Экономическая эффективность деятельности предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы представить одну из методик оценки экономической эффективности ресторана. Объектом исследования стал московский ресторан «Anatoly Komm». Данный ресторан входит в сегмент элитных, дорогих (fine dining) ресторанов, рассчитан на обеспеченных посетителей.
Актуальность исследования определяется становлением рыночной экономики в стране, что в свою очередь требует перестройки форм и методов хозяйствования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая эффективность деятельности предпрятия общественного питания. 4
1.1. Ресторан как звено системы общественного питания. 4
1.2. Понятие экономической эффективности предприятия общественного питания. 6
1.3. Факторы, влияющие на экономическую эффективность предприятия. 12
1.4. Изучение экономической эффективности ресторана. 14
Глава 2. Анализ экономической эффективности предприятия общественного питания на примере ресторана «Anatoly Komm». 16
2.1. Характеристика ресторана «Anatoly Komm» 17
2.2. Анализ эффективности производственно – торговой деятельности предприятия. 18
2.3. Анализ эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия. 24
2.4. Анализ эффективности трудовой деятельности предприятия. 26
2.5. Обобщенная оценка экономической деятельности предприятия. 30
Заключение. 32
Список литературы. 34
Приложение Расчетные статистические таблицы. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность предприятия курсовая.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Переход  к рыночной  экономике  сопровождается  изменениями  в  деятельности  предприятий  общественного  питания.  Эти  изменения  связаны  с  углублением  финансовой  самостоятельности  предприятий,  совершенствованием  методов  хозяйствования,   появлением  новых  целевых  ориентиров,  направленных на повышение  эффективности  деятельности  предприятия.

Общественное  питание -   это обширная  сфера  бизнеса,  основу  которого  составляют  предприятия  питания, характеризующиеся разнообразием форм обслуживания и большим ассортиментом предлагаемой  продукции.  Один  из  типов  предприятия  общественного  питания  с  очень  широким  ассортиментом  блюд  сложного  приготовления и с большим  ассортиментом винно-водочных, табачных  и  кондитерских изделий  является  ресторан.

Ресторан - это учреждение, которое производит и предлагает клиентам питание с целью удовлетворения гастрономических потребностей. Экономической целью данного вида деятельности является получение прибыли, независимо от того, это  отдельно взятые рестораны в специально отведенных местах, или это  ресторанами, составляющими часть другого учреждения.

Залог выживаемости  и  основой  стабильного  положения  предприятия  общественного питания,  в  частности  ресторана  служит  его  экономическая  эффективность.  Она отражает состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Экономическая  эффективность ресторана  является  оценочным  показателем  результативности  его  деятельности.  Она  можно оценивать  различными  способами. Анализ  научно – экономической  литературы,  литературы  по  ресторанному  бизнесу позволили   выделить    показатели  экономической  эффективности  ресторана:

  • Прибыль  предприятия –   результативный (оценочный)  показатель;
  • Рентабельность предприятия -   основной  показатель.

Экономическую  эффективность  необходимо  изучать системно.  В  систему  ее  исследования, как  следует  из  анализа  литературы,   нужно  включить:

  • Эффективность производственно-торговой деятельности  предприятия;
  • Эффективность финансово -  хозяйственной  деятельности  предприятия;
  • Эффективность  трудовой  деятельности.

В  ходе  работы  над  данной  темой  были  использованы  работы  ведущих  авторов  в  области   экономики  общественного  питания,  научно -  популярная  литература  по  ресторанному  бизнесу,  а  также  различные  публикации  из  периодической  экономической  печати  и  печати  для  профессионалов  общественного  питания.

Цель  данной  работы  заключается  в  том,  чтобы  представить  одну  из  методик  оценки  экономической  эффективности  ресторана.  Объектом  исследования  стал  московский  ресторан  «Anatoly  Komm».  Данный  ресторан  входит  в сегмент  элитных,  дорогих (fine  dining)  ресторанов,  рассчитан на обеспеченных  посетителей. 

Актуальность  исследования  определяется  становлением  рыночной  экономики  в  стране,  что  в  свою  очередь  требует  перестройки  форм  и  методов  хозяйствования.

 

 

 

Глава 1. Экономическая  эффективность  деятельности  предприятия  общественного  питания.

 

    1. Ресторан как  звено системы общественного  питания.

 

Общественное  питание – это обширная сфера бизнеса,  основу которого составляют предприятия питания, характеризующиеся разнообразием форм обслуживания и большим ассортиментом предлагаемой продукции.

Основным документом, определяющим тип и класс предприятия, является ГОСТ Р 50 762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", согласно  которому  существует  пять  типов предприятий  общественного  питания:  ресторан,  бар,  кафе,  столовая,  закусочная.  Типы  предприятий  отличаются  друг от друга характерными особенностями  обслуживания,  ассортиментом  кулинарной продукции  и  номенклатурой предоставляемых  потребителям  услуг.

Ресторан в  нормативных  документах определяется как предприятие общественного  питания  с  очень широким ассортиментом  блюд сложного  приготовления,  с  большим  ассортиментом  винно-водочных,  табачных  и  кондитерских  изделий.  Также  в  ресторане должен обеспечиваться высокий уровень обслуживания  в  сочетании  с  организацией  отдыха  и  развлечения  посетителей.

При определении  типа  предприятия  кроме ассортимента  реализуемой  продукции  учитываются  следующие  факторы:

    • Техническую  оснащенность  предприятия,  его  материальную базу,  оборудование,  состав  помещений, архитектурно-планировочное  решение  интерьеров;
    • Методы и формы  обслуживания,  применяемые  на  предприятии;
    • Квалификацию  персонала;
    • Уровень  и  качество  обслуживания;
    • Номенклатуру  предоставляемых  услуг.

Рестораны по уровню обслуживания, материально – техническому оснащению и номенклатуре  предоставляемых услуг  подразделяются  на  три  класса – «люкс», высший и первый. Данную  классификацию  раньше  называли -  «наценочной  категорией».

Зарубежный аналог подобной классификации - это количество «звезд», присваиваемых тому или иному ресторану.  Звездность – это агрегированный показатель, выводимая на основании таких факторов, как местоположение, уровень цен, профессионализм обслуживания, количество официантов на определенное количество посадочных мест, наличие дополнительных сервисов - хорошей системы кондиционирования воздуха, наличия автостоянки и др.

Самый престижный знак отличия в ресторанном деле  - три звезды. Его присуждают гастрономические эксперты знаменитого путеводителя «Мишлен». Раз в полгода все трехзвездочные заведения подвергаются строжайшим проверкам и теряют свои звезды, если эксперты обнаружат малейшее отклонение от золотого стандарта высокой кухни.

В ресторанах потребителям  предлагается  самый  широкий  перечень  услуг:

    • заказы на проведение и обслуживание торжеств, банкетов и других ритуальных  мероприятий;
    • «кейтеринг»1 - доставка кулинарной продукции и обслуживание непосредственно на рабочих местах и на дому;
  • бронирование  столика по   телефону  или  при  личном  контакте;
    • информационно-консультативные  услуги,

а  также  повышенный  уровень обслуживания  в  сочетании  с  организованным  отдыхом.

Рынок  ресторанных  услуг  с  каждым  годом  растет  и развивается.  С  улучшением  благосостояния  населения  потребность  в  услугах  общественного  питания  повышается.  Вместе  с  тем  растет  и  конкуренция   между  предприятиями.  В этой  борьбе решающим  фактором  является качество обслуживания, которое  сможет  предложить потребителям  ресторан.

 

    1. Понятие  экономической  эффективности  предприятия общественного  питания.

 

Предприятия  всех  отраслей  национальной  экономики, в том числе и общественного  питания,  должны  обеспечивать достижение  максимальных  хозяйственных  результатов  при  оптимальном  экономическом  потенциале,  относительном сокращении издержек производства и обращения, высоком  качестве работы.

Залог выживаемости  и  основой  стабильного  положения  предприятия  общественного питания,  в  частности  ресторана  служит  его  экономическая  эффективность. 

Она отражает состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Таким  образом, экономическая  эффективность определяется  соизмерением  достигнутых   результатов  и  имеющихся  ресурсов или  производственных  затрат.

Экономическая  эффективность  ресторана  является  оценочным  показателем  результативности  его  деятельности. 

Как  следует  из  анализа  научно – экономической  литературы и   литературы  по  ресторанному  бизнесу показателями   экономической  эффективности  ресторана  являются:

  • Прибыль  предприятия;
  • Рентабельность предприятия.

Прибыль  предприятия является результативным (оценочным)  показателем.

Значение  прибыли  для  предприятия:

  • Прибыль  выступает  источником  финансовых  ресурсов;
  • Прибыль  служит источником образования  фондов  предприятия: накопления, потребления, развития  и  выступает фондообразующим  показателем, т.к. от  ее  величины  зависит размер  фондов  предприятия;
  • Прибыль – источник материального стимулирования трудового коллектива;
  • Прибыль  выступает источником образования имущества,  капитила;
  • Прибыль  является  источником  трудовых и социальных льгот для работников  предприятия.

Можно  выделить  две  функции,  которые  выполняет  прибыль  предприятия:

    • Оценочная -  учитывает эффективность использования ресурсов предприятия,  успех или  неудачу  в  бизнесе,  рост  или  снижение объемов  деятельности;
    • Стимулирующая – прибыль  источник экономического стимулирования деятельности  предприятия и его  работников.

Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны,  они  связаны  между  собой  и  выделить  чистое  их  содержание  достаточно сложно.

На  наш взгляд,  источниками образования прибыли  ресторана  являются:

  • Предпринимательская способность руководителя – ресторатора.  Его  умение правильно  определить постоянных  клиентов  ресторана,  а,  следовательно,  тип  заведения,  оптимально рассчитать  цены  меню и  использовать эффективные виды  рекламы;
  • Внедрение различных  инноваций – использование корпоративно информационных  систем в  работе  предприятия;
  • Способность  к  риску  и  стечение благоприятных обстоятельств.

В зависимости от метода исчисления в экономической теории и на практике различают следующие виды  прибыли:

    • экономическая прибыль - разность между валовыми доходами и экономическими издержками (явными и неявными);
    • бухгалтерская  прибыль – тождественна балансовой прибыли и прибыли от реализации продуктов общественного  питания;
    • прибыль от реализации продуктов собственного  производства и покупных товаров – разность из валового дохода отчислений в бюджетные фонды, акцизов и издержек. На  схеме 1  представлено образование этой прибыли. [8. C. 162]

Схема 1.


 


 
    
  


    





 

 

  • балансовая  прибыль -  к  прибыли от  реализации  прибавляются проценты к получению, вычитаются проценты к уплате, прибавляются доходы  от  участия в других организациях,  прибавляются сальдо прочих операционных доходов и расходов, а  также  прибавляется сальдо  внереализационных доходов и расходов;
  • Чистая  прибыль – разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятием из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доходы), экономическими  санкциями отчислениями.   На  схеме 2  показано  формирование  балансовой  и  чистой  прибыли  ресторана  [ 8. C. 163].

Схема 2.


  


            


    

    

   

   

   

   

   

   

    

   

   

   

   

   

   

   

  • Прибыль,  облагаемая  налогом – прибыль,  подлежащая налогообложению  по  установленной  ставке;
  • Номинальная  прибыль – характеризует  фактически полученный  ее  размер;
  • Реальная  прибыль – это  номинальная  прибыль,  скорректированная с  учетом  инфляции.

Наличие  прибыли  еще  не  означает,  что  предприятие работает  эффективно.  Многие рестораны, получившие одинаковую  сумму  прибыли,  имеют различные объемы  товарооборота,  разные  издержки  и  ресурсы.  Поэтому  для  оценки  экономической  эффективности  используется   основной  показатель – рентабельность.

Рентабельность – характеризует процентное  отношение  суммы  прибыли  к  одному  из  показателей  и  отражает  взаимосвязь прибыли  с  другими  показателями.  При  расчете  рентабельности  используется  как балансовая,  так  и  чистая  прибыль  предприятия.

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия общественного питания