Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть влияние бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое состояние Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Введение
Фискальная политика представляет
собой воздействие государства
на экономику посредством
Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг. В целях упрощения в дальнейшем при анализе фискальной политики мы будем подразумевать под государственными расходами как собственно госрасходы, так и трансферты, если специально не оговорено иное.
По существу, фискальная политика
сводится к формированию и расходованию
средств государственного бюджета,
так как налоги представляют основные
доходы госбюджета, а госзакупки и
трансферты – его расходы. Поэтому
фискальную политику можно интерпретировать
также и как налогово-
Тема фискальной политики
на сегодняшний день весьма актуальна,
так как от того, как правительство
будет осуществлять бюджетно-налоговую
политику зависит судьба каждого
человека, живущего в нашей стране
и судьба всей страны в целом. Правительству
необходимо двигаться в таком
направлении, чтобы отсекая ненужные
государственные расходы
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести: отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики; высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов; нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.
Цель курсовой работы –
рассмотреть влияние бюджетно-
Объект курсовой работы: политические факторы влияния на макроэкономику. Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
- рассмотреть понятие, виды и инструменты фискальной политики;
- раскрыть влияние
изменения денежно-кредитной и
налогово-бюджетной политики
- рассмотреть бюджетную политику Республики Беларусь;
- рассмотреть налоговую политику Республики Беларусь;
- раскрыть влияние
бюджетно-налоговой политики
- разработать направления
по совершенствованию бюджетно-
В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия по макроэкономике, статьи из периодических и справочных изданий по бюджетной и налоговой политике Республики Беларусь, а также официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
1. Теоретические аспекты влияния политики (фискальной) на макроэкономическое развитие
1.1 Понятие, виды и инструменты фискальной политики
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов [11, c. 132].
В целом фискальная политика
проявляется в совокупности государственных
мероприятий по организации управления
финансовыми ресурсами
Одна из важнейших задач
фискальной политики состоит в поиске
источников и способов формирования
централизованных государственных
денежных фондов, средств, позволяющих
реализовать цели экономической
политики. Посредством проведения финансово-бюджетной
политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране,
поддерживает устойчивость финансов,
денежного обращения, обеспечивает
финансирование государственного сектора,
способствует лучшему использованию
производственно-экономического и
научно-технического потенциала. Инструменты
фискальной политики используются государством,
чтобы оказать влияние на совокупный
спрос и совокупное предложение,
воздействуя тем самым на общую
экономическую конъюнктуру, способствовать
стабилизации экономической ситуации,
проводить антициклические
Доля государственного сектора
в расходах на товары и услуги весьма
велика, государство выступает на
рынке в качестве самого крупного
покупателя, расходующего в течение
года суммы, составляющие в экономически
развитых странах около половины
валового внутреннего продукта. Закупки
осуществляются государством как внутри
страны, так и на внешних рынках.
Таким образом, государство обладает
колоссальными возможностями
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
В макроэкономической финансово-бюджетной
политике принято разделять две
генеральные линии, складывающиеся
в зависимости от общей экономической
ситуации в стране, фазы колебательного
цикла, в которой находится экономика.
В период экономического бума, резкого
подъема деловой активности, бурного
экономического роста фискальная политика
носит ограничительную
Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.
Политика стабилизации —
это действия правительства по регулированию
финансовых потоков, денежного обращения
с целью приблизить объем валового
национального продукта страны к
его возможному в данных условиях,
потенциальному уровню и с целью
удержать при этом в допустимых пределах
инфляцию, обеспечить высокий уровень
занятости. Политика стабилизации —
наиболее типичная форма проявления
фискальной политики, соответствующая
более или менее устойчивому
состоянию экономики. Она призвана,
с одной стороны, предотвратить
переход в неустойчивое кризисное
состояние, для чего надо удерживать
экономические параметры в
Принято различать автоматическую
и регулируемую стабилизацию. Автоматические
(встроенные) стабилизаторы представляют
собой принятые, действующие в
экономике правила, нормы, позволяющие
автоматически, без вмешательства
правительства реагировать на отклонения
от устойчивого положения и
Встроенные в экономическую
систему внутренние стабилизаторы,
уменьшающие возможные
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией [13, c. 105].
К числу наиболее распространенных
способов, средств осуществления
дискреционной фискальной политики
относят общественные работы, программы
материальной помощи, изменение налоговых
ставок и другие аналогичные инструменты
воздействия. Привлечение безработных
к выполнению общественных работ
с оплатой за государственный
счет служит оперативным средством
борьбы с резко нарастающей
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.
Бюджетная политика государства
как часть фискальной политики ориентируется
в основном на достижение уравновешенного
бюджета, сбалансированного по государственным
доходам и расходам на протяжении
всего бюджетного периода. Иногда осуществляется
ориентация на построение бюджета полной,
высокой или структурной
В условиях высокой экономической
конъюнктуры потенциальный
Чаще всего задачей
государственной бюджетной