Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"
№1 Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.
Изучение поведения субъектов хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)
Микроэкономика изучает как
субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный
выбор при использовании
В курсе Микроэкономика изучаются процессы ценообразования на различных рынках. Рассматривается как формируются цены в различных рыночных ситуациях или на разных рынках, различающихся типом конкуренции.
Микроэкономика изучает
Используются те же методы, что и в курсе «Экономическая теория». Широко используются
- функциональный анализ
- аналитические таблицы
- моделирование
- графики
- схемы
Полученные выводы помогают ориентироваться при принятии тех или иных решений хоз. дея-ти.
Предмет микр-ки :
- экономические отношения,
-принятие решений отдельными
субъектами экономики в
Методы микр-ки:
- позитивная микроэкономика
- нормативная
- предельный анализ
-равновесный
- моделирование
-факторный анализ
-анализ в статике и динамике
№ 2:”Аксиомы ординалистского подхода в анализе оценки потребителем полезности потребительских благ. Функция полезности и кривые безразличия потребителя.
Блага- окружающие нас предметы, которые служат для удовлетворения потребностей.
Полезность- способность блага удовлетворять потребности.
Ордин - для определения, какую полезность-большую, меньшую или такую же дает данное сочетание товаров по сравн с каким-то др потребит набором. (Эджуорт, Парето, Слуцкий)
На
рынке потреб-ль приобрет.набор тов-в,в
к-й мож.входить больш.число
1.Потреб-ль предпочтет
2.Потреб-ль способен сравнивать и ранжировать(упорядочивать) потребительские блага. (о полной упорядоченности)
3.Транзитивность потребит.
4. о рефлексивности: любой из 2ух одинак наборов благ явл для потреб не хуже др набора.
5. о независимости: удовл-е потреб-ля обусловлено кол-вом потребл им благ и не зависит от кол-ва благ, потребл др потреб-ми.
Пусть потреб-ль выбирает набор,в к-м 2 блага:товар А(Q1 - кол-во);товар В – Q2.Тогда набор Q1Q2 имеет опред.полезность(U),тогда U=f(Q1,Q2)-функция полезности. Произв.значение функции можно в виде таблицы(изокванты).Набор благ А и В обеспеч. потребит.равную полезность.
График кривой безразличия.
Кривая безразличия -кривая, любая точка к-й определяет набор благ, обеспечивающий потребителю одинаковую общую полезность .Имеет отрицательный наклон.
Соотношение, в к-м одно благо замещает другое -норма замещения (субституции).
MRSBA =- ΔA/ ΔB,где MRSBA ● предельная норма субституции благом В блага А,
● ΔА-уменьш.блага А; ● ΔВ-увелич.блага В.Она показывает, от какого кол-ва блага А надо отказаться,чтобы при увеличении на 1 дополнит.ед.блага В полезность комбинации этих благ осталась той же.Двигаясь по кривой безразл.сверху вниз предельн. норма субституции убывает.Геометрически предельная норма замещения =абсолютн.значению тангенса угла наклона кривой безразличия к точке возможного выбора.Карта кривых безразличия –множество кривых безразличия одного и того же набора благ,обладающих разной полезностью.
Карта кривых безразличия:
№3: Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя и ее св-ва. Наклон бюджетной линии. Кривые безразличия описывают потребительские предпочтения, но на выбор потребителя влияют также бюджетные ограничения. Все наборы товаров, которые может себе позволить покупатель с использованием своего бюджета, будут лежать на одной кривой бюджетного ограничения. В случае, когда цены товаров неизменны, мы имеем место с бюджетной линией.
Все пространство
между кривой бюджетного
Уравнение бюджетного ограничения
I = QA P A + QBP B
Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Это означает, что при выделении потребителем большого количества бюджетных ср-в на приобретение товара В можно купить меньшее кол-во товара А, и наоборот. Только в этом случае будет удовлетворено заданное бюджетное ограничение. На расположение бюджетной линии влияют изменения доходов потребителей и цен товаров. При росте денежного дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, при снижении дохода или пропорциональном росте цен товаров- параллельно влево.
Если изменится цена какого-то одного товара при неизменной цене другого, то сдвинется верхний или нижний конец бюджетой линии- в зависимости от того, цена какого товара меняется.
№4 Графическая интерпретация равновесия потребителей
Потребитель появляется на рынке, имея в голове упорядоченную последовательность потребительских наборов. Помимо этого, он в состоянии изменить кол-во входящих в набор благ, без какого- либо ущерба для своего благополучия. При этом потребитель находится в равновесии, когда делает оптимальный выбор набора благ.
Для определения равновесия, совместим карту кривых безразличий и бюджетную линию. Можно утверждать, что бюджетная линия А коснется одной из кривых безразличия, например кривой 2. одновременно бюджетная линия будет пересекать кривую безразличия 1 в точках Z и Т , однако полезность наборов товаров для этих точек ниже полезности Xe и Ye. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия 2 будет соответствовать равновесию в потреблении. Условием равновесия в потреблении явл. Равенство предельной нормы замещения благ отношению их цен. Другими словами, равновесие в потреблении достигается, если отношение предельных полезностей на единицу их цен равны.
MRSBA= -- правило оптимального выбора набора благ потребителем
MRSBA показывает наклон кривой безразличия
-- наклон бюджетной линии
5. Изменения цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена - потребление». Построение кривой индивидуального спроса.
Изменение цен товаров
и доходов потребителя
Спрос на товар зависит от параметров, определяющих положение точки равновесия потребителя, которые задаются ф-цией полезности, определяющей форму и расположение кривой безразличия, и положением бюджетной линии, зависящим от цен товаров и дохода потребителя.
При соединении точек равновесия потребителя при смещении бюджетных линий в рез-те снижения цены, образуется кривая «цена-потребление»
На основе этой кривой можно построить кривую индивидуального спроса.
Кривая индивидуального спроса обладает
св-вами:
- по мере движения вдоль
кривой спроса при изменении
цены данного товара
- в каждой точке кривой
спроса потребитель
Кривая цена-потребление имеет положительный наклон, а кривая спроса- отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.
6. Изменения дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля.
Увеличение дохода при
фиксированных ценах делает возможным
для потребителя покупку
При этом линия будет иметь положительный наклон, если товары явл. Супериорными( т.е. с ростом дохода возрастает их потребление) и наоборот.
На основании линии «доход-потребление» модно построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и кол-вом приобретаемого товара. Для суперриорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны 2 варианта:
- с увеличением дохода
возрастает и угол наклона
кривой, что свидетельсьвует о
сокращении дополнительных
- с увеличением дохода
уменьшается угол наклона
7. Эффект дохода
и эффект замещения.
При изменении цены на благо А изменяется спрос не только на это благо, но и на товар В. Измерить это влияние можно с помощью эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода (ЭД) – воздействие, оказываемое на спрос потребителя на благо В за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага А.
Эффект замещения (субституции) (ЭЗ) связан с тем, что подешевевшее благо, на кот снизилась цена, стало относительно дешевле по сравнению с другим благом, входящим в набор, цена на кот осталась без изменения. Правомерно ожидать, что покупатель прирост своей покупательной способности направит в первую очередь на приобретение подешевевшего блага.
Эффект субституции – прирост спроса на товар, цена кот стала относительно ниже по сравнению с др благом, входящим в набор. ЭЗ обусловлен эластичностью спроса по цене на данный подешевевший товар.
Суммарный эффект цены=ЭЗ+ЭД
Цена блага А уменьшилась с 2 д.е. до 1 д.е. При цене=2 д.е. потребитель Х покупает 4 ед блага А и расходует 8 д.е. Когда цене снизится, на 4 ед блага А затратит 4 д.е. Реальный доход, кот он получит = 4д.е.
Когда ЭЗ и Эддействуют в одном направлении, мы имеем дело с обычным (нормальным ) товаром (НТ)
НТ- товары, спрос на кот находится в обратной зависимости от цены.
Но есть товары ЭЗ и ЭД, на кот действуют в противоположном направлении, - эффект Гиффена (ЭГ):
с увеличением цены на некоторые товары спрос на них не уменьшается, а увеличивается (картофель)
Товаром Гиффена наз товаром низкой карегории (речь идет не о качестве) – это товар кот занимает в корзине потреьителя значительное место и имеет кривую спроса (некоторых категорий потребителей) с положительным наклоном.
С ростом цен на товары низшей категории малоимущие потребители вынуждены заменять др товары на товары низшей категории. В этом случае имеет место положительный эффект замещения над отрицательным эффектом дохода.
8.Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
Совершенная конкуренция- вид организации рынка, при которой степень рыночной власти отдельных субъектов стремится к нулю. Другими словами, это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок.
Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:
Большое число фирм, производящих однородную продукцию.
-Однородность продукции разных предприятий в составе сектора.
- Равный доступ ко всем видам информации.
- Свободный прилив капиталов из отрасли в отрасль.
Ситуация на рынке, когда конкуренция совершенная, сейчас довольно редка.