Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:30, лекция
Термин «государство» может представляться в двух значениях:
Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации политической власти.
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Термин «государство» может представляться в двух
значениях:
Первое - понятие государство для определения
страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации
политической власти.
Мы будем вести речь
о государстве как организации
политической власти, существующей в
определенной стране. Существенныепризнаки государства:
1. Территория. Это пространственная основа
государства. Она включает сушу,
недра, водное и воздушное пространство
и др. На своей территории государство
осуществляет независимую власть и имеет
право защищать территорию от вторжения
со стороны других государств.
2. Население. Его составляют люди, проживающие
на территории государства.
Население государства может состоять
из людей одной национальности или быть
многонациональным, как, например, в России,
где проживает более 60 наций. Государство
будет стабильным и будет развиваться,
если отношения между ними будут добрососедскими,
а не конфликтными.
3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется
властью общественной, т. е. властью, способной
организовать жизнь людей. Термин «власть»
означает
способность влиять в нужном направлении
или иначе способность подчинять своей
воле. Государственная власть осуществляется
с помощью государственных органов
и учреждении. Все они объединяются в единую
систему, называемую государственным
аппаратом. К важнейшим его составляющим
относятся законодательные и исполнительные
органы. Государственная власть распространяется
на всех людей, проживающих на территории
государства.
4. Право. Это система общеобязательных
правил поведения. В отличие от правил
поведения, существовавших в первобытном
обществе и обеспечивавшихся силой общественного
принуждения (например, покинувшего поле
боя воина соплеменники изгоняли из племени),
правовые нормы охраняются силой государства,
т.е. специальными государственными органами.
Если правила поведения в первобытном
обществе вырабатывались постепенно самим
обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды,
ритуалы и др.), то правовые нормы формируются
в основном
государственными органами.
5. Правоохранительные
органы. Они составляют особую систему,
в которую
входят судебные органы, прокуратура,
милиция, органы безопасности, внешняя
разведка, налоговая полиция, таможенные
органы и др. Они необходимы любому
государству, потому что государственная
власть осуществляется с помощью норм
права или конкретных распоряжений (приказов),
носящих императивный характер.
Если к власти проявляется неуважение
или если нормы права не исполняются, то
с помощью правоохранительных органов
применяются меры принуждения (санкции),
предусмотренные в нормах права.
6. Армия. Она необходима для защиты
территориальной целостности государства.
Обычно пограничные споры и военные конфликты
возникают между смежными
государствами. По своему размеру армия
должна быть способной отразить любую
агрессию. Но армия требует на свое содержание
и поддержание боеготовности значительных
материальных затрат. В некоторых государствах
армия используется во внутренних конфликтах.
7. Налоги. Это обязательные платежи с
получаемого дохода граждан и организаций.
Их размеры и сроки уплаты устанавливает
государство, издавая соответствующие
законы. Налоги необходимы для содержания
государственных органов, армии, выплаты
пенсий, пособий многодетным семьям, безработным,
инвалидам. Если в стране происходят различного
рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то
выделяется часть средств также из налоговых
поступлений для устранения последствий
ЧП, бедствий.
8. Суверенитет. Это независимость государства
при решении внутренних и
внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет
— это самостоятельность, неподчиненность,
неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и
внешний суверенитет. Внутренний суверенитет
означает, что государственная
власть независимо решает все вопросы
жизни страны, и эти решения имеют обязательный
характер для всего населения. Внешний
суверенитет позволяет государству самостоятельно
строить свои взаимоотношения с другими
государствами, основываясь на своих интересах.
В международных отношениях суверенитет
выражается в том, что власти данного государства
не обязаны юридически подчиняться другим
государствам.
Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
2.Понятие государственного органа, государственного аппарата.
Орган государства: понятие, признаки, виды
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды
государственных органов
1) от порядка их формирования;
2) объема выполняемых полномочий;
3) широты компетенции;
4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
5) числа государственных гражданских служащих;
6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
2) центральные, в частности министерства;
3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости
от числа государственных
1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости
от характера организационно-
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Государственный
аппарат - система органов государства,
т.е. органов, через которые осуществляются
государственная власть, функции соответствующего
государства; составная часть механизма
государства.
Структура
гос.аппарата:
^ Принципы
организации и деятельности государственного
аппарата – основополагающие начала,
идеи, определяющие характер функционирования
и развития аппарата государства в целом.
Современное государство и государственный
аппарат строятся на принципах, к которым
предъявляют следующие требования:
- нормативность, что обозначает закрепление
в законодательстве (прямое или косвенное)
и обязательность при создании государственных
органов;
- непротиворечивость, т. е. не допускается
наличие нескольких взаимоисключающих
принципов;
- полнота, в соответствии с ней происходит
предварительное установление самых важных
условий формирования и реализации деятельности
государственных органов;
самостоятельность, не допускается возможность
дублирования нескольких принципов.
^ Различают
также две группы принципов организации
и деятельности государственного аппарата:
общие и частные.
Общие принципы относятся
ко всему государственному механизму
и подразделяются на социально-политические
и организационные.
^ К социально-политическим
принципам, в свою очередь, относят:
- разделение властей. Выделяют три ветви
власти: законодательную, исполнительную
и судебную;
- демократизм. Демократия (греч. demos –
народ, kratos – власть) – народовластие.
В соответствии с принципом всем гражданам
предоставляется одинаковая возможность
влиять на политику и выполнять контроль
над действующими государственными органами;
- гласность. В содержание данного принципа
включается необходимость достаточной
информированности общества, которая
предусматривает постоянное и систематическое
освещение деятельности органов государственной
власти средствами массовой информации,
а также право каждого на получение информации,
которая непосредственно касается его
законных прав и интересов;
- законность – строгое и неуклонное соблюдение
всеми государственными органами правовых
предписаний, законов;
- профессионализм и компетентность. Этот
принцип предусматривает обязательное
наличие знаний и навыков, научного подхода
к управленческой деятельности, очень
сложной и специфической;
- гуманизм – принцип, который призван
обеспечить приоритет прав и интересов
личности человека и гражданина при реализации
деятельности государственным аппаратом;
- национальное равноправие, в соответствии
с которым любому лицу вне зависимости
от национальности, расы, вероисповедания
и т. д. предоставляется возможность для
замещения им государственной должности,
причем на равных условиях;
- федерализм – принцип, который закрепляет
равноправность государственных органов
субъектов государства с общефедеральными
государственными органами.
^ К организационным
принципам относятся:
- иерархичность;
- дифференциация и законодательное закрепление
функций и полномочий;
- ответственность государственных органов
за принимаемые ими решения, а также за
неисполнение или недобросовестное исполнение
должностных обязанностей в сфере предусмотренных
полномочий;
- сочетание коллегиальности и единоначалия
в принятии решений;
- соотношение отраслевых и территориальных
начал управления.
Частные принципы организации и деятельности
государственного аппарата – это те, которые
имеют действие только на отдельные органы
механизма государства.
Разделение властей РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. — основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Разделение властей
. |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. И.о.г.в. — назначаемые органы. В этом смысле они производны от законодательных (представительных) органов власти, выборность их допускается в ограниченном объеме (выбор глав администрации субъектов РФ). Основной вид деятельности И.о.г.в. — организация исполнения законов, а также связанная с этим организация управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Для выполнения возложенных на них функций И.о. г. в. совершают различные распорядительные действия.
И.о.г.в. могут быть как единоначальными (к примеру, глава краевой, областной администрации), так и коллегиальными (например, Правительство РФ). И.о.г.в. подразделяются на органы общей компетенции — органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация), и органы специальной компетенции — органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.). В федеративном государстве И.о.г.в. создаются как на федеральном уровне (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные ведомства), так и на уровне субъектов РФ (высшие должностные лица И.о.г.в. субъектов РФ: президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения; правительства республик, администрации краев, областей, министерства, комитеты, мэрии и их структуры — министерства, департаменты, управления и др.).
(В.Ч.)
органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.
Органы законодательной
власти – это Федеральное Собрание
РФ, народные собрания, государственные
собрания, верховные советы, законодательные
собрания республик в составе
РФ; думы, законодательные собрания,
областные собрания и другие законодательные
органы власти краев, областей, городов
федерального значения, автономной области
и автономных округов. Основная особенность
этих органов состоит в том, что
они избираются непосредственно
народом и никаким другим путем
формироваться не могут. В своей
совокупности они составляют систему
представительных органов государственной
власти РФ.
Являясь законодательными органами, представительные
органы государственной власти выражают
государственную волю многонационального
народа РФ и придают ей общеобязательный
характер. Они принимают решения, воплощаемые
в соответствующих актах, принимают меры
к исполнению своих решений и осуществляют
контроль за их реализацией. Решения законодательных
органов обязательны к исполнению всеми
другими органами соответствующего уровня,
а также всеми нижестоящими органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти подразделяются
на федеральные и региональные
(субъектов Федерации).
Федеральным законодательным
и представительным органом РФ является Федеральное Собрание
Российской Федерации. Это общегосударственный,
общероссийский орган государственной
власти, действующий в масштабах всей
России.
Все другие законодательные органы, функционирующие
на территории РФ, являются региональными,
действующими в пределах соответствующего
субъекта Федерации.
Законодательные (представительные)
органы власти республик в составе РФ
Законодательными органами власти республик
в составе РФ являются их парламенты. Они
избираются на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании сроком на четыре года или
пять лет. Их численный состав колеблется
от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов
(Татарстан). Порядок формирования и численный
состав определяются конституциями этих
республик и законами о выборах их парламентов
в соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
Компетенция парламентов республик складывается
из следующих основных групп полномочий:
конституционное строительство, экономическое
и социально-культурное строительство,
а также внешние сношения.
В области конституционного строительства парламенты республик принимают
конституции и вносят в них изменения
и дополнения; принимают законы, кодексы
и вносят в них изменения и дополнения;
осуществляют контроль за соблюдением
и исполнением конституций и других законов
республик; принимают решения по вопросам
государственного устройства; решают
вопросы об изменении границ республик;
принимают решения о проведении республиканских
референдумов; назначают выборы депутатов
и глав республик; утверждают структуры
органов исполнительной власти; дают согласие
на назначение прокуроров республик Генеральным
прокурором РФ; назначают председателей
национальных банков республик по согласованию
с Центральным банком России и др.
В области экономического и социально-культурного
строительства парламенты республик определяют
внутреннюю политику республик; утверждают
перспективные государственные планы,
важнейшие республиканские программы
экономического и социального развития;
обсуждают и принимают государственные
бюджеты республик и осуществляют контроль
за их исполнением.
В области внешних сношений определяют международные связи
республики; ратифицируют и денонсируют
международные договоры.
Законодательные органы власти
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов
Являются думы, собрания ит.д. этих субъектов
Федерации (например, Московская городская
Дума, Законодательное собрание Тверской
области, Псковское областное собрание
и т.д.). Эти органы избираются на основе
всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Срок полномочий
депутатов не может превышать пяти лет.
Законодательные (представительные) органы
регионов утверждают бюджет, принимают
решения о введении или отмене налогов,
сборов, пошлин и иных видов платежей,
установлении льгот и преимуществ по налогам
и платежам в бюджет; регулируют условия
размещения займов, облигаций, лотерей;
утверждают программы государственного,
экономического, социального, культурного
и национального развития; регулируют
порядок образования и деятельности внебюджетных
и валютных доходов региона, заслушивают
отчеты об их исполнении; регулируют порядок
приватизации, владения, пользования,
распоряжения и управления объектами
собственности; утверждают региональные
программы приватизации объектов региональной
и муниципальной собственности; регулируют
порядок предоставления и изъятия земельных
участков под объекты федерального, межрегионального
и регионального значения, использования
иных природных ресурсов, охраны объектов
природы; регулируют в соответствии с
федеральным законом вопросы охраны и
использования объектов, имеющих историческую,
культурную и научную ценность, памятников
истории и культуры, расположенных на
территории соответствующего региона;
предоставляют дотации, субвенции, займы
из средств бюджета действующим органам
местного самоуправления.
Законодательные органы власти краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
осуществляют международные связи этих
субъектов Российской Федерации, ратифицируют
и денонсируют международные договоры
и соглашения.
принцип разделения
властей относится не только к организации
государственной власти на федеральном
уровне, но и к системе органов государственной
власти субъектов Федерации.