Управление территориями и имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:30, лекция

Краткое описание

Термин «государство» может представляться в двух значениях:
Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации политической власти.

Вложенные файлы: 1 файл

жилищное зк.docx

— 284.78 Кб (Скачать файл)

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкийавтономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию  и образование в ее составе  нового субъекта осуществляются  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом.

Статья 66

1. Статус республики определяется  Конституцией Российской Федерации  и конституцией республики.

2. Статус края, области, города  федерального значения, автономной  области, автономного округа определяется  Конституцией Российской Федерации  и уставом края, области, города  федерального значения, автономной  области, автономного округа, принимаемым  законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта  Российской Федерации.

3. По представлению законодательных  и исполнительных органов автономной  области, автономного округа может  быть принят федеральный закон  об автономной области, автономном  округе.

4. Отношения автономных округов,  входящих в состав края или  области, могут регулироваться  федеральным законом и договором  между органами государственной  власти автономного округа и,  соответственно, органами государственной  власти края или области.

5. Статус субъекта Российской  Федерации может быть изменен  по взаимному согласию Российской  Федерации и субъекта Российской  Федерации в соответствии с  федеральным конституционным законом.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 66

Статья 67

1. Территория Российской Федерации  включает в себя территории  ее субъектов, внутренние воды  и территориальное море, воздушное  пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает  суверенными правами и осуществляет  юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации в порядке, определяемом  федеральным законом и нормами  международного права.

3. Границы между субъектами Российской  Федерации могут быть изменены  с их взаимного согласия.

11.Местное самоуправление: понятие, принципы, правовые основы (нормативно-правовые акты, регулирующие область местного самоуправления).

Понятие местного самоуправления.

 

Местное самоуправление - это гарантируемая  конституцией организация и деятельность  граждан по решению вопросов местного значения.

 

 

 

2. Понятие основ местного самоуправления.

 

Основы местного самоуправления - это совокупность экономических, социальных и правовых условий  для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения  вопросов местного значения.

 

Экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм права,  которые  закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового  и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.

 

Социальные основы местного самоуправления - это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения  в сфере социального обеспечения  населения муниципальных образований.

 

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права,  осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

 

Правовую основу местного самоуправления составляют:

 

- общепризнанные принципы и  нормы международного права

 

- международные договоры Российской  Федерации

 

- Конституция РФ

 

- федеральные конституционные  законы

 

- федеральные законы

 

- подзаконные нормативные правовые  акты

 

- конституции (уставы) субъектов  РФ

 

- законы субъектов РФ

 

- уставы муниципальных образований

 

- решения, принятые на местных  референдумах и сходах граждан

 

 

 

Организационная основа местного самоуправления - это совокупность норм права, которые  закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.

 

 

 

3. Правовые основы местного самоуправления.

 

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права,  осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

 

Правовую основу местного самоуправления составляют:

 

- Общепризнанные принципы и  нормы международного права

 

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ закрепляет то, что общепризнанные принципы и  нормы международного права являются составной частью правовой системы  РФ.

 

- Международные договоры Российской  Федерации

 

К международным договорам Российской Федерации в сфере местного самоуправления можно отнести Европейскую хартию местного самоуправления, Декларацию о принципах местного самоуправления.

 

- Конституция РФ

 

Регулированию вопросов местного самоуправления посвящены нормы права, описанные  в таких статьях, как 3,8,9,12,15,18,24,32-33,40-41,43,46,72,130-133.

 

- Федеральные конституционные  законы

 

- Федеральные законы

 

Наиболее обширным документом, регулирующим вопросы в сфере местного самоуправления, является ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Также необходимо отметить ФЗ «Об  обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации», «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» и многие другие.

 

- Подзаконные нормативные правовые  акты

 

Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства  РФ.

 

- Конституции (уставы) субъектов  РФ

 

- Законы субъектов РФ

 

- Уставы муниципальных образований

 

- Решения, принятые на местных  референдумах и сходах граждан

 

 

Понятие органов местного самоуправления.

 

Орган муниципального самоуправления - это, в соответствие со статьей 2 ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», избираемые непосредственно  населением и образуемые представительным органом муниципального образования  органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

2. Система органов местного самоуправления.

 

Система органов местного самоуправления - это иерархическая совокупность органов, осуществляющих местное самоуправление.

 

Классификация органов местного самоуправления:

 

- выборные органы местного самоуправления

 

- иные органы местного самоуправления

Понятие принципов местного самоуправления.

 

Принципы местного самоуправления - это совокупность основные начал  и характеристик деятельности населения  по решению вопросов местного значения в рамках местного самоуправления.

 

 

2. Виды принципов местного самоуправления.

 

Виды принципов местного самоуправления:

 

- Самостоятельность населения  при решении вопросов местного  значения

 

- Обособленный характер органов  местного самоуправления в системе  органов государственной власти

 

- Осуществление местного самоуправления  на основе принципов демократии

 

- Наличие определенной ответственности  для должностных лиц и муниципальных  служащих

 

- Наличие гарантий местного  самоуправления

 

- Многообразие форм реализации  местного самоуправления

 

- Опора на законность и соблюдение  прав человека и гражданина  в деятельности местного самоуправления

 

онституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и госу­дарства, установила систему норм о местном самоуправлении, на кото­рой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

При этом нормы Конституции Российской Федерации подразделя­ются на нормы:

разрешающие введение местного самоуправления в Российской Федерации;

определяющие предназначение местного самоуправления;

закрепляющие механизм и регулирующие организа­цию и деятельность местного самоуправления;

устанавливающие экономическую основу местного самоуправления;

закрепляющие территориальные  пределы местного самоуправления;

устанавливаю­щие компетенцию местного самоуправления по отдельным вопросам;

устанавливающие гарантии местного самоуправления;

устанавли­вающие права граждан на местное самоуправление и запрещающие ог­раничение прав на местное самоуправление.

Все перечисленные и другие нормы  нашли свое развитие в феде­ральных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых ак­тах местного самоуправления.

 

3.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ  НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 

 

Базовым, специальным законом, развивающим  нормы Конститу­ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления, является Федеральный Закон № 154 от 28.05.95 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями ФЗ № 107 от 04.08.2000г.

В нем раскрыты основные понятия, термины  местного самоуправления, обозначена роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия, как основы конституционного строя в России, закреплены права  граждан на осуществление местного самоуправления. Закон определил  полномочия органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления, выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования.[7]

В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции Российской Федерации  и данного закона над законодательными актами субъектов Федерации в  случаях их противоречия первым. Большое  внимание в Федеральном законе уделяется  вопросу об уставе муниципального образования, раскрывается основное содержание, порядок  его разработки и регистрации. Закон  рассматривает территориальные  основы местного самоуправления, вопросы  установления и изменения границ муниципального образования[8].

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основы деятельности органов  местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностным лицами местного самоуправления не допускается.

Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых  должны проводиться на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом  определены и основные функции представительных органов. Глава муниципального образования  может быть избран как представительным органом из своего состава, так и непосредственно населением данной территории. Статус депутата муниципального образования также отражен в федеральном законе. Органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются различные формы волеизъявления граждан, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены понятия  экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены  порядок управления муниципальной  собственностью, отношения органов  местного самоуправления и предприятий  и организаций, находящихся в  муниципальной собственности. Также  в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и  отмечена самостоятельность органов  местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные  местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых  расходов местных бюджетов.

Законом "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", с одной  стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность  местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. С другой стороны, Законом предусмотрены  ответственность органов местного самоуправления и его должностных  лиц и контроль за их деятельностью.

Информация о работе Управление территориями и имуществом