Финансовая устойчивость предприятия ООО «НЭТА-Сибирь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной ВКР является разработка политики повышения финансовой устойчивости организации, работающей в современных рыночных условиях. Для достижения цели решаются следующие задачи:
• определение понятия финансовой устойчивости, виды и факторы ее изменения;
• изучение информационной базы анализа финансовой устойчивости организации;

Содержание

Введение…………………………………...…………………………………………6
1. Финансовая устойчивость как одна из функций финансового менеджмента по управлению капиталом ………………………………………………………….9
1.1. Понятие финансовой устойчивости, виды и факторы ее изменения…..9
1.2. Содержание управления финансовой устойчивостью и его информационное обеспечение…………………………….…………….18
2. Этапы процесса управления финансовой устойчивостью организации...…..30
2.1. Общая экономическая характеристика ООО «НЭТА-Сибирь»……….30
2.2. Оценка финансового состояния…………………...…...………………..33
2.3. Определение абсолютных показателей финансовой устойчивости организации…………………………………………….…………….…..44
2.4. Коэффициентный анализ финансовой устойчивости организации………………………………………………………….…...54
3. Влияние структуры активов и пассивов на управление финансовой устойчивостью организации……………………………...……………………65
3.1. Содержание управления собственным и заемным капиталом………..65
3.2. Оценка управления уровнем оборотных средств организации………76
3.3. Общие направления совершенствования политики управления финансовой устойчивостью……………………………………………..83
Заключение……………..…………………………………………………………..88
Библиографический список………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом устойчивость.docx

— 175.55 Кб (Скачать файл)

В целом, характеризуя финансовый менеджмент предприятия  можно отметить, что субъектом  финансового менеджмента является высший управленческий персонал фирмы, определяющий финансовую стратегию  и контролирующий оперативные финансовые решения, специализированные отделы и  службы по управлению финансами фирмы, специалисты – профессиональные финансовые менеджеры. Они разрабатывают долгосрочные и оперативные финансовые планы фирмы, участвуют в разработке соответствующих разделов бизнес-планов,  обеспечивают реализацию ее валютной, инвестиционной и кредитной политики, контролируют деятельность по страхованию от финансовых рисков и др.[38, с. 15-17].

Функции субъекта управления в финансовом менеджменте  включают:

1) планирование  – охватывает весь комплекс  мероприятий как по выработке  плановых заданий, так и по  воплощению их в жизнь. Финансовое  планирование представляет собой  процесс разработки конкретного  плана финансовых мероприятий.  Для того чтобы эта деятельность  была успешной, вырабатываются методология  и методика разработки финансовых  планов;

2) прогнозирование  – представляет собой разработку  на длительную перспективу изменений  финансового состояния объекта  в целом и его различных  частей. В отличие от планирования  прогнозирование не ставит задачу  непосредственно реализовать разработанные  прогнозы, которые представляют  собой предвидение соответствующих  изменений. Особенностью прогнозирования  является альтернативность в  построении финансовых показателей  и параметров на основе наметившихся  тенденций. Прогнозирование может  осуществляться как на основе  экстраполяции прошлого в будущее  с учетом экспертной оценки  тенденций изменения, так и  на основе прямого предвидения  изменений;

3) организацию  – объединение людей, совместно  реализующих финансовую программу  на основе определенных правил  и процедур. К таким правилам  и процедурам относятся создание  органов управления, построение  структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между  управленческими подразделениями,  разработка норм, нормативов и  т.п.;

4) регулирование  – воздействие на объект управления, посредством которого достигается  состояние устойчивости финансовой  системы в случае  возникновения  отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов;

5) координацию  – согласованность работ всех  звеньев системы управления, аппарата  управления и специалистов. Координация  обеспечивает единство отношений  объекта и субъекта управления, аппарата управления и отдельного  работника;

6) стимулирование  – побуждение работников финансовой  службы к заинтересованности  в результате своего труда.  Посредством стимулирования осуществляется  управление распределением материальных  и духовных ценностей в зависимости  от количества и качества затраченного  труда;

7) контроль  – проверка финансовой работы, выполнения финансовых планов  организации. Посредством контроля  собирается информация об использовании  финансовых средств и о финансовом  состоянии объекта, вскрываются  дополнительные финансовые резервы  и возможности, вносятся изменения  в финансовые программы, организацию  финансовой работы, финансового  менеджмента [12, с. 101].

Финансовая  устойчивость и текущая ликвидность  являются важнейшими финансовыми показателями, используемыми в финансовом менеджменте. Они играют большую роль  при  оценке финансового состояния предприятия, его экономической надежности, кредитоспособности, конкурентоспособности, возможности  банкротства и служат инструментом для выработки управленческих решений.

Особенностью  показателей финансовой устойчивости и текущей ликвидности является наличие установленных границ их изменения, поэтому сравнивая их плановые или фактические значения, полученные расчетным путем, с принятыми  критериями, можно осуществлять контроль и последующее регулирование  финансового состояния предприятия.

Первым  этапом управления финансовой устойчивостью  является оценка её фактического уровня.

Оценка финансовой устойчивости включает несколько этапов:

  • оценка и анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости;
  • ранжирование факторов влияющих на финансовую устойчивость организации по значимости, качественная и количественная оценка их влияния на финансовую устойчивость организации;
  • принятие управленческих решений с целью повышения финансовой устойчивости и платежеспособности организации.

Анализ финансовой устойчивости предприятия  позволяет ответить на вопросы:

  • насколько организация независима с финансовой точки зрения;
  • устойчиво ли финансовое положение организации.

Важно понимать, что устойчивое финансовое состояние формируется   в процессе всей производственно- хозяйственной  деятельности предприятия. Оценка финансовой устойчивости на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько предприятие  управляло финансовыми ресурсами  в течение отчетного периода.

Вторым  этапом процесса управления финансовой устойчивостью предприятия является разработка  мероприятий по улучшению  финансового состояния организации.

Задачами  управления финансовой устойчивостью  являются:

  • обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов фирмы;
  • формирование оптимальной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования;
  • минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;
  • эффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности фирмы [34, с. 610].

Финансовая устойчивость базируется на оптимальном соотношении между  отдельными видами активов организации (оборотными или внеоборотными активами с учетом их внутренней структуры) и  источниками их финансирования (собственными или привлеченными средствами).

Любое предприятие  в той или иной степени постоянно  нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных  инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной  деятельности, т.е. в основном с помощью  отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущие и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько  высока и вероятность получения  дополнительных источников финансирования.  Связь бухгалтерии и финансов, вне всякого сомнения, может быть охарактеризована в различных аспектах, в частности, не случайно бухгалтерскую  отчетность в экономически развитых странах не редко называют финансовой [27, с. 78].

Для целей  управления используется бухгалтерская, оперативная, статистическая и другая отчетность. Основной формой отчетности является бухгалтерская. Бухгалтерская  отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам.

Приказом  Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н  утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской  отчетности и рекомендованы образцы  этих форм.

Согласно  данным нормативным документам для  организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме  кредитных организаций, страховых  организаций и бюджетных организаций), промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (ф. №1) и Отчета о прибылях и убытках (ф.№2). В состав годовой бухгалтерской отчетности, кроме того, включается Отчет об изменениях капитала (ф. №3), Отчет о движении денежных средств (ф. №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5) и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту) [12, с. 426].

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное  и полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также ее финансовых результатах. Отчетность считается достоверной, если она составлена по правилам, установленным  нормативными актами в области бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности необходим, прежде всего, собственникам  и администрации для принятия управленческих решений.

Наиболее  информативной формой для анализа  служит бухгалтерский баланс. Наименование отдельных разделов или статей баланса представляет собой классификацию хозяйственных средств организации и их источников по экономическому признаку. Актив баланса характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на имущество, возникающих а процессе хозяйственной деятельности организации у предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др. Все обязательства организации делятся между собственниками и третьими лицами [14, с. 200].

Баланс  позволяет оценить эффективность  размещения капитала, его достаточность  для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств и эффективность их привлечения. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (ф. 5).

В бухгалтерском  балансе реализуется один из основных принципов его построения в соответствии с которым активы и пассивы  подразделяются в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно). Такое  подразделение касается дебиторской  и кредиторской задолженности, а  также кредитов банков и займов других организаций. Анализ бухгалтерского баланса  дает возможность:

  • определить степень обеспеченности организации собственными оборонными средствами;
  • установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств;
  • оценить общее финансовое состояние организации даже без расчетов аналитических показателей [18, с. 362].

Для анализа  баланса можно воспользоваться  одним из трех способов.

1. Проведение  анализа непосредственно по балансу  без предварительного изменения  состава его статей.

2. Построение  аналитического баланса путем  агрегирования некоторых однородных  по составу элементов балансовых  статей и их перекомпоновки, что  приводится в данной выпускной  квалификационной работе.

3. Проведение  очистки баланса от имеющихся  в нем регуляторов с последующим  агрегированием статей в необходимых  аналитических разрезах.

Для общей  оценки финансового состояния организации  составляют аналитический баланс, в  котором однородные статьи объединяют в группы. При этом сокращается  число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет  сравнивать с балансами других организаций [21, с. 18].

Пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках содержат расшифровку  отдельных показателей форм 1 и 2, характеризующих структуру имущества, источники его образования, состав и размер фондов организации, отдельных  видов ее дебиторской и кредиторской задолженностей, основных средств и  нематериальных активов, финансовых вложений и обязательств. Пояснительная записка  к бухгалтерскому балансу содержит краткую характеристику деятельности организации, рассматривает виды производственной, коммерческой и инвестиционной деятельности и географические рынки сбыта, а  также основные показатели и факторы, повлиявшие в отчетном периоде на финансовые результаты, такие, как: доля активной части основных средств; коэффициенты износа, обновления и выбытия основных средств; коэффициент текущей ликвидности  на начало и конец отчетного периода; коэффициент обеспеченности собственными средствами и другие показатели, необходимые  для полного и объективного представления  финансового состояния организации [24, с. 54].

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках объясняют  суть представленной отчетной информации, раскрывают учетную политику организации  и обеспечивают пользователей бухгалтерской  отчетности дополнительными данными, которые им необходимы для реальной оценки имущественного, финансового  положения организации и финансового  результата ее деятельности.

Информация о работе Финансовая устойчивость предприятия ООО «НЭТА-Сибирь»