Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования транспортной отрасли.
Задачами курсовой работы является:
- теоретический анализ задач регулирования транспортной деятельности;
- исследование основных принципов государственного регулирования транспортной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 Зарубежный опыт функционирования автотранспортной отрасли
1.1 Проблемы функционирования автотранспортных предприятий в современных условиях
1.2 Международный союз автомобильного транспорта
2 Экономика транспортной системы Российской Федерации
2.1 Состояние транспортной системы России
2.2 Железнодорожный транспорт
2.3 Морской транспорт
2.4 Речной транспорт
2.5 Трубопроводный транспорт
2.6 Автомобильный транспорт
2.7 Воздушный транспорт
2.8 Промышленный транспорт
2.9 Общественный транспорт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зарубежный опыт реформ на пассажирском автомобильном транспорте в целом позволяет их классифицировать по следующим признакам:
1) сохранение государственного
регулирования тарифов с
2) отмена регулирования тарифов;
3) сохранение субсидий
для отдельных неприбыльных
На практике могут применяться различные сочетания указанных типов реформирования. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть опыт Великобритании, где органично сочетаются все три типа реформировании пассажирского автомобильного транспорта общего пользования.
Великобритания раньше других европейских государств приступила к приватизации общественного транспорта.
Применение частнопредпринимательских подходов к финансированию транспортных предприятий началось в 80-е годы XX века с продажи аэропортов частным операторам. Особая активность в этом направлении наблюдалась после 1992 г., когда правительство приняло новую доктрину управления государственной собственностью под названием «Инициатива частного финансирования» (Private Finance Initiative - PFI).
К этому периоду относится приватизация предприятий железнодорожного и автобусного транспорта, для которой характерна сложная, институционально разветвленная система льгот и пособий для многочисленных категорий граждан, а также субсидий для частных компаний, оказывающих населению услуги общественного транспорта [12].
Все автобусы и автобусные парки страны - частные. Кроме того, многие аспекты деятельности отрасли вообще не регулируются государством. Особенно это касается автобусного сообщения за пределами Лондона - в графствах, округах, городах.
В целом в Великобритании имеются две принципиально различные системы работы автобусного транспорта:
В соответствии с лондонской моделью компании-операторы участвуют в тендерах на обслуживание определенных маршрутов. Победители заключают с соответствующими транспортными органами договоры, в которых фиксируются все условия обслуживания пассажиров: маршруты, расписание, цены проезда, категории транспортных средств и прочее.
Контракты заключаются на конкурсной основе с одним оператором на каждый маршрут. Побеждает тот, кто предлагает контракт с минимальной ценой. Согласно положению о таком типе договорных отношений, оператор собирает плату за проезд, передает ее компании «Автобусы Лондона» (London Buses), которая является структурным подразделением управления «Транспорт для Лондона» при правительстве Большого Лондона, и получает по контракту вознаграждение за оказание услуги. Поступление наличности при покупке пассажирами билетов фиксируется электронными картами автоматов по продаже билетов. При этом компания «Автобусы Лондона» оставляет за собой контрольную функцию [12].
В результате активного реформирования пассажирского транспорта и изменения структуры собственности на автобусные парки на рынке автобусных перевозок Лондона установилась олигополия, представленная несколькими крупными национальными и транснациональными компаниями. Лишь немногие наименее прибыльные маршруты обслуживаются малыми независимыми операторами.
Модель «свободного доступа» строится на более либеральных подходах: свободе установления операторами стоимости проезда, самостоятельности выбора ими маршрутов и интервалов движения, уведомительной регистрации маршрутов. В результате на одном и том же маршруте могут конкурировать между собой несколько операторов, чего нет в лондонской модели [13].
Все автобусные компании, работающие вне Лондона, - частные. Они выполняют работы на коммерческих и социальных маршрутах. При этом на обслуживание социально значимых маршрутов объявляется тендер с предоставлением субсидий из бюджета.
Коммерческое сообщение не субсидируется государством даже в случае возникновения дефицита финансовой деятельности оператора. Однако и на субсидируемых, и на коммерческих маршрутах операторы получают компенсацию за обслуживание льготных категорий пассажиров, которая предоставляется государством для возмещения расходов по перевозке престарелых граждан, школьников и т.д.
Кроме того, государство на всех маршрутах компенсирует владельцам автобусов значительную часть налога на топливо. Размер возмещения составляет в среднем 80 % розничной цены дизельного топлива [12].
В результате либерализации общественного транспорта билеты на автобусы вне Лондона за последние 10 лет подорожали на 21 % в постоянных ценах, тогда как в Лондоне стоимость проезда практически не изменилась и осталась на уровне начала 90-х годов. Это связано в первую очередь с тем, что лондонская модель предполагает жесткое регулирование и исключает конкуренцию на маршрутах [12].
Таким образом, государство и местные органы власти Великобритании оказывают финансовую помощь операторам общественного автобусного транспорта в трех основных формах:
- возмещение льготного
проезда определенных
- субсидирование льготных маршрутов;
- возмещение части налога на топливо.
В совокупности они покрывают примерно 40 % общих издержек производства автобусных компаний.
Анализ опыта Великобритании свидетельствует о том, что главная проблема разгосударствления общественного транспорта состоит в потенциально возможной потере эффекта системности, который присущ функционированию общественного транспорта как единого интегрированного комплекса.
Примерами сохранения государственной собственности на предприятия общественного транспорта и преобладания государственного сектора по сравнению с частными операторами являются США, Венгрия и Китайская Народная Республика.
Практически единственный источник финансирования федеральной транспортной программы Соединенных Штатов Америки - налог на топливо. В то же время наблюдается тенденция сокращения федерального финансирования общественного транспорта. В настоящее время в США новые инфраструктурные проекты финансируются на 80 процентов из федерального бюджета и на 20 - из бюджета штатов.
В крупных городах США и Европы основные транспортные компании перешли в государственную собственность еще в конце 60-х годов, и доля субсидий составляет в настоящее время в США 60 %, а во многих европейских странах - более 50 % суммарных расходов транспортных компаний.
В Венгрии автобусные перевозки по своему статусу и форме собственности являются муниципальными. Частный сектор занимается только таксомоторными перевозками [14].
С введением рыночных отношений в социалистическую практику Китайской Народной Республики городские автобусные перевозки осуществляются как государственными и муниципальными пассажирскими предприятиями, так и частными компаниями, цены на услуги которых фиксированные, а деятельность подвергается полному контролю со стороны ответствующих государственных служб в части утверждения маршрутов, лицензирования перевозок, осуществления финансового контроля, безопасности дорожного движения. Сравнительно невысокие цены за услуги перевозки пассажиров, оказываемые государственными автотранспортными предприятиями, обусловлены дотациями из государственного бюджета [15].
Зарубежные компании могут организовывать в сегменте пассажирского автотранспорта совместные предприятия с китайскими фирмами при условии, что хотя бы один инвестор имеет пятилетний опыт работы в области пассажирских автоперевозок в Китайской Народной Республике. При этом доля иностранных инвестиций не должна превышать 49 %. Кроме того, половина зарубежных инвестиций должна вкладываться в строительство транспортной инфраструктуры. Срок работы совместного предприятия в области пассажирских перевозок ограничивается 12 годами, однако если более 50 % инвестиций были использованы для создания инфраструктуры, то данный показатель увеличивается до 20 лет.
Проблема оптимального соотношения между государственным и частным сектором, государственным регулированием и рыночными механизмами на пассажирском транспорте пока не нашла в мире универсального удовлетворительного решения. В разных странах к решению этой проблемы подходят по-разному.
Опыт стран Западной Европы, осуществляющих социально ориентированное реформирование хозяйственного механизма ГПТ, направленное на рост объемов его услуг при активном государственном и местном регулировании, представляется наиболее интересным для использования в Российской Федерации при перестройке транспортной политики.
Анализ зарубежного опыта финансирования предприятий автомобильного транспорта общего пользования позволил выявить 4 тенденции финансирования в большинстве развитых стран мира:
1) уменьшение субсидий в реальных ценах, учитывающих инфляцию;
2) основные формы финансирования
- государственные и/или
3) распределение долей
эксплуатационных расходов ГПТ
по источникам их покрытия
определяется двумя основными
факторами: степенью социальной
ориентированности
4) снижения налогов с
предприятий ГПТ в силу
Путем оценки мирового опыта финансирования пассажирских предприятий автомобильного транспорта, можно выделить следующие основные моменты:
Во-первых, выгоды от реформ намного возрастают в тех случаях, если удается создать и поддерживать сильную конкуренцию. Только при наличии конкуренции приватизация действительно может сократить затраты и повысить качество обслуживания. Без поддержания конкуренции такие реформы могут вызвать ухудшение обслуживания, а также непредвиденный рост стоимости проезда и, как следствие, привести к избыточности автобусного парка.
Во-вторых, заключение контрактов на транспортное обслуживание на конкурсной основе в зарубежных странах является достаточно эффективным средством создания конкуренции.
В-третьих, хотя отмена регулирования тарифов сопряжена с риском резкого удорожания платы за проезд, сохранение регулирования может уменьшить эффективность реформ [16].
1.2 Международный союз автомобильного транспорта
На сегодняшний день в мире существует более 45 как правительственных, так и неправительственных организаций, занимающихся вопросами автомобильной отрасли. Среди них большое значение для развития международных автомобильных перевозок играет работа Международного союза автомобильного транспорта (The International Road and Transport Union (IRU)), основанного еще в 1948 году в целях защиты интересов представителей автотранспортной отрасли и организации международного сотрудничества в области грузового и пассажирского автотранспорта.
Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) – это всемирная организация, занимающаяся проблемами автотранспорта в 68 странах на 4 континентах мира. Штаб-квартира МСАТ располагается в Женеве (Швейцария). Имеются два представительства – в Брюсселе и Москве, которые проводят и координируют политику МСАТ соответственно в странах Европейского Союза и Содружества независимых государств.
МСАТ при поддержке входящих в него национальных автотранспортных ассоциаций, осуществляют широкий круг проектов по следующим основным направлениям:
1. Стимулирование развития
автомобильного транспорта
2. Создание и внедрение
образовательных программ для
транспортных операторов и
3. Продвижение идей устойчивого
развития в рамках
4. Противодействие всем
формам дискриминации
В России членом МСАТ является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая представляет интересы отрасли на национальном уровне. Аналогичные ассоциации имеются во всех странах СНГ, которые, в свою очередь, также являются членами IRU.
Членство в МСАТ не является обязательным, но предоставляет целый ряд привилегий своим членам. Практические услуги, необходимые автотранспортной отрасли, реализуются через систему книжек МДП (Carnet TIR), международным гарантом которой с 1953 года является IRU. Конвенция TIR – это система, которая позволяет грузовым автомобилям под таможенными печатями и пломбами, наложенными в месте отправления, пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза до прибытия в конечный пункт назначения. По сути, она представляет собой сложную гарантийную систему, позволяющую свести к минимуму расходы транспортных операторов и внешнеторговых организаций, обеспечивая при этом собираемость таможенных сборов. Сегодня к конвенции присоединились 55 стран мира. IRU производит, выдает и контролирует основной документ системы - книжки TIR (carnet TIR), которые после прохождения груза через все пограничные посты и его доставки получателю подлежат возврату в штаб-квартиру IRU для контроля [17].
Информация о работе Экономика транспортной системы Российской Федерации