Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия
1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО « ВЯТСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И
Курсовая работа по предмету
«Экономика пищевой промышленности»
Тема: «Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6 »
Выполнила:
Регистрационный номер:
Дата сдачи на проверку:
Оценка после защиты:
КИРОВ 2013г.
Содержание
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности [6].
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является заключение о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа. При этом единовременно развивается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса [9].
В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать деятельность, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Объектом исследования данной курсовой работы является магазин «Авоська».
Курсовая работа состоит из трех глав: первая глава посвящена теоретическим основам экономической оценки деятельности торгового предприятия, вторая глава посвящена организационно-экономической характеристике предприятия и выявлению ресурсного потенциала, третья глава посвящена экономической оценке деятельности торгового предприятия.
Главные цели данной работы - изучение
эффективности использования
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные
направления повышения
3) Охарактеризовать
4) Оценить обеспеченность
ресурсами, уровень их
5) Выявить финансовые результаты от реализации продукции.
В работе приводится характеристика предприятия, его структура, основные технико-экономические показатели, а также экономический анализ деятельности магазина «Авоська» и другие аспекты деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе рассчитанных отдельных показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия можно сделать более детальные выводы о финансовом положении и выявить резервы повышения эффективности деятельности, подготовить предложения по улучшению работы компании.
В последние годы в торговой отрасли производится 20-23% ВВП России. Для сравнения в топливно - энергетическом комплексе, например - 12-15%.
Ежегодные темпы роста
розничной торговли в России составляют
8-10%. Это гораздо более
России удалось удержать лидерство в рейтинге благодаря тому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников ранка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли – от 25-30% до 50-100%, что привлекает в этот сектор все новых участников [11].
За последние пять лет ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах [13].
Несмотря на то, что рыночная доля российских сетей розничной торговли ещё не достигла западного уровня. Сфера влияния ритейлеров значительно увеличилась: с 22,4 до 34 процентов.
По мнению аналитиков, Россия является одновременно самым крупным, самым быстрорастущим и самым инвестиционно привлекательным потребительским рынком Европы. На основании данных за 1 полугодие 2010 года и I полугодие 2011 темпы роста оборота розничной торговли продуктами питания, включая напитки и табачные изделия, составили 15%, а темпы роста оборота розничных сетей составили 24,9% [2].
С учётом доли сетей в 2010-2012 г. оборот розничной торговли продуктами питания, включая напитки и табачные изделия, среди продуктовых торговых сетей в 2012 г. составил 51,7 млрд. долл., по прогнозам аналитиков компании «Step by Step» оборот продуктовых торговых сетей в 2012 г. в РФ составил около 63,9 млрд. долл.
Также по прогнозам аналитиков данной компании доля сетей в розничной торговле ожидается к 2020 г. на уровне 70%. Доля малых предприятий, напротив, по прогнозам будет уменьшаться - до 22% в 2020 г [8].
На рисунке 1 отобразим прогноз развития форматов розничной торговли.
Рисунок 2 - Прогноз развития форматов розничной торговли до 2020 года
На рынке присутствует несколько форматов продуктового ритейла:
> Дискаунтер - (от англ. - скидка, делать скидку) - магазин самообслуживания, торгующий товарами повседневного спроса по сниженным ценам, без предоставления каких-либо дополнительных услуг;
> Супермаркет - магазин самообслуживания, торгующий продовольственными и сопутствующими непродовольственными товарами на единой торговой площадке, торговой площадью от 500-3000 м2;
> Гипермаркет - это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 4 000 м2;
> Саsh & саrу - это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом;
> Магазин у дома - (магазин «шаговой доступности») — небольшой магазин, предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих неподалеку покупателей. Зачастую расположен непосредственно в самом доме, на его первом или цокольном этаже [3].
Современные форматы продуктовых магазинов занимают около 75% в продуктовом товарообороте в центральной России, самым популярным фор-
матом из них являются супермаркеты. Их доля в товарообороте в среднем составляет 28%, доля дискаунтеров - 24%, гипермаркетов - 23% [11]. Схематически изобразим данные цифры на рисунке 2.
Рисунок 2 - Доля форматов в продуктовом ритейле
Столь бурное развитие продуктовых сетей в России аналитики связывают, прежде всего, с ростом экономики страны: высокие цены на неочищенную нефть и природный газ, основные экспортные товары, а также высокий спрос на них в стране. Растущая экономика поддерживается ростом уровня доходов и расходов россиян [3].
На 2011-начало 2012 г. крупнейшие игроки сетевого ритейла занимали около 13% рынка продуктовой розницы. Лидером по количеству магазинов является ОАО «Магнит» (на июль 2012 г. 4460 магазинов) в РФ. Компания Х5 Retail Group N.V. является лидером по общему объему выручки, она также занимает первое место по общему объему торговой площади. Это объясняется тем, что компания объединяет и активно развивает такие сети как «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка» и «Копейка».
Тенденции развития рынка розничных продуктовых сетей:
• Увеличение доли торговых сетей в общем объеме продуктовой розницы;
• Объединение различных торговых сетей для укрепления позиций отдельных игроков на рынке;
• Активное развитие региональных рынков.
Эксперты также утверждают, что российский ритейл, включая продуктовый, со временем переместится в Интернет. Это подтверждают прогнозы аналитиков крупных консалтинговых компаний.
По прогнозам, 2013 год будет переломным для российского рынка интернет-торговли. Поведение российских потребителей в он-лайне во многом повторяет действия покупателей на западных рынках, но со значительным отставанием, отмечают аналитики. Так, 48% пользователей в России сделали свои первые покупки в интернете только в последние два го-да [5].
Объем продаж на российском рынке в 2012 году увеличился до $12 млрд, составив 1,9% от $670 млрд, приходящихся на офлайн-розницу, оценивают эксперты. По сравнению с другими крупными рынками проникновение электронного ритейла в России пока еще слабо: к примеру, США и Великобритания достигли двухпроцентного проникновения онлайн-торговли [7].
На конкурентоспособность розничного торгового предприятия влияют множество факторов: удобство расположения, цены, ассортимент, качество предоставляемых услуг, уровень квалификации торгового персонала, применяемые технологии мерчандайзинга, отношения с поставщиками, снижение издержек и другие. Одни факторы можно воссоздать относительно легко, другие требуют длительного времени. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего, необходима покупательская лояльность, одним из элементов достижения которой является правильное позиционирование магазина в своем рыночном сегменте так, чтобы потребители знали, какие преимущества заключены в предложениях розничного торгового предприятия [12].
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнерам (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли [5].
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работника других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг) [10].
Прибыль измеряется суммой и уровнем.
Она является одним из важнейших
оценочных показателей, характеризующих
результат хозяйственной
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объем поставок товаров, снижением покупательного спроса.
Основными направлениями повышения доходности предприятия торговли могут быть следующие:
· увеличение объема товарооборота;
· совершенствование структуры оборота, расширение и обновление ассортимента товаров (продукции собственного производства и покупных товаров предприятий питания) в соответствии со спросом потребителей;
· поиск наиболее выгодных поставщиков
товаров, увеличение объема закупок
непосредственно у предприятий-