Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"
В рамках экономического предложения рассматривается в первую очередь налоговая политика и её воздействие на экономику. Сторонники данной концепции видели главную причину инфляции в высоких налогах, увеличивающих издержки производства и обусловливающих неэффективное использование ресурсов. А. Лаффер – наиболее известный из сторонников теории экономической политики. Он выдвинул идею о том, что повышение ставок налогов ради увеличения доходов гос. бюджета может иметь противоположенный результат. Кривая Л. Показывает связь между предельной налоговой ставкой и объёмом налоговых поступлений в гос. бюджет, она позволяет выявить ставку налога, при которой налоговые поступления достигают максимума.
Если ставка налога равна 0, то и поступления = 0, если ставка =100%, то поступления=0. Доходы гос. бюджета возрастают от 0 до предельной ставки, после - они сокращаются.
36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
Признав наличие проблемы негативных шоков предложения, правительство должно сделать следующий шаг — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических колебаний в экономике и стимулирование возврата к потенциальному объему выпуска, обеспечиваемому при уровне полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде данные направления во многом противоречат друг другу. Так, для борьбы с безработицей необходимо проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики (снижение налогов, увеличение государственных расходов), в результате которой повышается совокупный спрос и, как следствие, возрастают объемы национального производства. Чтобы произвести больше товаров, фирмы расширяют наем работников, и уровень безработицы снижается. Но данная политика может вызвать рост уровня цен. Другой вариант политики связан с кредитно-денежным регулированием: центральный банк увеличивает предложение денег в стране, содействуя росту совокупного спроса (у покупателей больше денег, которые можно потратить на приобретение товаров).
Отличие бюджетно-налоговой политики от денежно-кредитной состоит в том, что они по-разному изменяют структуру совокупного спроса.
Стабилизационная политика государства проводится либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк — темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и дозированно, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, сокращения выпуска.
Описанные выше мероприятия государственной стабилизационной политики предполагают прежде всего воздействие на совокупный спрос. Однако не менее результативно влияние на совокупное предложение. Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного набора инструментов в данном случае можно использовать снижение налогов (оно приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестиционных расходов (снижается ставка процента по инвестиционным кредитам, особенно долгосрочным, вводятся налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту совокупного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предложения вправо—вниз. Таким образом, достигаются обе цели: объемы реального выпуска растут при одновременном сокращении безработицы, снижаются средний уровень цен и темпы инфляции.
Важную роль в политике стимулирования совокупного предложения играют институциональные изменения в экономической и политической жизни государства. Институциональные преобразования, повышение деловой активности и инициативы экономических субъектов создают основу политики стимулирования совокупного предложения. Стандартные меры в виде снижения уровня налогов и процентной ставки в данном случае являются важным, но дополнительным элементом.
37. Политика занятости,
ее направления и методы. Политика
занятости в Республики
Сущность занятости населения и ее виды. Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан трудоспособного возраста, которые:
1. Работают на семейном предприятии;
2. Трудоустроены на условиях полного и неполного рабочего времени за вознаграждение;
3. Временно отсутствуют
на работе по причине отпуска,
сессии, декретного отпуска, болезни,
ухода за больным или
Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Ситуация, при которой
каждому желающему и способному
трудиться предоставляется
Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость, означающая такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.
Виды и формы занятости.
Формы занятости в свою очередь классифицируются с учетом следующих признаков:
- формы организации рабочего времени
- значимости для работающего
- по признаку стабильности
выделяют постоянную и
Следует также выделить и
такое отдельное понятие как те
- челноков, осуществляющих экспортно-импортные операции;
-незарегистрированные
-организованная преступность;
-граждане, уклоняющиеся от
уплаты налогов, но
Человек считается безработным, если у него нет работы и он занимается поиском ее. В РБ к безработным относятся граждане трудоспособного возраста, которые:
1. Не работают на семейном предприятии;
2. Не занимаются
3. Не числятся в рядах вооруженных сил;
4. Не являются слушателями
очным отделений учебных
5. Зарегистрированы в
Государственная политика занятости населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Основным субъектом
- Регистрация безработных и вакантных мест;
- Тестирование лиц, желающих получить работу;
- Подготовка и переподготовка кадров;
- Анализ рынка труда и предоставление информации о нем;
- Выплата пособий по безработице.
Государственная политика РБ в области занятости населения основывается на следующих принципах:
1. обеспечение равных
2. предоставление социальных
гарантий и компенсаций
3. поддержание трудовой
инициативы граждан,
4. обеспечение мер, направленных
на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных
мер, содействующих
6. обеспечение социальной
защиты в области занятости,
проведение специальных
7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
8. участие профессиональных
союзов, ассоциаций предпринимателей,
трудовых коллективов, их
9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
1) содействие социально-
2) достижение количественной
и качественной
38. Антиинфляционная политика,
ее направления и методы. Антиинфляционная
политика в Республике
Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции т.е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Очень высокая инфляция или
гиперинфляция приобретает
Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения.
Однако, если поддерживать фиксированные
цены долгие годы, то необходимо вводить
жесткий и всеобъемлющий
Следующий шаг после погашения
гиперинфляции монетарными
Третий шаг - закрепление
достигнутых результатов в