Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"

Вложенные файлы: 1 файл

впвпвапав.docx

— 680.80 Кб (Скачать файл)

 

53. Чистые частные блага и чистые общественные блага. Свойства чистых общественных благ. Смешанные блага.

Общественные блага-блага, выгода от пользования которыми неразделимо  распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.    Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения. Примером общественного блага служит система национальной обороны, т.к. касается всех и каждого в равной степени.     Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое общественное благо-благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо-благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага могут эффективно распределять рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не является ни чисто частным, ни чисто общественным. Например, услуги полиции, с одной стороны представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага  имеют две основные особенности: 1) чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в  потреблении, означающим что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. 2) потребление чистых общественных благ не обладает свойством исключительности в потреблении. Это значит, что потребители нежелающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

3)пр-во их обеспечивается  гос-вом.

Смешанные блага  – блага естественных монополий.

 

54. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Как правило, предоставление общественных благ происходит на основе социальной потр-ти или обществ  запроса в соотв-ии с установленными стандартами кач-ва. Функция спроса на общественное благо имеет форму  зависимости получаемой индивидом  предельной выгоды от объема потребления  блага.

Предельная выгода МВ отражает полезность, получаемую индивидом от потребления дополнит единицы обществ блага, и, соотв-но, готовность индивида платить за данную дополнит ед-цу.

Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное  благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный  наклон.

Кривая  спроса на чистое общественное благо.

D

Dc

Db

Da

Q

Msb

Mpb,

$

    100

50

40

10


D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается  посредством сложения предельных частных полезностей.

Кривая  спроса на частное благо.

Q

D

Dc

Db

Da

2

4

5

11

P

Qd=∑qi , где i =1…n

То есть мы можем сказать, что для чистого  частного блага совокупный Объём  спроса при каждой возможной величине цены равен сумме  индивидуальных объёмов спроса.

Кривая спроса на частное благо получается посредством  сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.     *(сумма цен спроса)

 

55. Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.

Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность).

Оптимальным объёмом  пр-ва общественных благ считается то их кол-во, кот. удовлетворяет потребности всего общ-ва в целом и каждого индивида в частности.

У  потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в  расчете на то, что это сделают  другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

    Необходимо внести уточнение.  Не все блага, которые предоставляются правит-вом относятся к разряду общ-нных. Нац. оборона, охрана правопорядка, пожарная охрана, медпомощь и т.д. являются общественными товарами, потребление их не является их исключительным правом. Они не могут быть оценены, выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Однако правительственные органы могут предлагать например пособия по безработице, для инвалидам и т.д. Многие из этих благ потребляются индивидуально.

Важным является вопрос о том, как  правит-во решает, какие общественные блага предоставлять, а какие – нет? В самом общем виде можно сказать, что правит-во сравнивает общие выгоды и издержки. Если выгоды превышают издержки, то такое благо предоставлять следует, если наоборот, то – нет.

 

 

 

 

 

56. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.

Информация—важнейшее условие принятия оптимальных решений. Как и любое экономическое благо, она ограничена. Существуют условия неполной информации, поэтому решения могут оказаться ошибочными (доход снизится, а расход увеличится больше, чем ожидалось). Одним из первых учёных, заинтересовавшихся информационной неопределённостью в хозяйственной деятельности, был американец Ф.Найт. Риск—подсчитанная вероятность отклонения действительных результатов от ожидаемых. Противники риска предпочтут гарантированный результат неопределённому (большинство людей). К риску склонны люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация, объединение риска, распределение риска, поиск информации. 1) снижение риска путём вложения средств в производство различных товаров, инвестиции в разные проекты; 2) снижение риска путём превращения случайных значений убытков в относительно небольшие, но постоянные издержки (страхование): сумма выплат  и затрат на страхование не должна превышать взносы, разноплановое страхование; 3) риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны (финансово-промышленные группы); 4) получение необходимой информации может значительно снизить величину риска, но ан её получение надо нести расходы, которые иногда превышают выгоду, получающуюся при использовании информации. (График) т. Е—оптимальные расходы Ре на количество информации Qe.

 

График определение  оптимальных затрат на информацию

 

57.Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».

Скрытые действия- действия, предпринимаемые одной из сторон в эк-их взаимо-ях,кот затраг-ют др сторону,но остаются вне поля зр-ия последней.Т.к. инфо-ная сторона может предпринять «неправ» дейс-ия,то неинфо-ая сторона несет риск из-за безответ-го поведения др стороны. Это явл-ие, связ-ое со скрытыми дейс-ми получило назв-ие мор-й риск. Выделяют следующие типы морального риска в страховании:1)недоброс-ное поведение – поведение индивида,сознательно увели-его ве-сть возможного ущерба в надежде,что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страх комп-ей(спец поджег дома);2)пренебрежение рисками – ситуация,когда застрах-ся инд-д перестает выполнять те меры предосто-ти,кот были для него обязат-ми до страх-ия(открытые двери авто);3)сверхнормативное потр-ие услуг, оплач-ых в рез-те страховки(частые походы к врачу).Суть проблемы «принципал-агент»: угроза манип-ия со стороны агента(испол-ль) принципалом(заказ-ик) при вып-ии поручений и предписаний последнего. Введение принципала в забл-ие становится возможным на основе асим-ти инфо и высоких издержках контроля над деят-ью агента.Хаар-ые черты проблемы «принципал-агент»:взаимо-ия нанимателя и нанятого. Кол-во усилий, прилаг. наемными раб-ми,сложно контролировать.На практике это часто выр-ся в отлынивании – исп-ии рабврем в собс-ых целях как свободного посредством имитации бурной деят-ти.Пов-ие раб-ка отклоняется от цели мак-ии выгоды нанимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Рынки с асимметричной информацией. Роль  рыночных   сигналов в преодолении информационной  асимметрии.

Асимметричная информация –  это ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки.

Продавцы располагают  большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) инфо.

Проблема  инфо-ой ассим-ии до некот степени  решается на основе репутации, гарантий. Но в наиболее сложных сит-ях и жизненно важных обст-ах необходимым оказывается вмеша-тво гос-ва. Это вмешательство может приобретать различные формы:1)цен пол-ка;2)прямое участие в произ-ве;3)контроль за произ-ом и сбытом. Отриц-ый отбор-из-зи ассим-ти инфо низкокач-ые тов вытесняют высококач-ые с рынка. Регулирование цен предотв-ие исп-ия произ-лями низкокач-ой прод-ии,огранич цен-ую конк-ию на рынке. Пр. в РБ явл-ся уст-ие мин-ых пред-ых цен на алког-ую прод-ию. С прямым участием гос-ва в про-ве прод-ии  связана сущ-ная инфо-ая асим-ия.В РБ гос-во орг-ет общ-ую систему здраво-ия,образ-ия,реализует прогр обяз-ого госстрах, устраняя проблему отр-ого отбора и мор-ого риска. Действе-ые инструменты, блокир-ие послед-ия ассим-ой инфо-виды госконтроля за произ-ом и сбытом т.у. Для этого испол-ся такие инст-ты: лицензир-ие,стандартиз-ия и сертифик-ия, контроль рекл-ой активн-ти. При наличии инфо-ой асим-ии бывает необх-ым госвмеш-во в рын-ю эк-у. И гос-во не в сост-и в полной мере решить эту проблему, тк изъяны свойственны и рынку, и гос-ву. Чем активнее гос-во, тем более вероятны его провалы, ведущие к потерям эф-ти. При пасс-ом отн-ии к провалам рынка, среди кот асим-ая инфо занимает важное место, также неизбежны потери. В этой связи идеальная политика гос-ва вряд ли возможна, а практически осущ-ая политика строится на основе поиска «наимен-го зла».

Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы.

Существуют рынки, на которых  удается быстро ликвидировать асимметричную инфо – аукционы. Аукционы начинаются с ситуации, когда каждая из сторон располагает только инфо о начальных ценах и предельных свои возможностях, но не знает о возможностях конкурентов.

Закрытые/темные аукционы – ставки выставляются всеми участниками одновременно. Стратегия английского аукциона.

59 Методология  анализа   общественного  выбора. Концепция  «экономического  человека»,  методологический  индивидуализм. Политика  как  обмен.

 

Теория  общественного выбора изучает процесс  принятия политических решений в  современном демократическом обществе. Проявление экономического империализма – применение методологий эк теории для изучения неэко процессов.

На основе ЭИ возникла экономика общественного  сектора, которая синтезирует экономику  и политику. В центре ее внимания нах-ся «экономический человек» - эгоистический  максимизатор полезности не только в  экономике но и в политике.

Теория  общ выбора строится на след постулатах:

1.общество  рассматривается как совок индивидов(методолог индивидуализм)

2.индивид  преследует свои собсвтенные  цели

3.полит  процесс с пом которого индивиды реализуют свои интересы явл-ся разновидностью обмена.

Подход  к политике как обмену основан  на параллели между рынком частных  благ и политическим рынком. На рынке  индивид выражает свое отношения  к мат благам в кач-ве покупателя, о потребитель общ благ выражает интересы в кач-ве избирателя. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения путем платежеспособного спроса, а избиратель с пом голосования.

Но есть и различия: если рынок частных  благ выигрывает от большего кол-ва участников, то полит рынок становится менее  эффективным . на рынке частных благ покупателю не нужно влиять на спрос других пок-й.

 

 

 

 

 

60. Общественный выбор в условиях прямой демократии. Модель медианного избирателя

При прямой демократии в  принятии решения участвует каждый член общества (принятие решения на собрании, референдуме).

Представительная демократия – форма демократии, когда  решение принимают выборные органы.

При прямой демократии важную роль играет принцип голосования, в  зависимости от выбранного принципа голосования существенно зависят  результаты голосования. 3 принципа голосования:

  • принцип единогласия
  • принцип простого большинства(50%+1голос)
  • принцип квалифицированного большинства (2/3 или 3/5 голосов)

При использовании принципа единогласия возможно, что принятое решение будет соответствовать парето-оптимальности. Существует опасность, что вообще никакое решение не будет принято.

Те, кто получает меньшую полезность от выделения ресурсов или средств  на данную программу  не согласится оплачивать большую полезность, которую  получают другие.

В этой ситуации будет принято решение, при котором расходы на проведение общественных мероприятий будут  ниже оптимального уровня.

Когда решение принимается большинством голосов существует опасность недопроизводства или перепроизводства(благ) – неэффективное решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"