Управление финансовыми ресурсами страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 02:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы: является выработка стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия: сущность, цели, задачи, основные направления реализации стратегии управления;
разработать стратегический план управления финансовыми ресурсами;
экспериментально изучить управление финансовыми ресурсами на ЗАО «Макс» предприятия, дать анализ финансовых показателей повышения эффективности деятельности предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГОТОВЫЙ.doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)






 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно из финансовой литературы, под финансовым менеджментом подразумевается сочетание стратегических и тактических моментов финансового  обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять огромными  денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. При этом не удивительно, что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии будет ее соотношение с прибылью этого предприятия.

Следует отметить, что прибыль выступает в данном случае в качестве того изначального момента, от которого отталкивается любое руководство при принятии решения о той или иной форме (структуре) финансового менеджмента на своем предприятии, определяя тем самым значение, которое он будет играть в жизни предприятия.

Это, в свою очередь, позволяет руководству вычленить факторы, определяющие структуру прибыли предприятия, и поставить подчиненным задачу по их детальной проработке и, как результат, формированию на предприятии системы финансового менеджмента.

Таким образом, руководство, в зависимости от собственного осознания существующих в фирме реалий и способностей к их анализу, вырабатывает решение того или иного качества, а, следовательно, может отрегулировать механизм планирования и распределения прибыли.

Именно поэтому для руководителя, принимающего решение о дальнейшем развитии фирмы, наиболее важным аспектом жизнедеятельности предприятия выступает определение источников возможной прибыли предприятия, выбор одного или нескольких из них, концентрация на них основных усилий, анализ возможности их использования в ходе деятельности предприятия в той или иной форме и, как результат, планирование данного использования.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет  ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными [24, с.19].

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

В настоящее время  стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

Все общественное производство В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий – это не только составная, но и специфическая часть финансов. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства [11, с.29-30].

в зависимости от характера  затрачиваемого в нем труда подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальное производство. Особенностью первой сферы является то, что здесь производятся товары, специфика второй заключается в оказании различного рода услуг (бытовых, коммунальных, социальных и др.). Основу организационной структуры материального производства образуют предприятия, объединения, ассоциации, в непроизводственной сфере функционируют учреждения, организации и другие структуры.

При этом, руководство, на базе взаимоотношения с коллективом  по использованию выбранных источников прибыли, как правило, старается  выработать особый принцип построения прибыли на данном конкретном предприятии. Чаще всего этим принципом является принцип финансового самообеспечения.

В отраслях материального  производства возникают разнообразные  по характеру финансовые отношения. Учитывая специфику формируемых  на их основе денежных фондов целевого назначения, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений:

- связанных с формированием  первичных доходов, образованием  и использованием в хозяйственных  подразделениях материального производства  целевых фондов внутрихозяйственного назначения – уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и др. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, другие – потребительских;

- возникающих между  предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен. Движение финансовых ресурсов на основе этих денежных отношений осуществляется в нефондовой форме: уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение паевых взносов членами различных объединений, их участие в распределении прибыли от кооперации производственных процессов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий, получение по ним дивидендов и процентов и т.п.;

- складывающихся у  предприятий материального производства со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различного рода страховых фондов;

- образующихся у предприятий  с банками в связи с получением  банковских ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, а  также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;

- возникающих у предприятий  материального производства с  государством по поводу образования  и использования бюджетных и  внебюджетных фондов. Эта группа  финансовых отношений получает форму платежей в бюджет, бюджетного финансирования, платежей в различные внебюджетные фонды и др.;

- складывающихся у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами. Это так называемые "вертикальные" взаимосвязи, сохранившиеся в границах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Целью выпускной квалификационной работы: является выработка стратегии  управления финансовыми ресурсами  предприятия. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия: сущность, цели, задачи, основные направления реализации стратегии управления;
  2. разработать стратегический план управления финансовыми ресурсами;
  3. экспериментально изучить управление финансовыми ресурсами на ЗАО «Макс» предприятия, дать анализ финансовых показателей повышения эффективности деятельности предприятия;

Объектом дипломного исследования является Уфимский филиал ЗАО «Макс».

Предметом исследования является процесс управления финансовыми ресурсами страховой компании.

Результатами выпускной  квалификационной работы являются: анализ основных направлений стратегии  управления финансовыми ресурсами; выявлены основные проблемы и резервы, решение которых позволит повысить эффективность работы предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию  действующего механизма продвижения страховых продуктов ЗАО «МАКС»

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность, цели и задачи управления финансовыми ресурсами предприятия

 

Финансовые ресурсы  предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в  распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в  зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных - , которые инвестированы в процесс производства.

Выбор стратегии фирмы  осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих  состояние фирмы, с учетом результатов  анализа портфеля продукций, а также  характера и сущности реализуемых стратегий.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих  предприятиях выступает стоимость  реализованной продукции (оказанных  услуг), различные части которой  в процессе распределения выручки  принимают форму денежных доходов  и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними, источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в до школьных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др. [8].

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности  приведут к тому, что появляется и уже играет важную роль еще один источник финансовых ресурсов паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и  реконструируемым предприятиям; могут  быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам финансово-банковской  системы, обусловленные выполнением  финансовых обязательств. Сюда относятся:  налоговые платежи в бюджет, уплата  процентов банкам за пользование  кредитами, погашение взятых ранее  ссуд, страховые платежи и т.д.;

- инвестирование собственных средств  и капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства  и техническим его обновлением,  переходом на новые прогрессивные  технологии, использование “ноу-хау”  и т.д.;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.п.;

- направление финансовых ресурсов  на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

- использование финансовых ресурсов  на благотворительные цели, спонсорство  и т.п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправ данный риск, деловая хватка [1, 18].

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами страховой компании