Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки по МЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

В международных перевозках лидирует морской транспорт, хотя темпы  его развития замедлились. Каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом и приписано  к тому или иному порту. Широко распространена практика, когда флаг, под которым ходит корабль, не соответствует гражданству его владельца. Большинство же судов ходит под чужими флагами, особенно под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых удобными, или дешевыми флагами (42 % всех судов, или 58 % мирового тоннажа). «Удобные» флаги позволяют судовладельцам минимизировать затраты по налогам, оплате труда и другим параметрам. Официально к странам открытого судового регистра относят Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов.

По тоннажу крупнейшие владельцы судов — Греция, Япония, Норвегия, США и Гонконг. В десятку лидеров среди владельцев входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеция. По тоннажу Россия находится на 13-м месте в мире (2,1 %).

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (от англ, tramp — бродяга). Линейное судоходство организуется на устойчивых географических направлениях с регулярным заходом в порты по расписанию. Тарифы на линейные перевозки устанавливаются наподобие цен на мировых рынках товаров. Перевозка грузов оформляется коносаментом, т.е. документом, в котором подтверждается принятие товара для перевозки у грузовладельца и обязательство перевозчика доставить товар по назначению. При трамповом судоходстве капитан или владелец судна сам ищет груз и свободно перемещается в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов.

Наем судна называется фрахтованием, а договор фрахтования, заключаемый между морским перевозчиком и грузовладельцем, — чартером.

 

 

38. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ  КАПИТАЛА КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Капитал – фактор пр-ва, мобильный фактор. Международное  движение капитала (МДК) – одна из 2-х  важнейших  форм МЭО, с точки зрения глобализации. МДК – самая важная форма. Одно из важнейших проявлений – отрыв финансового сектора от реального.

Рынок капитала связан с  рынком товара, но движение капитала и  товара через границы отличается. При движение товара происходит обмен  стоимости, но МДК не обязательно. МДК – одностороннее перемещение за пределы национальных границ стоимости товаров или денежных средств с целью извлечения п/д прибыли, либо получение %. Суть вывоза капитала: часть капитала изымается из национального оборота в одной стране и включается в процесс пр-ва или иное обращение в другой стране. Вывоз капитала включается тогда, когда в стране избыток капитала – он устремляется с целью более выгодного инвестирования (даже если в стране нехватка), он всегда найдет возможность уйти. МДК – опережает рост эк-и в целом, так и рост торговли.

Формы МДК:

По источнику происхождения:

Официальный (гос) капитал  – вывозятся средства, заимствованные в гос.бюджете по решению правительства  и м/н фин. институтов

Частный капитал  – средства п/п, негос банков, фирм, фондов – решение принимается руководством соотв орг-й, но регул-ся гос-вом.

По характеру использования:

Предпринимательский –  в основном частный за счет прибыли, вложенной в производство; Ссудный  – может быть офиц и частный  – это м/н кредиты и займы (получаемые под %).

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные. Прямые иностранные  инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собственности  или фактического контроля над предприятием — объектом инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвестициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет акций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей стоимости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимости акций предприятия. Портфельные инвестиции (не более 10 или 25 % общей стоимости акций предприятия) не дают права контроля над объектом вложений капитала, а только право на доход. Вкладывая капитал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает получать дивиденды или процент. Считается, что за все годы накоплено прямых инвестиций около 3,5 трлн.долл, причем, последние годы прямые инвестици растут колоссальными темпами. В 99г. прямые иностранные инвестиции 827 млрд.долл. (скачок на 25% - преодоление фин.кризиса). 2/3 ИИ образуются внутри развитых стран (из развитых – в развивающиеся). Однако, баланс отрицательный (больше вывозят). Развивающиеся страны больше привлекают. США лидирует по ввозу и вывозу капитала. Великобритания  - 2 место по вывозу, Китай – 2 место по ввозу (Китайцы, живущие за границей, Синганпур, Тайвань, Гонконг). Развивающиеся страны – по вывозу капитала лидируют страны Персидского залива (не могут реализовать их у себя), вкладывают в ин банки, недвижимость.

Вывоз капитала — это  изъятие части капитала из национального  оборота данной страны и перемещение  его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран.

Причины вывоза капитала: 1. Относит. «избыток» (перенакопление) капитала в данной стране – с точки зрения нормы прибыли, которая в данной стране меньше, чем в других. Проявляется несовпадение спроса и предложения капитала,  распространяется на  страны, на сектора экономики. 2. Стремление к максимизации нормы прибыли, ссудного % и предприн. прибыли. Иногда капитал идет и на уменьшение прибыли , если в долгосрочном периоде ожидается увеличение. 4. Капитал стал инвестироваться в  обрабатывающую промышленность, вплоть до современного уровня науно-технических производств.

Ввоз капитала – также  является движением капитала. К ввозу  капитала можно отнести импорт зарубежных инвестиций. Главные причины импорта  капитала – стремление разместить капитал в той стране и в  той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогооблажения и диверсифицировать риск.

Причины импорта капитала: 1. Технологическое лидерство 2. Уровень  квалификации рабочей силы 3. Преимущества в рекламе. 4. Экономика масштаба. 5. Размер корпорации  6. Степень концентрации производства 7. потребность в капитале 8. Количество национальных филиалов. 9. Издержки производства 10. Уровень защиты внутреннего товарного рынка. 11. Размер рынка. и др.

39. ПОНЯТИЯ  ПРЯМЫХ И ПОРТФЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

Прямые иностранные  инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собственности  или фактического контроля над предприятием — объектом инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвестициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет акций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей стоимости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимости акций предприятия.

Портфельные инвестиции (не более 10 или 25 % общей стоимости акций  предприятия) не дают права контроля над объектом вложений капитала, а  только право на доход. Вкладывая  капитал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает получать дивиденды или процент.

В российской статистике к прямым инвестициям относят  вложения капитала юридическими или  физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10 % акций и акционерного капитала. К портфельным относят инвестиции на покупку акций, векселей или других ценных бумаг, которые составляют менее 10% общего акционерного капитала предприятия.

 

40. ПОНЯТИЕ СЭЗ В  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В соответствии с док-тами междунар. конвенции по упрощ-ю таможен. процедур(Киото, 18 мая 1973 г.)под СЭЗ (или «зоной-франко») понимается часть террит. страны, на кот. товары рассматриваются как объекты, наход. за пределами нац. таможен. территории и поэтому не подвергаются обычному таможен. контролю и налогооблож-ю.

Идея создания СЭЗ: если дан. страна в дан. момент времени  по каким-либо причинам не может пойти  на полное открытие своей эк-ки для  иностран. Капитала, то она может  «открыть себя» для мировых хоз. связей в рамках конкретных, более или мнее компактных террит-й. В рамках таких зон созд. спец. более благоприятный, чем на террит. всей страны, инвестицион. климат для зарубеж. инвестиций и льгот. внешнеторг. режим.

 

В Рос. существуют несколько  основных проблем, связанных с развитием и функционированием СЭЗ.

1.Вообще, Конституция  РФ запрещает образование таможенных  границ внутри территории страны. Одно это обстоятельство ставит  под сомнение правомерность принятия  решений об образовании различных  СЭЗ на территории России.

2. Отсутствие четких  целей создания зон. Руководитель  регионов видят сиюминутную привлекат.  зону- перспективу получения льгот  по полному или частичному  освобождению от налогов. Многие  полагают, что СЭЗ помогут избавиться  от проблем, решить кот. они сами не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, безработицы, экологич. проблем и т.д.  При этом не думают, кто же придет в такую зону со своим капиталом?

3. Все претенденты  на созд-е СЭЗ стремятся взять  под свою юрисдикцию как можно  больше территории, не понимая, что для нормально обустройства (по зарубежному опыту) 1 квадратного км экспортопроизводящей зоны требуется от 10 до 40 млн. $ в зависимости от типа СЭЗ.

Вот почему большинство  действующих в мире СЭЗ ограничены пределами предприятия, в исключит. случаях небольшого города или района.

Кроме перечислен. причин есть и другие, но эти являются основными  факторами, тормозящими эффективную  работу существующих и создание новых  СЭЗ.

В рез-те из 18 формально  учрежденных в России СЭЗ «работающими»  можно назвать зону в Калининградской обл. и с большими натяжками в Находке.

Под СЭЗ понимается часть  территории гос-ва с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой инвестиционной деят-ти.

Идея создания СЭЗ: если дан. страна в дан. момент времени  по каким-либо причинам не может пойти на полное открытие своей эк-ки для иностран-го. капитала, то она может «открыть себя» для мировых хоз. связей в рамках конкретных, более или мнее компактных террит-й. В рамках таких зон созд-ся спец. более благоприятный, чем на террит. всей страны, инвестицион. климат для зарубеж. инвестиций и льготный внешнеторг-й режим.

При этом в виде части  экономич. пространства может выступать  и отдельное предпр-е (группа предпр-й). Это так наз-мый функциональных подход к формированию СЭЗ. Однако более распр-н др подход - территорийальный, согласно кот-му особый режим получают все прдпр-я, расположенные на конкр. территории, определенной как СЭЗ.

Признаки СЭЗ:

определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хоз-м, внешнеторговом, инвестиционном, валютно-финансовом отношениях

беспошлиный или льготный режим ввоза и вывоза товаров

создание льготных условий  экономич-й деят-ти и финансовых стимулов для иностр-х инвесторов

существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у нац-й эк-ки в целом.

Выделяются различные  виды такого рода зон:

1. Зоны беспошлинной (или  свободной) торговли - самый ранний  тип СЭЗ (1й- “свободный порт”  Генуя). Чаще всего такие СЭЗ  создаются на пересечениях основных  транспортных магистралей. СЭЗ  выделяются из таможенной территории данной страны для обеспечения свободного и беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Созд-ся транзитные или консигнационные склады. Функционир-е СЭЗ такого вида дает возможность не спешить с реализацией товара до тех пор, пока не сложится благоприятная конъюнктура, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым пок-лям, дорабатывать прод-ю с целью уплаты в дальнейшем меньшей пошлины и т.д.

2. Экспортные промышленные  зоны (или свободные зоны поощрения  экспорта).

Целью такого рода зон является поощрение развития в данной стране экспортоориентированных современных производств. Используются различные стимулы для иностранных инвесторов:

  1. освобождение на определенный период от налогов и таможенных пошлин  машин, сырья и комплектующих изделий, завозимых в данную страну для организации производства соответствующей конечной продукции;
  2. освобождение прямых иностр-х инвестиций на определенный срок от уплаты подоходного налога, а также предоставление льготного периода и /или пониж-е тарифов уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов
  3. льготное кредитование инвесторов;
  4. предоставление на льготных условиях в аренду земли, зданий, помещений, а также транспортных услуг;
  5. создание в такой зоне необходимой социальной инфраструктуры;
  6. созд-е  правомочной административной структуры

Такие СЭЗ хар-ны для  т.н. новых индустриальных стран.

3. Зоны развития новых  и высоких технологий.

Яркими примерами такого вида зон являются современные технопарки в США, технополисы в Японии, «бизнес-инновационные  центры» в странах ЕС и др. Основная цель этих СЭЗ – развитие наукоемких отраслей высоких технологий. В них концентрируются в настоящее время лучшие научно-технические кадры мира, высококвалифицированные специалисты и рабочие. Нередко такие зоны (технопарки, технополисы) создаются на базе ведущих университетов. В России еще только предпринимаются попытки реального создания и функционирования СЭЗ такого вида.

4. Специальные экономические  зоны.

Это СЭЗ, которые создаются  для развития конкретного, очень  важного для данной страны, направления деятельности (например, т.н. агрополисы (для развития сельского хозяйства и агропромышленных комплексов в целом), экологические зоны или экополисы, туристские зоны). В России для развития такого вида СЭЗ имеются значительные возможности (существенно большие, чем во многих других странах мира). Это районы Алтая, озера Байкал, регион Сочи и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"