Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

КсР Эволюция отношений собственности в РБ.docx

— 158.18 Кб (Скачать файл)

Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об  изъятии и предоставлении земельных  участков», который регулирует отношения в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, определения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков;

Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», который регламентирует вопросы заключения инвестиционных договоров, предоставления льгот и преференций инвестору;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации», принятый в целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;

Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении  программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы», в соответствии с которым предусмотрено внедрение формирования полноценной конкурентной среды и механизмов государственно-частного партнерства в сферах экономики;

Указ Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 «О государственной программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы», которым в качестве основной задачи развития агропромышленного комплекса определено развитие государственно-частного партнерства.

Таким образом, на законодательном  уровне в республике отражены аспекты эволюционного развития отношений собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь

  на предстоящий период

 

Основными ориентирами институциональных  преобразований должны быть национальные интересы: человек и  его права, возможность быть здоровым и трудиться, получить образование, заниматься предпринимательством; повышение эффективности управления; интеграционные процессы, которые позволят стране занять достойное место в мировом рыночном хозяйстве; новая региональная политика. Развитие рыночных отношений должно органично встраиваться в систему этих ориентиров и способствовать решению задач повышения уровня жизни людей, модернизации производства, обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Целью государственной политики в сфере  реформирования отношений собственности  является кардинальное повышение эффективности  работы предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. Ее достижение предполагает эффективное использование максимального количества объектов государственной собственности и оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками имущества; формирование и развитие фондового рынка, в том числе рынка корпоративных ценных бумаг; обеспечение поступлений средств от использования государственного имущества в республиканский и местный бюджеты.

Важнейшими  стратегическими направлениями  реформирования отношений собственности являются развитие многоукладной экономики и конкурентной среды; совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающие надежную защиту прав собственности при отсутствии социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.

Реструктуризация отношений  собственности является основой  структурных преобразований, инструментом формирования рыночных институтов и отношений, что предопределяет ее ключевое значение для экономического роста и технологического прогресса страны.

Экономический механизм реструктуризации отношений собственности – инструмент распределения и присвоения элементов материального богатства общества между различными субъектами экономической деятельности. Изменение принадлежности функций собственности приводит к изменению структуры имущественных отношений между государством, коллективами, личностями, формируя частные формы присвоения [16, с.2].

С этих позиций реструктуризация выступает инструментом обобществления капиталов в разнообразных организационно-правовых формах предприятий; позволяет осуществлять целенаправленное привлечение инвестиций, как под конкретный инвестиционный проект, так и в рамках преобразования государственных унитарных предприятий. Особую актуальность эта задача имеет при восстановлении платежеспособности неэффективных субъектов хозяйствования, а также при принятии решения об изменении форм собственности социально-экономически значимых предприятий республики.

В этом процессе государству, как специфическому субъекту, выполняющему регулирующие функции макроэкономическими процессами, принадлежит инициативная и координирующая роль. При этом вопросы, связанные с приоритетными направлениями реструктуризации для национальной экономики выходят на первый план. Эпоха глобализации актуализирует данный вопрос не только с позиции необходимости выхода на внешние рынки, развития товаров с высокой добавленной стоимостью и наукоемких производств. В первую очередь требуется сосредоточить усилия на решении вопроса о концентрации капитала, чтобы иметь реальные основания для осуществления модернизации производств. Во-вторых, декларируемая в настоящее время тенденция смещения центра тяжести хозяйственной власти от правительства к частному сектору не означает отказа от создания преференциального режима экономической деятельности для развития отдельных производств и видов деятельности высокотехнологичных отраслей. Как свидетельствует современная мировая практика, в качестве ключевого направления развития промышленной политики преобладают формы протекционистского предпочтения национальных производителей. Это проявляется в том, что в своем движении национальный капитал опирается на государственную поддержку институционального характера; на внешнем рынке национальные государства превращаются в ключевой субъект, владеющий национальным и транснациональным бизнесом.

Защита национальных интересов  требует определения сферы применения и объектов.

Так, соответствии с основными  принципами экономической модели развития, социально-экономическая значимость предприятий для национальной экономики выступает основным среди экзогенных (внешних) факторов при принятии решения о реструктуризации, как отражающий интересы экономической безопасности страны.

В соответствии с мировым  опытом, выделение социально значимых предприятий предполагает эффективное государственное управление ими в рамках целенаправленной промышленной политики, а меры по предотвращению неплатежеспособности носят превентивный характер. Учитывая проблему ограниченности финансовых ресурсов целесообразно применение селективного подхода с целью сосредоточения усилий на приоритетных направлениях развития производств с высокой добавленной стоимостью.

Селективный подход в рамках государственного управления предполагает возможность формирования оптимальной структуры промышленного комплекса, обеспечивающей экономический рост за счет стратегической адаптации и организационного обновление жизнеспособных предприятий, оздоровления неэффективных производств посредством применения различных способов отчуждения и доверительного управления имущества (акций). Это позволяет комбинировать привлечение частных и государственных средств в различных организационно-правовых формах обобществления капиталов.

Для этого необходимо определить те из предприятий промышленного  комплекса Республики Беларусь, которые в первую очередь подлежат изменению структуры отношений собственности как требующие привлечения стратегических инвесторов. Следует также выделить те из них, где государство должно взять на себя инициативу в рамках частно-государственного партнерства, а возможно и выступить инвестором по отдельным проектам модернизации предприятий.

Таким образом, в качестве первого и основного стратегического  шага в реализации структурных преобразований необходимо выделить следующие группы предприятий [16, с.5]:

- приоритетные предприятия промышленного комплекса страны,

- стратегически и социально-экономически значимые предприятия;

- предприятия, не относящиеся к указанным группам.

К ним применимы различные  способы и меры государственного воздействия, предопределенные долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь (таблица 4).

Для стратегически и социально-экономически значимых промышленных предприятий определение инструментов стимулирования должно осуществляться исходя из следующих целевых установок:

- поддержание системообразующих  производств, включая сохранение  и развитие элементов научно-технической деятельности (в рамках целевых программ), критически важных для эффективного развития промышленности в долгосрочной перспективе, а также временно невостребованных в настоящее время;

- обеспечение платежеспособного  спроса с участием государства  как организатора формирования потребительского рынка промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках (стран Содружества Независимых Государств, Единого таможенного союза, дальнего зарубежья).

 

Таблица 4 - Способы реструктуризации отношений собственности

Методы реструктуризации отношений собственности

Виды реструктуризации отношений  собственности

отчуждение

доверительное управление имуществом

Возмездные методы (платные)

- продажа предприятия (долей;  акций; имущественного комплекса) конкретному покупателю;

- продажа с аукциона;

- продажа по конкурсу;

- мена

- аренда с правом выкупа

- финансовый лизинг

- концессия

- доверительное управление акциями

Безвозмездные методы

- реституция;

- безвозмездная передача

- инсайдерский контроль

- менеджерское управление


 

В связи с этим для повышения эффективности управления и распоряжения государственным имуществом необходимо:

- рационализировать состав и структуру государственного сектора, сделать его более компактным и управляемым; устранить распыление государственной собственности и владение незначительных по величине пакетов акций. Сокращение расходов на управление мелкими пакетами акций позволит более эффективно контролировать крупные пакеты государственной акционерной собственности;

- осуществлять внутрифирменное планирование финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ в соответствии с целями, поставленными учредителями в тех из них, где преобладает государственное участие;

- планировать финансово-хозяйственную деятельность субъектов государственного сектора только в отношении унитарных государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного и оперативного ведения.

Важно, что среди предприятий  из разряда значимых часть может  быть отнесена (в соответствии с выбранными приоритетными направлениями и уровнем технологического уклада) к приоритетным.

Приоритетные предприятия  промышленного комплекса страны с позиций осуществления реструктуризации отношений собственности должны обеспечить непрерывное наращивание технологических и организационных нововведений, обеспечивающих трансформацию организационной структуры и движения капитала в направлении развития прогрессивного производства.

Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы предусматривают сохранение в собственности государства контрольных пакетов акций в стратегически значимых отраслях, а в отношении крупных имущественных комплексов предполагается использовать концепцию длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов.

Учитывая это, формирование организационно-правовых структур корпоративного типа должно стать одним из приоритетов государственной политики в отношении потенциально привлекательных промышленных предприятий и объединений.

Для инновационного предпринимательства, формирующегося и развивающегося в форме партнерских отношений между государством и частным бизнесом в рамках корпоративных структур, а также для стимулирования развития «точек роста» принципиально важна государственная поддержка. Меры государственной поддержки, c одной стороны должны быть направлены на совершенствование законодательной базы, которая предоставит широкому кругу инвесторов возможность осуществлять прямые инвестиции в уставный капитал научных и инновационных предприятий. Другая группа мер должна стимулировать инвестиции путем предоставления налоговых льгот. Это позволит не только своевременно использовать научные исследования, но и предопределит гарантии их реализации в новых изделиях, технологических процессах.

По направленности формы  государственной поддержки можно  условно классифицировать следующим образом: налоговая (фискальная) поддержка; гарантии; бюджетные ассигнования; стимулирующая правовая база.

Для предприятий, не обладающих стратегической, социально-экономической значимостью и не относящихся к разряду приоритетных реструктуризация отношений собственности связана с оценкой экономической эффективности хозяйственной деятельности на основе критериев неплатежеспособности. Данный подход позволяет ранжировать предприятия по уровню финансовой устойчивости: платежеспособные, неплатежеспособные, устойчиво неплатежеспособные (потенциальные банкроты).

К ним применяются различные  формы и методы реструктуризации в рамках досудебных (внесудебных) и судебных процедур, действует система специальных мер, направленных на восстановление платежеспособности объекта, что позволяет привлечь дополнительные средства для модернизации производства.

В отношении устойчиво  неплатежеспособных предприятий (потенциальных банкротов) реструктуризация отношений собственности осуществляется в рамках судебных процедур конкурсного производства - санации или ликвидации предприятий.

Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь