Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Гос.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

 

 

54. Эк.тр. Нормативн. акты, регулир-щие способы  разреш-ия кол-х конфликтов. Подведомственность  конфликтов.

Конституцией РФ, закрепившей право  граждан на индивид-ые и кол-ые труд. споры, предусмотрено регулир-ие способов их разреш-ия действующим законодат-вом.

Согласно ст.18 Конституции РФ права  и свободы ч-ка и гражданина яв-ся непоср-венно действующими. Следовательно, при разреш-ии соц-ых конфликтов приоритет  д. отдаваться правам и свободам ч-ка и гражданина.

Труд. отн-ия, включая соц. конфликты, регулируются Кодексом законов о тр. РФ (КЗоТ РФ).

Согласно ст.201 и ст.219 КЗоТ РФ индив-ый труд. спор м.б. разрешен при его рассмотрении комиссией по труд. спорам или адм-ией  и соответствующим профсоюзным  органом в пределах предоставленных  им прав.

В соответствии со ст.220 КЗоТ РФ кол-ые труд. споры (конфликты), возникающие м/у адм-цией п/п-ия, орг-ции и труд. кол-ом или профсоюзом по вопросам установления новых или изм-ия существующих усл-ий тр. и быта, заключ-ия и исполнения кол-го дог-ра и иных соглашений, рассматриваются в соответствии с законодат-вом о порядке разреш-ия кол-х труд. споров.

В кач-ве способов разреш-ия кол-х труд. споров этим законодат-ым актом предусмотрено  рассмотрение сути соц. конфликта примирительной комиссией, а также с участием посредника и труд. арбитров.

Одним из основополагающих моментов в регулир-ии конфликтов в соц-труд. сфере яв-ся опред-ие их подведомственности. Под подведомственностью соц. конфликтов понимается распределение действующим  законодат-вом функций по рассмотрению споров в зав-сти от их хар-ра м/у органами и институтами, наделенными правом их разрешать и урегулировать.

В практике правоприменения КЗоТ РФ и Закона РФ “О порядке разреш-ия кол-х труд. споров” определение  подведомственности соц. конфликта  означает установление органа или института, в кот. спор д.б. рассмотрен в первоначальном порядке. Подведомственность соц. конфликта зависит от предмета спора и его осн-х хар-ристик: индивид-ый или кол-ый спор; исковой (спор права), или неисковой спор (спор интересов).

Индивид-ые труд. споры, подлежащие разреш-ию, подведомственны рассмотрению: комиссией  по труд. спорам (КТС) орг-ции; раб-дат-ем (адм-цией орг-ции) совместно с соответствующим  органом профсоюза в пределах предоставленных им прав

Кол-ые труд. споры, подлежащие разреш-ию на основании закона РФ “О порядке разреш-ия кол-х труд. споров”, подведомственны рассмотрению: примирительной комиссией; сторонами спора с привлечением посредника; в труд. арбитраже с привлечением лиц, выступающим в кач-ве труд. арбитров, третейских судей.

Индивид-ые труд. споры, подлежащие урегулированию, согласно КЗоТ РФ подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции как непоср-венно, т.е. минуя КТС  орг-ции, так и после прохождения  процедуры рассмотрения в рамках КТС орг-ции, где имел место конфликт.

Порядок рассмотрения индивид-х труд. споров регулируется КЗоТ РФ и иными  законодат-ми актами, а порядок рассмотрения дел по труд. спорам в районных (городских) гражданских судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Непоср-венному разреш-ию индивид-го и кол-го труд. спора д. предшествовать рассмотрение его предмета соответственно в КТС орг-ции; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с  участием посредника или в труд. арбитраже с участием лиц, выступающих в кач-ве труд. арбитров, третейских судей.

Р-та лиц, призванных содействовать  разреш-ию индивид-го или кол-го труд. спора, д. строится на определенных принципах  с применением опред-х способов, способствующих достижению цели их деят-ти при рассмотрении конкретного конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Эк. Тр. Принципы, способы разреш-ия конфликтов  и правовая база орг-ции и  проведения примирительных процедур.

Целью комиссии по труд. спорам (КТС) орг-ции, примирительной комиссии, процедуры  рассмотрения кол-го труд. спора с  участием посредника или в труд. арбитраже с участием лиц, выступающих в кач-ве труд. арбитров, яв-ся содействие сторонам конфликта в его разреш-ии. Указанные институты, в кот. предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем  рассмотрения предмета и причин индивид-го или кол-го труд. спора, носят общее название – примирительные процедуры.

Осн. принципами формир-ия института  примирения сторон и орг-ции рассмотрения труд. спора с участием правомочных  представителей сторон спора яв-ся: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия реш-ия субъектами труд. спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формир-ия и орг-ции примирительных процедур; доверие, признание в кач-ве законного, незав-го, компетентного лица (КТС, примирительной комиссии, труд. арбитража).

Рассмотрение индивид-го или кол-го труд. спора в целях его разреш-ия д. строиться на принципах: соблюдения норм законодат-ва, полномочности представителей сторон кол-го конфликта, равноправия  сторон конфликта перед законом; свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; добровольности принятия обязат-в каждой из сторон конфликта; возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязат-в, направленных на ликвидацию причин конфликта.

Отдельно следует перечислить принципы, кот. д. соблюдаться лицами, выполняющими функции посредника или труд. арбитра. В ходе рассмотрения кол-го конфликта посредник или труд. арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, незав-ти, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и пр.

Действующим российским законодат-вом  закреплено несколько способов разреш-ия кол-го труд. спора. К их числу Закон  РФ “О порядке разреш-ия кол-х труд. споров” относит следующие процедуры: рассмотрение конфликта примирительной комиссией (ст.6); рассмотрении конфликта с участием посредника – посредничество (ст.7); рассмотрении конфликта в труд. арбитраже (ст.8); с участием лиц, кот. приобретают статус третейских судей в рез-те институциализации этой процедуры.

Правовой базой орг-ции и проведения  примирительных процедур при разреш-ии кол-х труд. споров яв-ся: Конституция  РФ; Статья 220 КЗоТ РФ и Закон РФ “О порядке разреш-ия кол-х труд. споров”; Положение о службе по урегулированию кол-х труд. споров, утвержденное постановлением Правит-ва РФ от 15.04.1996 г. №468; ГК РФ (Ч.1); другие законодат-ые акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие соц-труд. отн-ия; кол-ые дог-ры, соглашения по соц-труд. отн-ям, в кот. м. содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и пр.

В обеспечение орг-ции и проведения процедур по рассмотрению кол-го труд. спора с участием посредника или  в труд. арбитраже принимает непоср-венное участие гос. орган – служба по урегулированию кол-х труд. споров, а также соответствующие органы субъектов РФ, на кот. возложены аналогичные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Эк. Тр. Служба и с-ма служб по  урегулир-ию кол-х труд. споров. Участие органов с-мы службы по урегулир-ию кол-х труд. споров в институциализации примирительных процедур.

В России гос-во приняло реш-ие о  создании органа содействия разреш-ию соц. конфликтов в 1991 году. В 1993 году при  Мин-стве тр. РФ была создана служба разреш-ия кол-х труд. конфликтов (Служба).

Службу по урегулир-ию кол-х труд. споров образует Департамент по урегулир-ию кол-х труд. споров и межрегиональные  территориальные органы по урегулир-ию кол-х труд.споров Мин-ва тр. РФ.

Одной из осн. функций гос-но-адм-ных органов, призванных содействовать разреш-ию кол-х труд. споров яв-ся институциализация процедур.

В ходе конфликтов в соц-труд. сфере  под инст-цией понимается пр-сс создания полномочных органов сторон дан. вида общественных отн-ий с целью разреш-ия кол-х труд. споров.

Суть инст-ции примирительных процедур заключается:

  1. в формир-ии органов полномочных представителей субъектов конфликта;
  2. в закреплении статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта.

В пр-се инст-ции примирительных процедур роль гос-но-адм-ных органов, выполняющих  функции службы по урегулир-ию кол-х  труд. споров, двояка. В функции этих органов входит:

    • оказание содействия сторонам конфликта в подборе кандидатуры посредника и лиц, способных и готовых выступить в кач-ве труд. арбитров для рассмотрения конкретных разногласий м/у сторонами труд. отн-ий;
    • непоср-венное участие в пр-ссе формир-ия и создания труд. арбитража. Речь идет не только о труд. арбитраже, кот. д.б. проведен в обычных усл-х, но и о случаях, когда со стороны раб-дателя допускаются опред-ые недобросовестные действия.

Задачи:

      1. формир-ие органов полномочных представителей субъектов конфликта;
      2. акрепление статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта.

Под формир-ем органов полномочных  представителей сторон конфликта понимается пр-сс согласования состава полномочных  представителей каждой из сторон; закрепления  статуса правомочных представителей, их органов соответствующим актом.

Под закреплением статуса института  примирения понимается пр-сы:

- согласования типа примирительной  процедуры (посредничества, трудового  арбитража);

- согласования регламента и  полномочий института примирения (примирительной комиссии, посредничества, труд. арбитража);

- согласования кандидатур посредника, труд. арбитров;

- подписание соответствующих протоколов  по действиям.

Служба выполняет след. функции  при орг-ции и проведении процедур посредничества и труд. арбитража:

  • рекомендует сторонам кол-го труд. спора лиц, подготовленных для вып-ия обяз-тей посредника, труд. арбитра в случаях, когда один или оба субъекта спорных отн-ий обратились по данному вопросу в Службу;
  • самост-но назначает посредника для рассмотрения кол-го труд. спора и извещает об этом стороны спорных отн-ий в случае, если они не смогли в 3х дневный срок с момента обращения в Службу достигнуть соглашения относительно кандидатуры посредника;
  • консультирует представителей субъектов спора по процессуальным вопросам орг-ции и проведения примирительных процедур, оказывает методическую помощь;
  • направляет своих представителей в кач-ве посредников на место проведения примирительной процедуры, если стороны спора приняли соглашение об утверждении в кач-ве посредника, труд. арбитра представителя Службы;
  • формирует банк данных на лиц, кот. имеют опыт в разреш-ии кол-х труд. споров и способны выступать в кач-ве посредника, труд. арбитра;
  • взаимодействует с представителями раб-ков и раб-дат-ей, их объединениями (ассоциациями), органами исполнит-х властей и органами местного самоупр-ия в целях разреш-ия кол-х труд. споров.

Законодат-во не раскрывает содержание порядка (правил) рассмотрения кол-х  труд. споров с участием посредника и в труд. арбитраже, но закрепляет нормы, из кот. вытекает необх-ть их согласования сторонами конфликта и установления соответствующим протоколом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Эк. Тр. Сущность соц. партнерства.  Содержание и мех-м соц. партнерства  (СП).

Существует 2 прямо противоположных  представления о том, что такое  СП. Сторонники и 1-го, и 2-го направления признают необх-ть существования СП, но они по-разному определяют природу этого явления.

Первое. СП есть с-ма взаимоотн-ий м/у  наемными раб-ками и раб-дат-ми, кот. приходит на смену классовой борьбе. СП в дан. случае рассм-ся как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

По мнению сторонников дан. точки  зрения наемные раб-ки и раб-датели представляют стороны одного целого. Они не м. существовать друг без друга. И если даже м/у ними возникают  конфликты, то в интересах обеих сторон найти действенные способы их своеврем-го и эф-го разреш-ия.

Второе. СП – это способ согласования противоположных интересов, м-д реш-ия соц-экон. проблем и регулир-ия конфликтов м/у классом наемных раб-ков  и классом собственников. В этом случае СП представляет способ смягчения классовых противоречий, усл-ие полит-ой стабильности и соц-го перемирия в обществе.

По мнению разделяющих вторую точку  зрения, несовпадение интересов наемных  раб-ков и раб-дат-ей прояв-ся ежеминутно, ежечасно, не говоря уже о более отдаленной перспективе. В таком понимании СП – это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противоположных по содержанию интересов наемных раб-ков и раб-дат-ей. Поэтому переговорный пр-сс не м. не б. не конфликтным. Достичь же рав-ва м. только при усл-ии относит-го рав-ва сторон.

Выявления двух противоположных точек  зрения относительно существа СП яв-ся очень важным, т.к. разному пониманию  сущности СП соответствуют и разные представления о его содерж-и и мех-ме.

Согласование наемных раб-ков и раб-дат-ей в сфере соц-труд. отн-ий осуществляется путем переговоров и завершается заключением кол-х дог-ров и соглашений. Кол-но-дог-рное регулир-ие соц-труд. отн-ий яв-ся неотъемлемой хар-ристикой с-мы СП незав-мо от понимания его существа. Однако различные представления о сущности СП находят проявление в содержании кол-х дог-ров.

Любой кол-ый дог-р, в конечное счете, фиксирует договоренность сторон по след. вопросам:

  • размер з/п и других ден-х выплат;
  • мех-м регулирования з/п исходя из роста цен (индексация з/п и доходов);
  • с-ма ден-х компенсаций за р-ту в ночн. вр. или праздничные дни;
  • занятость и переквалификация;
  • продолжит-ть раб. дня и раб. недели;
  • длит-ть оплачиваемого отпуска;
  • усл-ия тр. и охрана тр.;
  • осн. обязанности сторон (адм-ции и раб-ков);
  • контроль за выполнением кол-го дог-ра.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"