Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_makra (2).docx

— 2.48 Мб (Скачать файл)

В рамках экономического предложения рассматривается в первую очередь налоговая политика и её воздействие на экономику. Сторонники данной концепции видели главную причину инфляции в высоких налогах, увеличивающих издержки производства и обусловливающих неэффективное использование ресурсов. А. Лаффер – наиболее известный из сторонников теории экономической политики. Он выдвинул идею о том, что повышение ставок налогов ради увеличения доходов гос. бюджета может иметь противоположенный результат. Кривая Л. Показывает связь между предельной налоговой ставкой и объёмом налоговых поступлений в гос. бюджет, она позволяет выявить ставку налога, при которой налоговые поступления достигают максимума.

Если ставка налога равна 0, то и поступления = 0, если ставка =100%, то поступления=0. Доходы гос. бюджета возрастают от 0 до предельной ставки, после - они сокращаются.

 

36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.

Признав наличие проблемы негативных шоков предложения, правительство  должно сделать следующий шаг  — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических колебаний в экономике и стимулирование возврата к потенциальному объему выпуска, обеспечиваемому при уровне полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде данные направления во многом противоречат друг другу. Так, для борьбы с безработицей необходимо проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики (снижение налогов, увеличение государственных расходов), в результате которой повышается совокупный спрос и, как следствие, возрастают объемы национального производства. Чтобы произвести больше товаров, фирмы расширяют наем работников, и уровень безработицы снижается. Но данная политика может вызвать рост уровня цен. Другой вариант политики связан с кредитно-денежным регулированием: центральный банк увеличивает предложение денег в стране, содействуя росту совокупного спроса (у покупателей больше денег, которые можно потратить на приобретение товаров).

Отличие бюджетно-налоговой  политики от денежно-кредитной состоит в том, что они по-разному изменяют структуру совокупного спроса.

Стабилизационная политика государства проводится либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк — темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и дозированно, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, сокращения выпуска.

Описанные выше мероприятия государственной стабилизационной политики предполагают прежде всего воздействие на совокупный спрос. Однако не менее результативно влияние на совокупное предложение. Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного набора инструментов в данном случае можно использовать снижение налогов (оно приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестиционных расходов (снижается ставка процента по инвестиционным кредитам, особенно долгосрочным, вводятся налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту совокупного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предложения вправо—вниз. Таким образом, достигаются обе цели: объемы реального выпуска растут при одновременном сокращении безработицы, снижаются средний уровень цен и темпы инфляции.

Важную роль в политике стимулирования совокупного предложения играют институциональные изменения в экономической и политической жизни государства. Институциональные преобразования, повышение деловой активности и инициативы экономических субъектов создают основу политики стимулирования совокупного предложения. Стандартные меры в виде снижения уровня налогов и процентной ставки в данном случае являются важным, но дополнительным элементом.

37. Политика занятости,  ее направления и методы. Политика  занятости в Республики Беларусь.

Сущность занятости населения  и ее виды. Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан трудоспособного возраста, которые:

1. Работают на семейном  предприятии;

2. Трудоустроены на условиях  полного и неполного рабочего  времени за вознаграждение;

3. Временно отсутствуют  на работе по причине отпуска,  сессии, декретного отпуска, болезни,  ухода за больным или забастовки.

Занятость можно рассматривать  с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты  занятости по своему содержанию соответствуют  понятиям полной и эффективной занятости.

Ситуация, при которой  каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность  заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественный аспект занятости  характеризует эффективная занятость, означающая такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.

Виды и формы занятости.

 Формы занятости в свою очередь классифицируются с учетом следующих признаков:

- формы организации рабочего  времени 

- значимости для работающего 

- по признаку стабильности  выделяют постоянную и временную  занятость.

Следует также выделить и  такое отдельное понятие как теневая занятость, которая неотъемлема в современных рыночных условиях. К ней можно отнести:

- челноков, осуществляющих  экспортно-импортные операции;

-незарегистрированные охранные  службы;

-организованная преступность;

-граждане, уклоняющиеся от  уплаты налогов, но совершающие  какие-либо предпринимательские  операции, приносящие доход. 

 Человек считается безработным, если у него нет работы и он занимается поиском ее. В РБ к безработным относятся граждане трудоспособного возраста, которые:

1. Не работают на семейном  предприятии;

2. Не занимаются предпринимательской  деятельностью;

3. Не числятся в рядах  вооруженных сил;

4. Не являются слушателями  очным отделений учебных заведений;

5. Зарегистрированы в государственной  службе занятости.

Государственная политика занятости  населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере  занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Основным субъектом регулирования  рынка труда выступает биржа труда (служба занятости), которая выполняет следующие функции:

- Регистрация безработных  и вакантных мест;

- Тестирование лиц, желающих  получить работу;

- Подготовка и переподготовка  кадров;

- Анализ рынка труда  и предоставление информации  о нем;

- Выплата пособий по  безработице.

Государственная политика РБ в области занятости населения  основывается на следующих принципах:

1. обеспечение равных возможностей  всем трудоспособным гражданам;

2. предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

3. поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

4. обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы; 

5. принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью; 

6. обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан,  желающих работать;

7. координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

8. участие профессиональных  союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного  управления;

9. международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения.

Обеспечение полной занятости  выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Стратегическая цель определяет следующие  тактические задачи:

1) содействие социально-профессиональной  мобильности рабочей силы, повышение  эффективности и качества труда; 

2) достижение количественной  и качественной сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы и рабочих мест.

 

38. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная  политика в Республике Беларусь.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера  инфляции т.е. от причин ее возникновения  и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или  гиперинфляция приобретает само-усиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы  инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий  и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые  меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос  повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции  невозможно привести темпы роста  денежной массы в соответствие с  темпами роста реального ВВП  посредством бюджетно-налоговой  политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности - инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в  рыночной системе вызывает резкий дефицит  товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию  производства. Рано или поздно фиксированные  цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще  большей инфляцией, разбалансированностью  спроса и предложения.

Однако, если поддерживать фиксированные  цены долгие годы, то необходимо вводить  жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т. е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции  нужно фиксировать не цены, а объем  денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая  политика называется таргетированием  денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному  расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить  причины дополнительной эмиссии: урегулировать  структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает  как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфляции  это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную  инфляцию.

Следующий шаг после погашения  гиперинфляции монетарными методами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой  темпов роста производства, платежеспособного  спроса и темпов роста цен. Вариантом  такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается  в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается  к изменению производительности труда. Одновременно нужно сохранять  жесткость денежной и кредитной  политики, а также не допускать  роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого  уровня.

Третий шаг - закрепление  достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда  и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения  со структурой спроса, а не только балансировать  их объемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"