования в Минской области 9,4 % руководителей, Брестской - 8,7 %, Гомельской - 8,3 %, Могилевской - 8 %, Витебской - 7,3 % Гродненской - 6,8 %, г. Минске - 5,7 %. Это свидетельствует о необходимости повышения качественной составляющей и изыскании резервов для осуществления данного процесса.

В Республике Беларусь наибольшая доля занятых наблюдается в промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Существенных изменений в структуре распределения по видам экономической деятельности не наблюдалось, хотя в 2012 г. был заметен отток занятых в строительстве с 8,6 % до 7,9 % в 2011. Вместе с тем, в последнее время ситуация на рынке труда характеризуется снижением количества обращений в государственную службу занятости и, соответственно, снижением регистрации безработных. В стране свободных рабочих мест сейчас практически вдвое больше, чем безработных, а в Минске - в 10 раз больше. Безработица в Беларуси со времени ее легализации являлась преимущественно женской, однако в 2012 г. мужская безработица (52 %) превысила женскую (48 %). Как правило, работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами. Удельный вес безработных женщин с высшим и средним специальным образованием выше, а со средним общим и неполным средним ниже, чем безработных мужчин.

Наиболее высокий удельный вес безработных приходится на молодежь.

В возрастной структуре безработных ведущим сегментом являются лица в возрасте 16-29 лет, удельный вес которых несколько снизился. При переходе к старшим возрастам удельный вес безработных постепенно падает и в группе 50 и старше составляет 18,2 % от общей численности безработных. По сравнению с 2005 годом удельный вес лиц в возрасте 16-29 лет снизился на 22,5 % (с 48,8 % в 2005 до 37,7 % в 2012 г.), что является хорошей тенденцией. Так как безработица среди молодежи, как правило, вызвана отсутствием достаточной квалификацией и опыта работы, после окончания учебного заведения, а также нежелание нанимателей нести финансовые и организационные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых работников и предоставлять им льготы, предусмотренные Трудовым кодексом. Что касается состава безработных по уровню образования, то на долю безработных с высшим образованием в 2012 г. приходилось 11,4 % от общей численности безработных, со средним специальным образованием - 14 %, с общим средним образование - 36,6 % и профессионально техническим образованием - 25,8 %. Среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в 2011 г. - женщина в возрасте 34,1 года). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,7 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий. Доминирующей отраслью в структуре спроса является обрабатывающая промышленность где заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 % от общего их числа (табл. 4). Затем следует строительство, в 2012 г. приходилось 13,4 тыс. вакансий, или 19 % от заявленных вакансий и сельское хозяйство - 8 тыс. вакансий, или 11,3 % в общей численности заявленных потребностей. Как показывает анализ, основной спрос на рабочую силу формировала сфера материального производства. Каждая четвертая вакансия заявлена промышленными организациями, каждая пятая - строительными, каждая седьмая - сельскохозяйственными организациями. При этом по сравнению с 2011 г. потребность в кадрах промышленности уменьшилась на 11,8 %, в сельском хозяйстве - на 9,6 %, в строительстве увеличилась на 15,9 %. Это говорит об эффективности проводимой промышленными и сельскохозяйственными организациями политики по привлечению на работу специалистов.

Таблица 4 - Спрос на рабочую силу по отраслям экономики, %

 

2005

2010

2012

Отклонение в 2012 от 2005

Всего:

100

100

100

-

промышленно сть

28,9

28,6

23,2

-5,7

сельское хозяйство

15,0

9,7

11,3

-3,7

транспорт и связь

6,5

7,7

9,1

+2,6

строительство

19,3

22,2

19

-0,3

торговля и общественное питание

10,3

10,9

10,3

0

здравоохранение

1,4

1,8

6,1

+4,7




 

Соотношение профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы показывает, что на рынке труда устойчивым спросом пользуется рабочие строительной отрасли и сельскохозяйственной отрасли. Среди специалистов и служащих востребованы врачи, прорабы, инженеры-программисты. Вместе с тем, сохраняется и углубляется тенденция избытка экономистов, юристов, бухгалтеров и других специалистов и служащих. Однако численность официально зарегистрированных безработных не дает полного представления о реальной ситуации на рынке труда. При ее оценке необходимо учитывать не только зарегистрированную, но и незарегистрированную или скрытую безработицу. Принятая государственной службой занятости населения страны система учета безработных не в полной мере отражает тенденцию развития рынка труда, поскольку значительная часть граждан по ряду причин не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий, социальному признаку, полу, а также недостаточное качество большинства предлагаемых вакансий (относительно низкая заработная плата) являются главным препятствием по их заполнению. В этой связи Государственной программой содействия занятости населения Беларуси на 2013 г. предусматривается обеспечить первоочередное направление на профобучение безработных матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, по востребованным на рынке труда специальностям. В текущем году будут проведены тренинги, семинары по обучению приемам самостоятельного поиска работы, составления резюме, по подготовке к собеседованию с потенциальным нанимателем. Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям. Прогнозирование спроса и предложения специалистов с высшим профессиональным образованием определяется следующей совокупностью факторов: емкостью рынка труда; возможностями системы высшего профессионального образования; предпочтениями работодателей; направлениями и темпами развития научно-технического прогресса.

Для совершенствования государственного регулирования спроса и предложения на рынке труда можно выделить следующие направления:

  1. Организация практики для безработных в качестве базы для закрепления вновь приобретенных навыков в процессе переподготовки и более быстрого и эффективного включения безработных в процесс труда. Данная мера будет эффективна, так как большую часть безработных составляет молодежь в возрасте 16-29 лет, которые не имеют еще достаточных навыков и опыта. Закрепив свои знания на практике, и приобретя опыт в своей сфере деятельности, они будут более конкурентоспособными и квалифицированными.
  2. Проведение широкомасштабных информационно-пропагандистских кампаний посредством использования современных информационных технологий, СМИ. Данная мера находит некоторое отражение в стране (проводятся ярмарки вакансий, где безработные могут ознакомится с существующим спросом), хотя стоит развивать ее активнее, привлекая большее число людей.
  3. Введение новых форм неполной занятости на основе разделения работ и использование краткосрочной занятости. Временная занятость удобна для тех, кто осуществляет уход за больным членом семьи или детьми. Помимо этого к таким формам прибегают при переобучении, получении второго образования, написании научных работ и т. д. В Республике Беларусь использование таких форм занятости позволит гражданам сочетать несколько форм частичной занятости, тем самым повысить свой заработок и быть полностью вовлеченными в трудовые отношения.
  4. В области государственной политики на рынке труда шире применять подходы, направленные на реализацию активной политики занятости в противовес пассивной (материальной поддержки безработных), что предполагает рост бюджетных обязательств для финансирования мероприятий по содействию занятости.
  5. Целесообразно предусмотреть региональную децентрализацию и заключение тарифных соглашений на уровне предприятий (в рамках коллективных договоров).
  6. Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда стратегической целью должно стать создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства. Целесообразным представляется обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в кадрах, повысить производительность труда работников, и как следствие поспособствует снижению спроса на многие специальности.
  7. Важно обеспечить такую систему управления подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием, чтобы она соответствовала условиям складывающегося рынка труда и главным изменением становится создание конкурентной среды во всех сферах деятельности общества, в том числе и в сфере образования, осуществляющего предложение на рынке труда.

Данное условие выступает неотъемлемым критерием экономического уклада, когда работодатель хочет иметь высококвалифицированного специалиста, а не переучивать его на производстве. В данном смысле интересы всех субъектов рынка, включая государство, полностью совпадают.

  1. Создание прогноза о состоянии спроса и предложения специалистов с высшим профессиональным образованием позволит точнее установить соответствие между потребностями рынка труда и возможностями высших учебных заведений. Основными элементами системы определения потребностей в специалистах с высшим профессиональным образованием могут служить прогнозы приема и выпуска специалистов вузами различных форм собственности, осуществляющими предложение на соответствующем сегменте рынка труда. При этом наиболее перспективным является эконометрический метод, сущность которого состоит в построении моделей временных рядов (на основе имеющейся статистической информации за прошлые периоды времени) - уравнений трендов.

Следует отметить, что социально-экономический механизм прогнозирования сферы высшего профессионального образования детерминируется действием основных закономерностей возникновения и функционирования востребованных рынком труда специальностей (возрастание значимости высшего образования; взаимосвязь рынка труда и выбора рациональной специальности; взаимовлияние и взаимозависимости триады «рынок труда - рынок образовательных услуг - система управления высшим образованием»).

  1. Укрепление связи высшей школы с бизнесом, ее ориентацию на текущие требования рынка труда может выступать средством решения текущих финансовых проблем в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Ведь кроме дополнительного государственного финансирования системы высшего образования, требуется шире привлекать средств частного сектора, граждан для создания устойчивой системы смешанного финансирования.
  2. Развитие практики государственного заказа на специалистов в соответствии с прогнозными оценками рынка труда, исследованиями конъюнктурной ситуации на рынке труда, на основе моделирования профиля профессиональной деятельности специалиста, и на основе заявок министерств и ведомств с целью разработки механизма трансформации сигналов рынка труда в систему подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.

Механизм развития рынка труда специалистов с высшим профессиональным образованием должен предусматривать формирование перспективных потребностей в специалистах, позволяющий согласовать интересы всех участников рынка труда специалистов с высшим профессиональным образованием: общества, обеспечивающего социальноэкономическую стабильность; работодателя, решающего свои кадровые проблемы; выпускника, решающего проблему трудоустройства; высшего учебного заведения, желающего на основе выпуска востребованных рынком специалистов повысить свой престиж и получить определенные средства для улучшения материального обеспечения учебного процесса. Для обеспечения динамичного развития экономики в целом необходимо определенное количество экономических ресурсов, важнейшим из которых является человеческий капитал. Таким образом, приведение системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием к потребностям рынка труда является неотъемлемой чертой современной экономики, предполагающей государственное регулирование рынка труда на основе учеа степени соответствия спроса и предложения рабочей силы.

Информация о работе Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда