Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.
Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулированные цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены – это такие цены, выше которых предприятие не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».Твердые цены применяются в сделках:
Подвижные цены – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна изменится цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».
Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-3% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путём пересмотра первоначальной договорной цены с учётом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.
При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, применяемая в качестве базы для расчёта, оговаривается её структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырьё и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчёта скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.
На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твёрдо при заключении договора, другая часть в виде – скользящей цены.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчётные. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции покупатели при определении уровня цены в договоре или в контракте.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены – это цены, публикуемые в различных печатных изданиям. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производиться с номинальной цены. номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену определённого качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте).
Базисные цены широко
применяются в кредитной
Цены фактических сделок также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.
Прейскурантные цены – это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм – продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами – поставщиками в ответ на запрос покупателей.
Расчётная цена применяется в договорах, контрактах на стандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учёт технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лиши после выполнения заказа.
На уровень расчётной цены определённое влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
5. Вид цены довольно
часто определяется видом
Цены товаров аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определённых товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме. Цены аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше её), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырьё ( хлопок, джут, шёлк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, в тоже время они служат ориентиром для установления цен по товарам. реализуемым по обычным договорам, контрактам.
Биржевые цены чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов. Являясь разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности, цена биржевого товара (или биржевых сделок) формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товара или получения подрядов на производство определённых работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определённому сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для её организаторов.
Другими словами, цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определённых работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из этих предложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене, предложение.
На торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.
Результаты торгов, в том числе и цены, публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных (обычно в правительственных) органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах, а также рассылаются в торговые представительства других государств ( через представителей торговых палат) для распространения среди деловых кругов.
6. С учётом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определён.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определён периодом времени.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определённой шкале.
7. Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного ценообразования – влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирм, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.
Трансфертные цены получили
широкое распространение в
Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырьё, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путём занижения цен на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена – нетто – цена на месте купли – продажи; цена – брутто (фактурная цена) – определяется с учётом купли – продажи ( вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условия страховки).
Фактура – счёт, выписываемый на имя покупателя и удостоверяющий фактическую поставку товара или услуги и их стоимость.
Дифференциация цен в зависимости от того, кто – продавец или покупатель – берёт на себя транспортные расходы, различается по виду «франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко – склад продавца означает, что все расходы по доставке несёт покупатель, а франко – склад потребителя – все расходы оплачиваются продавцом.
Различают единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование единой цены для всех покупателей независимо от их месторасположения с включением в неё одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы в данном случае значительно превышают средние.
9. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран – экспортёров или импортёров, по другим – ценам бирж, аукционов, по готовым изделиям – обычно ценам ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида. Мировыми считают цены, если соблюдаются следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых по данному товару рынка; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.