Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.

Вложенные файлы: 1 файл

Predmet_makroekonomiki.doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

Шоковая терапия применяется для того, чтобы достичь критической массы быстрых реформ и, закрепив их результаты, сделать процесс рыночной трансфор-мации необратимым. Этот вариант особенно эффективен, когда в стране необхо-димо быстро преодолеть тяжелое финансовое положения и острый товарный дефи-цит. Шоковая терапия предусматривает либерализацию цен, ведущую к инфляци-онному взрыву, что обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения, и поэтому требует национального согласия, доверия к правитель-ству и курсу проводимых им реформ.

Сущность второго направления — постепенное создание рыночных отно-шений. Данная концепция предусматривает длительное, эволюционное формиро-вание рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Авторов по-добного варианта часто называют «градулистами» (от англ. gradual — постепен-ный). По их мнению, быстрый переход от командной экономике к рыночной про-сто невозможен. Кроме того, необходимо смягчить негативные последствия ры-ночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Основная роль в рыночных преобразованиях в этой концепции отводится государству.

Основные различия между этими вариантами заключаются, во-первых, в сроках проведения основных преобразований в экономике; а во-вторых, в степени охвата рыночными отношениями народного хозяйства.

  1. Роль государства в трансформационной экономике

Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности в Беларуси), обусловлена следующими причинами. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой этой системы. Поэтому необходимо строить новую систему государственного управ-ления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора экономики, доставшийся по наследству от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно. Он требует государственного регулирования. В-пятых, рыночная экономика требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-шестых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществ-лены без его активного участия. В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-восьмых, только государство способно обеспечить социальную защиту населения и др.

Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, уточнение роли государ-ства в экономике.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике вы-ступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобра-зования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации фи-нансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство, в связи с не-развитостью рыночных отношений, берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финан-совой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйст-венных субъектов. Этот механизм включает:

1) цели государственного регулирования (стратегические и текущие);

2) методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, цено-вые);

3) формы реализации (индикативное  планирование, специальные программы  развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);

4)субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);

5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хо-зяйственные непроизводственные отношения и др.).

Государство с одной стороны, в трансформационной экономике, выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе. Во-первых, оно осуществляет производство «общественных благ». Во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды). В-третьих, регулирует естест-венные монополии (энергетику, транспорт, связь). В-четвертых, сглаживает нера-венство в доходах. В-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике становится целенаправленное создание правовых, экономических, соци-альных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые

Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования

В переходной экономике можно выделить три основных направления дея-тельности государства.

Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необхо-димых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: институт частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предприни-мательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

Во-вторых, перестройка самой государственной структуры управления на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использова-ния новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и про-тиворечивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы управления, адекватной ры-ночной экономике. Оно лишь ведет к полной потере управляемости хозяйственны-ми процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу кри-минальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное зна-чение приобретает работа по реформированию государственной власти на демо-кратических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необ-ходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

В- третьих, переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т. е. стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может поя-виться социальная напряженность.

 

 


 



Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"