Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:39, курсовая работа
Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
дать характеристику малого бизнеса в России;
выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;
обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………
7
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса в России………………………….
7
1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...
12
1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….
34
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………
34
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....
53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....
Практическая апробация системы гарантийных механизмов происходит в Тульской области. Для реализации пилотного проекта был выбран Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства. В проекте предусматривается участие и зарубежного партнера - коммерческого банка “Бюргесбанк” (Австрия).
Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Гарантирование, как один из главных приоритетов, используют Администрация малого бизнеса США, Финнвера в Финляндии и ряда других организаций. Их опыт изучен в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства.
Администрация малого бизнеса (АМБ) успешно реализует программу предоставления гарантий под выделенные банками и различными фондами кредиты вновь созданным малым и средним предприятиям. Гарантии выдаются по долгосрочным займам — сроки погашения 10-25 лет со ставкой не более чем 2,75 % годовых (при этом конкретные условия определяются в каждом отдельном случае). АМБ гарантирует возврат денег банкам и фондам, которые кредитуют стартующую компанию на сумму не более 1,25 млн. долл. США. Гарантирование предлагает отработанную систему управления рисками. Это делается в целях идентификации рисков, оценки их страхования. Высокое качество сервиса — одна из центральных задач АМБ. Администрация малого бизнеса США особо поддерживает систему фондов аналогичных российскому Федеральному фонду ПМП и региональным фондам.
Страна |
Коли-чество МП, тыс. |
Количест-во МП на 1000 жителей |
Занято в МП, млн. человек |
Доля МП в общей числен-ности занятых, в процентах |
Доля МП в ВВП, в процен-тах |
Великобритания |
2630 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Россия |
844 |
5,65 |
8,3 |
13 |
10-12 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса в различных странах
МП – малые предприятия
2. Микрокредитование
Следующим
эффективным механизмом является развитие
системы микрокредитования. Логика
услуг микрокредитования
Цель микрокредитования состоит в создании высоко динамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.
Микрокредит
представляет собой гибкую форму
классического банковского
Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:
увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;
рост налоговых поступлений;
наличие кредитной
истории для дальнейшего
Программы микрокредитования наиболее популярны в государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии.
В 2008-2010гг. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства совместно с Фондом Евразия осуществляет реализацию программы микрофинансирования малого бизнеса в пяти субъектах Российской Федерации — Мурманской, Новгородской, Орловской, Тульской областях, Республике Хакасия. В рамках этой программы предусмотрено выделение более 1,5 тысяч микрозаймов субъектам малого предпринимательства объемом от 1 тыс. до 100 тыс. руб. каждый. На реализацию программы Федеральный фонд направил 4 млн. руб., а также привлек 6,4 млн. руб. средств региональных фондов поддержки малого предпринимательства и 151,8 тыс. долл. США средств Фонда Евразия.
Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.
3. Лизинг
Лизинг - еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Для малых предприятий лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность оснастить и модернизировать производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.
Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным плюсом является и простота совершения лизинговых процедур. Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции.
Именно лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств.
Вместе с тем, и здесь есть свои проблемы. Достаточно много примеров, когда просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы “лизинга под ключ”.
Для решения этой и некоторых других важных проблем, во-первых, необходимо устранить существующие противоречия в действующих законодательных документах: привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Закон РФ “О лизинге”, внести изменения по ряду вопросов в Таможенный кодекс РФ, Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и Налоговый кодекс РФ.
Во-вторых, для развития лизингового механизма в сфере малого предпринимательства необходимо обеспечить содействие специализированных структур, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально используемое имущество (в том числе — имущество предприятий-банкротов).
Интересен опыт организации и предоставления лизинговых услуг компаниями Новгородской и Нижегородской областей. Положительный опыт работы лизинговых компаний, созданных в этих регионах, во многом помогает решать проблемы доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством лизинга.
4.Субсидирование процентной
Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Это обуславливается тем, что банки устанавливают достаточно высокий уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
5. Предоставление льготных кредитов
Предоставление субъектам
6. Венчурное финансирование
В настоящее время насчитывается около 40-50 тысяч малых инновационных предприятий. Это менее 5% от общего числа всех малых предприятий в России. В сфере науки и научного обслуживания работает около 2,5-3% от общего числа малых предприятий.
Венчурное финансирование должно стать приоритетным направлением в стимулировании деятельности малых предприятий, работающих в сфере инновационных разработок и высоких технологий. Недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия кредитования — вот только некоторые проблемы, с которыми столкнулось в последнее время инновационное предпринимательство. Венчурное финансирование - это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках и подъем экономики страны.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства работает над этим направлением во взаимодействии с региональными фондами, Фондом поддержки малых форм в научно-технической сфере и международными организациями. Так, в 2010 г. Фонду поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере было выделено из федерального бюджета на поддержку соответствующих проектов около 150-170 млн. руб.
Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и поворот к этой проблеме коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий. В комплекс услуг, которые могли бы оказывать эти структуры, должно входить консультирование предпринимателей на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчетом рисков и реализации проектов. Но самое главное - это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управление проектами и т.д.
7. Привлечение средств населения
Для привлечения дополнительных финансовых
средств Федеральный фонд вместе
с региональными фондами
Еще одним источником в данном направлении может стать активное использование средств Сбербанка России, находящихся на депозитарном хранении. По оценкам экспертов, в 2010 г. Сбербанк России предоставил малым предприятиям от 70 до 80 млрд. руб. и более 20 млн долл.
В России постепенно складываются благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Вместе с тем, необходимо реализовать комплекс мер для обеспечения свободного доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам и для привлечения средств из дополнительных источников финансирования, включающий:
- разработку механизма гарантирования рисков, который позволил бы по мере снижения уровня инфляции различным коммерческим банкам кредитовать малые предприятия;
- постепенное распространение и массовое освоение в регионах России гарантийного механизма, разработанного с участием австрийского “Бюргесбанка” и Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства;
- разработку и повсеместное внедрение механизма микрокредитования малых предприятий с ориентацией на определенные сегменты малого бизнеса: например, стартующие малые предприятия, “офицерские”, женские и молодежные бизнесы, индивидуальные предприниматели, сельские, инновационные предприятия и т.д.;
- разработку механизма оптимального распределения прибыли от приватизации государственных и муниципальных предприятий и создание необходимых нормативных документов для этого.
- Необходимо ускорить принятие Закона РФ “О кредитных кооперативах”; совместно с международными кредитными организациями разработать механизм содействия российскому малому бизнесу, направленный не столько на выделение технической помощи, сколько на его финансовое обеспечение.[36]
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса