Экономика на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Основу любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Выпуская продукцию, выполняя работы и услуги, именно предприятия создают основу для потребления и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, производящим продукцию, выполняющим работы и оказывающим услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

готова.docx

— 118.15 Кб (Скачать файл)

Специализация и концентрация оказывают  существенное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства. Исследования, проведенные многими учеными, свидетельствуют о том, что углубление специализации и усиление концентрации производства до определенного (оптимального) уровня способствуют повышению его эффективности.

Экономическая эффективность специализации  и концентрации сельскохозяйственного  производства характеризуется системой показателей, основные из которых —  урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, стоимость валовой продукции  в расчете на 100га сельхозугодий, одного работника и 1 руб. основных производственных фондов, трудоемкость и себестоимость  единицы основных видов продукции, прибыль от реализации продукции, уровень  рентабельности.

Более высокая экономическая эффективность  сельскохозяйственного производства на специализированных и крупных  предприятиях достигается за счет применения интенсивных и ресурсосберегающих технологий, комплексной механизации производства, прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также рационального использования имеющихся производственных ресурсов (земли, техники, рабочей силы и др.).    В развитии специализации возникает противоречие между увеличением и обновлением номенклатуры продукции, с одной стороны, и медленным ростом числа подетально и технологически специализированных предприятий - с другой. Например, машиностроение уже выпускает сотни тысяч различных машин, приборов и т.п. К тому же число деталей в машинах с каждым годом растет. Преодолеть это противоречие должна детальная специализация на основе унификации изделий, их частей и расширения применяемости одинаковых деталей в самых различных изделиях, а в условиях становления рыночной экономики - развитие малых предприятий, выполняющих эти работы.         Под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции. Производственное кооперирование - неизбежное следствие специализации отраслей и предприятий на изготовление отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудование, других изделий и продуктов.    Процессы кооперирования - это поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих готовую продукцию или же продолжающих формировать полуфабрикат. Поставщик должен выполнять определенные требования данного потребителя.          Различают кооперирование по отраслевому и территориальному принципам.           Кооперирование по отраслевому принципу делится на внутриотраслевое, а по территориальному - на внутрирайонное и межрайонное.          Внутрирайонное кооперирование способствует комплексному развитию хозяйства в отдельных районах и является важным условием лучшего пользования местных ресурсов и производственных возможностей. Однако по многим изделиям промышленности кооперирование в рамках одного экономического района не всегда позволяет рационально использовать производственные мощности предприятий. В этих случаях целесообразно организовать межрайонное кооперирование.    Наиболее широко распространенно кооперирование в машиностроении, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности.         Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:            · удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;            · удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции.     · количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно - плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность организационно - плановых мероприятий проявляется главным образом в снижении себестоимости вследствие повышения производительности труда и уменьшения условно - постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная часть экономического эффекта от специализации - следствие повышения технического уровня производства и качество продукции. Оба эти направления повышения эффективности производства действуют одновременно.         Комбинирование - одна из форм обобществления производства, заключающаяся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств одной или нескольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия - комбината.      Признаками комбинирования являются: объединение разнородных производств; пропорциональность между ними; технико-экономическое единство между этими производствами; производственное единство, заключающее в том, что все части комбината чаще всего располагаются на одной территории и связаны между собой общими коммуникациями; единое энергетическое хозяйство и общие вспомогательные и обслуживающие производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация и  эффективность  экономической  деятельности

 

5.1 Экономическая эффективность производства

 

 

Результативность любого предприятия определяется степенью удовлетворения экономических интересов  тех, кто принимает участие в  этом процессе или, так или иначе, связан с ним (собственники предприятия, государство, инвесторы, работники).

Экономический результат  – итог деятельности предприятия. В  зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта он может быть выражен показателями: валовой национальный продукт, национальный доход, прибыль, валовой доход от продажи товаров и т.д. Основным показателем безубыточной деятельности предприятия является прибыль.

Прибыль - это часть чистого  дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли. Количественно  она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прежде чем начать анализ результатов деятельности предприятия  необходимо отразить его специализацию.

Обобщающим  показателем, характеризующим  уровень специализации  и позволяющим  проследить тенденцию  или оценить проектные  решения, является коэффициент  специализации сельскохозяйственного  предприятия. Рассчитывают коэффициент специализации  по формуле:

, где  

Ут- доля отдельных отраслей в товарной продукции;

n – порядковый номер отрасли по доле каждого вида продукции в ранжированном ряду.

или

, где 

ТП1 – стоимость товарной продукции ведущих отраслей;

ТП  – стоимость всей товарной продукции.

Если  коэффициент меньше 0,2, уровень ее низкий, от 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 – высокий, выше 0,6 – очень  высокий (углубленная  специализация).

Успешная  работа предприятия  определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль, в  которой заинтересованы как собственники предприятия, так  и государство.

Увеличение выручки от реализации за последние 5 лет свидетельствует  о том, что предприятие больший  доход получает от основной деятельности.

Так же увеличение показателей  по общим расходам и затратам на производство и сбыт продукции –  в целом отрицательная тенденция, если при увеличении расходов не увеличивается  объем выручки от продажи за счет увеличения качества продукции, выраженного  в увеличении цены. Рост убытков  от продаж свидетельствует об увеличении издержек производства и обращения.

Снижение прибыли говорит  о угрозе банкротства. Следует отметить снижение общего экономического результата. Уменьшение чистой прибыли произошло  за счет повышения удельного веса общих расходов в доходах и  поступлениях и прочих расходов.         Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности и связанных с образованием, распределением и использованием собственного капитала и денежных фондов. финансы на предприятиях реального сектора непосредственно связаны с производством и отражают состояние экономики. Основанием для функционирования финансов предприятий в рыночной экономике служат: предпринимательская деятельность,  самофинансирование, рыночное ценообразование, рынок капитала и труда, формирующееся рыночное законодательство.

Необходимо  провести диагностику  потенциала развития предприятия, а именно, финансового потенциала, так как экономическая  эффективность зависит  от того настолько  целесообразно и  эффективно предприятие  использует свои финансовые средства, как оно  ими распоряжается.

Таблица  13

Оценка  финансово-экономической  деятельности предприятия  ЗАО «Марийское»

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Тр (+/-) 09/07г

Выручка, тыс. руб.

694900

711026

750987

+56087

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

588810

642751

655856

+67046

Валовая прибыль, тыс. руб.

106090

68275

95131

-10959

Коммерческие  расходы, тыс. руб.

42582

40836

39229

-3353

Управленческие  расходы, тыс. руб.

48993

49386

49033

-40

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

14245

21947

6869

-7376

Операционные  доходы, тыс. руб.

19016

62009

53465

+34449

Внереализационные расходы, тыс. руб.

18959

21632

20525

+1566

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

5182

596

    12274

+7092

Чистая  прибыль, тыс. руб.

     5181

     596

    12274

+7093

Рентабельность  основной деятельности предприятия, %

0,7

0,084

1,6

       +0,9

Рентабельность  предприятия в целом, %

     0,01

    0,001

     0,02

       0,01


 

 

 

Вывод: Анализ данной таблицы показал, что на протяжении всего времени с 2007 г. - 2009 г. происходит рост выручки, и себестоимости в соответствии с этим меняется прибыль и рентабельность. Это говорит об увеличении объемов производства и продаж продукции.

Рост прибыли (убытка) от продаж , говорит о снижении издержек , это является благоприятной тенденцией, отсюда и  повышается доходность продаж.             При производстве сельскохозяйственной продукции затрачивается живой и прошлый (овеществленный) труд; эти затраты и образуют издержки производства.            Различают общественные и индивидуальные издержки производства; первые характеризуют затраты, которые общество признает необходимыми, вторые - фактические затраты конкретного предприятия. В рыночной экономике величину общественных издержек (составляющих стоимость продукции) определяет рынок чрез механизм конкуренции.

Некоторые факторы производства используются предприятием постоянно независимо от объема производства и даже при  его временном прекращении. Соответствующие  издержки, не зависящие от объемов  производства, называют постоянными. К ним относятся, в частности, амортизация основных средств, затраты по организации производства и управлению, арендная плата, страховые платежи и некоторые другие. Напротив, величина переменных издержек изменяется более или менее пропорционально объему производимой продукции. К ним относятся затраты на оплату труда основных работников, стоимость сырья и материалов, кормов, удобрений, средств защиты растений, топлива, электроэнергии и т. д. Когда производство приостанавливается, переменные издержки сокращаются почти до нуля, в то время как постоянные издержки остаются на прежнем уровне.

Постоянные издержки большей частью связаны с использованием основных фондов, а переменные – оборотных.

 

 

 

Таблица 14

 

Динамика структуры  затрат на производство продукции                               ЗАО «Марийское»

 

 

Элемент затрат

             Значение показателя по годам

2007

2008

2009

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

Материальные затраты

612319

78,2

648662

76,5

595092

75,1

Затраты на оплату труда

114912

14,6

127191

15

120053

15,1

Отчисления на социальные нужды

23902

3,05

26456

3,1

24971

3,15

Амортизация

22333

2,8

26806

3,16

37666

4,7

Прочие  затраты

9489

1,2

18429

2,1

14314

1,8

Итого затрат на производство

782955

100

847544

100

792096

100


 

Вывод: На 2009 год наибольший удельный вес в структуре затрат принадлежит материальным затратам, наименьший – отчисления на социальные нужды и прочие затраты. Увеличились затраты на оплату труда на 0,5%. Доля амортизации увеличилась по сравнению с 2007г на 1,9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

В настоящее время ЗАО “Марийское” – многоотраслевое сельскохозяйственное предприятие по производству и переработке мяса цыплят-бройлеров, молока, мяса КРС и зерна, крупнейшее хозяйство в Республике Марий Эл Основная отрасль – птицеводство, развивается по двум направлениям: выращивание родительского стада кур для производства инкубационных яиц и интенсивный откорм цыплят-бройлеров.

За  рассмотренный период объемы продаж росли. Большая часть продукции, реализованной предприятием, приходится на животноводческую продукцию. При этом повышается доля выпускаемых яиц.     Заметно происходит изменение в валовой продукции растениеводства, судя по темпам роста можно сказать, что производства с каждый годом заметно снижается, анализируя темпы роста производства зерна можно сказать, что идет снижение, за исключением 2008 года.

Можно отметить, что показатели финансовой деятельности предприятия, показывают то, как работают ресурсы предприятия. Многие из них говорят об экономической  выгоде производства продукции, как  животноводческой, так и растениеводческой.

Анализ финансового состояния предприятия и оценка его потенциала говорит об общем улучшении состояния предприятия.

Значение  прибыли для предприятия  огромно в условиях рыночной экономики. Во-первых, потому, что  предприятия находятся  в условиях самофинансирования и от размера прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности зависит, не только техническое  и социальное развитие предприятия, но и  сама возможность  его дальнейшего  функционирования на рынке. Во-вторых, прибыль  как финансовый результат  хозяйственной деятельности проявляет свою стимулирующую  роль в деятельности предприятия.

Содержание  прибыли состоит  в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом  и основным элементом  финансовых ресурсов предприятия.

Основными показателями, которые  используются при  анализе прибыли  торговыми предприятиями, являются: балансовая прибыль, прибыль  от реализации, чистая прибыль.

Выявление путей увеличения прибыли на предприятии  торговли сводится к  выявлению путей  увеличения прибыли  от реализации. Наиболее реальными путями увеличения прибыли  торгового предприятия  являются: увеличение товарооборота в  натуральном выражении, ускорение оборачиваемости  оборотных средств, снижение величины издержек обращения, за счет увеличения цен.

Информация о работе Экономика на предприятии