Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"
47 Эффективность структуры
выпуска продукции. Критерий
Чтобы произ-во было эфф-ым, необ-мо обеспечить не только мин. затрат (достигнуть макс. эфф-ти произ-ва), но и выпуск товаров в таких кол-ах, кот. соотв-ли бы потр-ям и возм-ям потреб-лей. Структура выпуска эфф-на, если произ-ли и потреб-ли одновременно находятся в состоянии равновесия, т. е. если: MRTAB=MRSAB.
На рис. = пред. нормы трансформации и пред. нормы замещения 2 тов-ов для сов-ого потр-ля
соотв-ет точке касания кр. трансф-ции и безраз-ия, в этом случае касательная к кр. трансф-ции в точке М будет и касательной к кр. безр-ия совокупного потр-ля в т. М.
Сформулируем третье
48. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Цели и инструменты микроэкономического регулирования.
Рынок далеко не во всех ситуациях
наилучшим образом решает проблемы
общества. В некоторых случаях
рынок терпит фиаско: Распределение
доходов через рынок приводит
к социальному неравенству в
обществе. Рынок не даёт средств к существованию
нетрудоспособным людям (пенсионерам,
инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли
и капитала. Рынок не обеспечивает полной
занятости, а значит, в условиях рыночной
экономики существует безработица. Рыночный
механизм часто не может справиться с
экономическими кризисами и инфляцией.
Кроме того, если нужны серьёзные структурные
преобразования, рыночный механизм не
справляется. Он не может заставить производителя
заботиться об экологии, а наоборот поощряет
хищническое отношение к природе. Рыночный
механизм не даёт средств для развития
фундаментальной науки, строительства
и содержания музеев, библиотек. Охрана
правопорядка не является одним из приоритетов
рыночной экономики. Часто на рынках реализуются
товары удовлетворяющие неразумным потребностям
человека.
Рыночный механизм в процессе своего развития
обладает склонностью к вырождению: на
смену совершенной конкуренции приходит
несовершенная конкуренция, на рынке появляются
субъекты хозяйствования, способные повлиять
на других
Вышеперечисленные недостатки делают необходимым вмешательство государства. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов(налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики ; защита конкуренции ;перераспределение дохода и богатства ; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.
Формы госрегулирования ( методы
и инструменты): законодательная
(конституция, законодательные акты). Административная ( административно-
экономические: нац.программа экономического
развития, гос.цены; организационно-
49. Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
ВЭ-издержки или выгод от рын сделок, не отраж-ые в ценах.
ВЭ имеют место,когда 3-и лица (не произв-ли, не потребители) несут часть расходов, связанных с производством товара или получают часть полезности от его использования. ВЭ – результат неспособности рыноч. механизма ценообразования учесть полные обществ. затраты и полную полезность, связанную с пр-вом товара. Отрицат ВЭ имеют место, когда 3-и лица несут расходы на пр-во товара. Величина их определяется расходами 3-их лиц, не учтённых в цене товара (расходы жителей домов рядом с химкомбинатом – расходы на лечение от вредных выбросов). Положит ВЭ – те полезности, кот. получает 3-я сторона и кот. не учтены в цене товара (студенты, получают прибыль соседи, т. к. образованные люди не склонны нарушать общ. порядок). Причина сущ-я ВЭ – стихийный рыночный механизм выделяет с избытком ресурсы на произв-во товаров с минусами ВЭ и не выд. достаточно ресурсов с т. зрения интересов общ-ва на пр-во благ с плюсами ВЭ.
Влияние внешних эффектов на размещение ресурсов можно проследить на примере с-х, которые будут вносить удобрения в землю пока их отдача от фактора пр-ва выраженная в приросте выпуска не будут равняться предельным изд-кам. С позиции общ-ва внесение меньшего кол-ва удобрений эффективнее, те пересечение пред общ издержек и отдачи факт пр-ва МРП.
Объём выпуска и цена на продукцию химкомбината при полных и неполных издержках (1).S1 – предлож. химкомбината, опр. его пред. издержки (МС). D – спрос на продукцию химкомбината. S1 пересекает D в т.Е1 – т. равновесия. МС – частные изд-ки, кот не учитывают полностью все расходы. МЕС – изд-ки, кот. несут 3-и лица – изд-ки перелива. MSC=MC+MEC, где MSC – общественные пред. изд-ки. Если бы химкомбинат нёс все расходы (с учётом МЕС), то кривая предложения имела бы вид S2 , т. Е2 – новая равновесная ситуация, уровень Р0 – цен и Q0 - V выпуска. Изд-ки больше, поэтому цена больше, соотв. спрос меньше, что соответствовало бы эффективному распределению ресурсов – наиб. оптим. ситуация. Изд-ки перелива можно трансформировать в общие изд-ки предприятия.
Объём выпуска и цена на образовательные услуги (2).Спрос на товары с плюсами ВЭ опред. только mu – кривая D1. С точки зрения общ-ва спрос должен опред. как mu, так и meu – кривая D2. mu+meu – общая полезность, кот. получает покупатель блага и др. члены общ-ва, т. е. 3-и лица (meu). msu=mu+meu, где msu – общественная общ. полезность, mu – частная полезность, meu – внешняя полезность. Т. Е1 - равновесная цена Р1, кот. готовы заплатить родители студентов и Qe – кол-во студентов. С точки зрения общ-ва лучше цена Р2 и кол-во студентов Q0 – т.Е2. Т. к. > студентов, то и Р2>P1. спрос опред. т.А – видно, что спрос уменьшится до Q2 (а не Q0). Значит, общ-во получит обратный эффект. Конечно, при желании общ-во может увел. спрос на образ. услуги до оптим. уровня Q0 , но при цене Р3, значит низшей цены Р1, фактически существующей. Разницу между ценой Р2 и Р3 должно взять на себя общ-во. Если хочет увел. кол-во студентов до оптим. уровня. Способы решения этой проблемы: общ-во может взять на себя полностью расходы на обучение и увел. кол-во мест; может взять часть расходов; может принять меры по увел. покупательной способности потребителей образ. услуг с помощью кредитов на обучение.
50. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.
Главной причиной существования внешних эффектов считается развитость одного рынка при отсутствии другого рынка, а следовательно в производстве и потреблении исп-ся бесплатный ресурс.
Различные варианты учета внешних эффектов преследуют общую цель: субъекты, производящие внешние эффекты, должны учитывать внешние затраты или получать компенсацию за внешние выгоды.
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными
внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (интернализация) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).
Р. Коуз обратил внимание на основную причину возникновения экстерналий – отсутствие рынков на отдельные блага. Когда рынок создается, происходит нейтрализация внешнего эффекта. Правда, для этого необходимо также четкое распределение прав собственности между экономическими агентами. Для создания рынка отдельного блага должен действовать институт, регламентирующий обмен между сторонами, в рез-тах которого заинтересованы все имеющие отношение к внешнему эффекту.
Теорема Коуза: вне зависимости от того, кому принадлежат права собственности, в ходе обмена достигается одно и тоже Парето- эффективное распределение ресурсов при определенных ограничительных условиях: отсутствии эффекта дохода и трансакционных издержках, равных 0. Трансакционные изд - издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.
Ограничительное условие
теоремы Коуза – отсутствие или
незначительная величина трансакционных
издержек в связи с взаимодействиями
договаривающихся сторон – является
одновременно и ограничением для
установления прав собственности при
возникновении внешних
51.Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Гос. регулирование внешних эффектов в РБ.
Чтобы сократить перепроизв-во товара с отриц.внешним эф-ом или увелич.пр-во тов-а с полож.,нужно трансформировать внешн.эф-ты во внутр (их интернализация).Она мож.быть достигнута путем приближения MC к MSC(предельных частных издержек к предельным общественным)Англ.эк-т А.Пигу предложил использ-ть с этой целью корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог – налог на выпуск эк-го блага,облад.-го отрицат.внешн.эф-ом,к-й повышает предел.частные издержки до уровня предел.общественных изд-ек=>налог на уровне MEC. Tax=MEC.
Корректир.субсидия – субсидия производ-лю или потреб-лю эк.благ,к-е обладают полож.внешн.эфф-ом,позволяющ. приблизить предельные частные выгоды к обществ.предел. выгодам;субсидия на уровне MEU.
Субсидия=MEU
Коррект.субсидия мож.быть предоставлена студентам с целью увелич.их спрос.Коррект. налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешн.эфф-ов,т.к.реально трудно опред.-ть предельн.изд-ки и полезность,ущерб 3-ей стороны.
Административные интсрументы гос регулирования – законы и нормы огр деятельность хоз субъектов. Основная роль отводится установленным для всех экологические стандарты(допумтимые выбросы, содержания и тд).
К правовым нормам рб можно отнести
такие документы как
Однако не только правит-во может интернализировать внешние эффекты. Существуют и др. соц. институты, кот. могут сделать это. В некоторых случаях проблема внешних эффектов может быть решена в рез-те применения соц. санкций, например: штраф за курение в неположенном месте, за нарушение правил дорожного движения, за др. несоблюдения общественного порядка. Проблемы внешних эффектов могут также решать благотворительные общ-ва, например, защита окр. среды, а также многие частные учебные заведения получают пожертвования от выпускников, фирм, разл. фондов именно потому, что образование создаёт положительные экстерналии (внешние эффекты).
52. Использование теории внешних
эффектов в экономической
Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды.
Экологическая политика создаёт условия для сохранения редких природных ресурсов путём изъятия их из хозяйственного оборота. Она охраняет окружающую среду с целью сделать её безопасной для здоровья и жизни людей.Государство принимает законодательство, которое ограничивает загрязнение окружающей среды. Государственные органы разрабатывают эколого-экономические стандарты, нормативы, с помощью которых определяется степень загрязнения окружающей среды; они осуществляют экологический мониторинг за изменением состояния окружающей среды.Государство вводит особые налоги для предприятий, которые загрязняют окружающую среду; устанавливает штрафы за нарушение экологического законодательства. Налоги и штрафы заставляют потенциальных загрязнителей устанавливать очистительное оборудование.Значительная часть расходов на природно-охранные мероприятия осуществляется за счёт государственных средств.Экономическая наука считает эффективными в области контроля за состоянием окружающей среды такие меры, которые позволяют сбалансировать предельные общественные выгоды, полученные в результате таких мероприятий, с предельными общественными издержками на их проведение
Эффективный уровень выбросов
MSC – предельные общественные издержки
MSB -- предельные общественные выгоды
Qэф -- % эффективного выброса
Q -- уровень выброса в %
В РБ установлен
экологический налог за пользование
природными ресурсами и налог
за загрязнение окружающей среды. Налог
пользование природными ресурсами
взимается с предприятий, которые
добывают природные ресурсы из окружающей
среды. Он зависит от объёма добычи
ресурсов. Налог за загрязнение окружающей
среды взимается с предприятий,
которые осуществляют выбросы вредных
веществ в окружающую среду. Ставки
налогов ежегодно устанавливаются
кабинетом министров РБ. За превышение
допустимых размеров добычи устанавливается
налог в десятикратном размере.
За превышение допустимых размеров загрязнения
устанавливается налог в