Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа
Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.
Введение
1. Возникновение экономического кризиса
1.1 Экономические циклы
1.2 Экономические кризисы за рубежом
1.3 Особенности экономического кризиса в России
2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России
2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение
2.2 Реформа банковского сектора
2.3 Модернизация автомобильной промышленности
3. Выводы и предложения
3.1 Выводы
3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния
3.2.1 Банковская система
3.2.2 Модернизация экономики
3.2.3 Автомобильная промышленность
Список используемой литературы
Последние годы показали: в России даже в эпоху нефтяных сверхдоходов недостаточно внутренних источников инвестиций. Масштаб иностранных кредитов — тому свидетельство. Финансовая система страны оставляет желать лучшего. Суммарные активы российских банков на 1 января 2008 г. составляли 20,2 трлн руб., или $775 млрд по тогдашнему курсу; это соответствует активам испанского Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA, занимающего лишь 30-ю строчку в списке крупнейших банков мира. Изменить ситуацию в ближайшие годы не удастся — и потому привлечение прямых иностранных инвестиций должно стать абсолютным приоритетом. История показывает: в странах Юго-Восточной Азии и Китае в первые 20 лет после начала ускоренной индустриализации средний темп прироста прямых иностранных инвестиций превышал темп прироста ВВП в 3,1 раза. Помимо тех льгот, которые описаны выше для инвесторов, иностранные предприниматели должны получать дополнительные послабления, прежде всего — освобождение от налога на прибыль до момента окупаемости инвестиций в основной капитал (особенно это важно для производств, создаваемых в тех секторах, в которых Россия либо безнадежно отстала, либо вообще не представлена — например, в производстве средств мобильной связи, компьютерной и оргтехники, микросхем, бытовой техники и лекарственных средств). Условием предоставления особого налогового режима служило бы соблюдение графика увеличения доли российского сырья и компонентов в производимой продукции (индекс локализации производства).[17]
Важнейшим фактором
позитивного влияния
Следует также упростить многие бюрократические схемы. Ввести уведомительный принцип регистрации предприятий через почту или Интернет, сведя к минимуму личное общение предпринимателей с чиновниками. Устранить возможность пересмотра начисления налоговых платежей, уплаченных более чем три года назад. Исключить из Земельного кодекса принцип деления земель на категории, усложняющий введение земель в оборот и провоцирующий коррупцию. Фундаментальным принципом должно стать недопущение пересмотра норм регулирования бизнеса в сторону их ужесточения.[20]
Российской власти следует сильно измениться для того, чтобы соответствовать целям модернизации. Важнейшей функцией российского "государства развития" должно стать его участие в развитии отечественной инфраструктуры. За последние десять лет Россия вышла в лидеры среди развитых стран по обеспеченности мобильной телефонной связью (128 аппаратов на 100 человек против 92,3 в США и 104,3 в ЕС) и резко нарастила распространенность Интернета (с 44 пользователей на 1 тыс жителей в 2000 г. до 236 в 2008-м), но ее позиции в тех сферах, за которые отвечает государство, только ухудшились. России нужно в ближайшие годы построить не менее 15—20 современных авиаузлов, 20—30 тысяч километров многополосных автодорог, 7—10 тысяч километров железнодорожных путей, пригодных для движения скоростных поездов. Госкорпорации с этим просто не справятся.
Правильнее всего
было бы организовать конкурсы на реализацию
соответствующих проектов среди
западных компаний, разместить ресурсы,
предназначенные для оплаты работ,
на аккредитивы в международных
банках и осуществить расчеты
по факту введения объектов в строй.
Ответственность за реализацию таких
проектов можно было бы возложить
на министерство развития, предоставив
право их аудита наиболее известным
международным аудиторским
Всё сводится к тому , что задачами правящей элиты станут. Первая – это построить эффективное государство. Начать формирование эффективной власти необходимо с создания элитой условий для ответственной деятельности правоохранительной системы. Ответственная деятельность судов, милиции, прокуратуры заставит в свою очередь государственную исполнительную и местную власть соблюдать закон. Чиновники будут опасаться разворовывать бюджет, вымогать и брать взятки, препятствовать свободе предпринимательства, нарушать равенство прав конкуренции, присваивать частную собственность. [15]
Вторая крупная
задача элиты в осуществлении
модернизации России состоит в том,
чтобы создать условия для
начала смены модели экономического
развития. Суть этого процесса - это
уйти от сырьевой экономики и перейти
к диверсифицированной и
Чтобы успешно осуществить модернизацию России правящей элите необходимо создать условия для соблюдения закона – системы ответственности власти, бизнеса и граждан. Ведущую роль в организации процесса преобразований в стране играет государственная власть. Чтобы заставить ее эффективно действовать и быть свободной от коррупции необходимо ее деятельность сделать прозрачной.
Под прозрачностью
следует понимать свободный доступ
граждан к полной, достоверной, своевременной
и регулярной информации о деятельности
органов государственной и
Поскольку прозрачность
деятельности власти заставит ее работать
в условиях конкуренции – политической
по отношению к партиям и
Это обусловливает активное развитие малого и среднего бизнеса, полноценное функционирование рыночной экономики. Рыночные отношения, в свою очередь, запускают механизм ответственности, воспроизводящий компетентность бизнеса. Это обусловлено тем, что движущей силой рыночной экономики является конкуренция, которая мотивирует бизнес быть эффективным.
Бизнес будет
выживать за счет повышения производительности
труда, инноваций, а не взяток и теневых
сделок. Как результат модернизации,
в России сформируется и начнет развиваться
эффективная рыночная экономика. Именно
в условиях развития такой экономики
могут быть успешно реализованы
все направления
В стране начнет
подниматься малый бизнес, увеличиваться
уровень жизни абсолютного
3.2 Реформа банковского сектора
Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 – 2009 годах с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности.[20]
Причины российского банковского кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны, а экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что мы имеем сейчас.
За последние
20 лет в мировой экономике
В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей финансового кризиса в той или иной мере. Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Во время финансового кризиса банковская система страдает первой. Можно сказать, что в результате мирового финансового кризиса 2007-2008 наступил банковский кризис в России. К его основным причинам можно отнести следующие: низкая капитализация большинства банков в России и низкий уровень доверия банков друг к другу, и, как следствие, неразвитость рынка межбанковского кредитования. Крупные (системообразующие) российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ имеют возможность брать дешевые кредиты на Западе. Когда на Западе начался финансовый кризис, банки, занимавшие там, потеряли такую возможность. Таким образом, банкам, с небольшим капиталом, живущим на заемные средства, пришлось отдавать долги. В этой ситуации перекредитоваться им стало негде – дешевые кредиты на Западе стали недоступны, рынок межбанковского кредитования не работает. В результате такие банки не могут выполнять свои обязательства, как перед вкладчиками, так и пред кредиторами.[20]
Впервые громко и много о банковском кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. По мнению экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости.[21]
С середины 2007 г. ключевые фондовые индексы по всему миру, включая Dow Jones (США), FTSE (Великобритания), DAX (Германия), Nikkei (Япония) неуклонно снижаются из-за проблем с американской ипотекой. Объясняется это тем, что рынок американских ипотечных облигаций носил международный характер и в них вкладывали инвесторы из разных стран. После того как выяснилось, что многие из долговых обязательств погашены не будут, акции кредиторов американского рынка обрушились и потянули за собой весь рынок.
Неблагоприятная
ситуация в экономике США не могла
не отразиться на всем остальном деловом
мире, и Россия не стала исключением.
Наиболее сильно по экономике страны
ударила невозможность
Явные проявления банковского кризиса начались в сентябре 2008 года, когда потери по индексу ММВБ достигали 10%, акции Сбербанка и ВТБ теряли по 30%, ставки МБК для банков первого круга подскакивали до 20% годовых, для более мелких банков – до 45% годовых. Ставки межбанковского кредитования упали с 25% до 6-7%. Бюджет РФ выделил средства в размере 500 млрд руб. на поддержку фондового рынка, была снижена норма резервирования для банков в сумме на 300 млрд. руб. Выделены дополнительные средства для размещения на депозитах крупнейших банков. Общие вливания составили 1,5 трлн руб.[22]
Начался мощный отток частного капитала, который сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования. В сентябре чистый отток капитала из России составил $26 млрд.
Ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции.
Банк России дважды принимал решения о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень банковских активов, принимаемых ЦБ РФ в залог при рефинансировании банков. По инициативе Банка России были внесены изменения в законодательство, которые позволили ему предоставлять банкам кредиты без обеспечения. В апреле доступ к этому виду кредитования имели примерно 190 банков. Центральные банки других стран такой инструмент рефинансирования в сколько-нибудь значительных масштабах не применяют. Очевидно, что Банк России принял на себя очень серьезные кредитные риски.[22]
Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом