Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.

Содержание

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа

Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности

Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли

Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли

Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности

Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа

Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации

Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям

Приложения
Рекомендуемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КЭА сокр.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

  1. горизонтальный (временной) анализ -  сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  2. вертикальный (структурный) анализ -  определение структуры итоговых показателей;
  3. трендовый анализ -  сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;
  4. анализ финансовых коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Широкое применение имеют  сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм - конкурентов и т.д.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово–хозяйственной деятельности организации.

Основные этапы финансового анализа можно представить следующим образом:

  1. Оценка структуры и динамики имущества и финансовых ресурсов организации;
  2. оценка ликвидности баланса и активов организации;
  3. оценка финансовой устойчивости организации;
  4. оценка финансовых результатов деятельности организации;
  5. оценка эффективности деятельности организации;
  6. оценка деловой активности организации;
  7. оценка денежных потоков организации.

Внутренний управленческий  анализ предполагает более глубокое изучение всех аспектов финансово–хозяйственной деятельности организации. Основными направлениями  внутреннего анализа являются:

    1. анализ технико–организационного уровня и других условий производства;
    2. анализ использования основных производственных средств;
    3. анализ использования материальных ресурсов;
    4. анализ использования труда и фонда заработной платы;
    5. анализ объема, структуры и качества продукции;
    6. анализ себестоимости продукции;
    7. анализ прибыли, ее динамики и качества;
    8. анализ величины, структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);
    9. анализ оборачиваемости капитала;
    10. анализ рентабельности финансово – хозяйственной деятельности;
    11. анализ финансового состояния организации.

 

Качественные и количественные методы экономического анализа

 

Метод экономического анализа – это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в статике и динамике.

Метод экономического анализа предполагает:

Использование системы показателей;

Изучение причин изменения экономических  показателей;

Выявление и измерение взаимосвязи между экономическими показателями.

 Методы экономического анализа можно разделить на две группы: качественные и количественные. 

Качественные методы позволяют  сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия; уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности.

Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа оценить влияние факторов на результативный показатель,  найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

  • статистические;
  • бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);
  • экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают следующие традиционные методы:

  • абсолютных, относительных и средних величин;
  • сравнение;
  • группировка;
  • индексный метод;
  • метод цепных подстановок;
  • интегральный метод.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

  • статистическое наблюдение - запись информации по определенным принципам и с определенными целями;
  • расчеты средних величин;
  • ряды динамики - абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;
  • сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
  • сравнение показателей - с показателями конкурентов, с нормативами, с показателями предыдущих периодов;
  • расчет индексов;
  • детализация показателей;
  • графические методы.

При решении конкретных аналитических задач применяются экономико-математические методы:

  • методы элементарной математики;
  • классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;
  • методы математической статистики;
  • эконометрические методы: производственные функции, межотраслевой баланс народного хозяйства, национальное счетоводство;
  • методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование,блочное и динамичное программирование;
  • методы исследования операций: управление запасами, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;
  • эвристические методы.

Метод исследования тесно связан с методикой исследования. Методика анализа  - это совокупность правил, методов, приемов целесообразного проведения  аналитической работы.

          При разработке методики экономического анализа определяются:

цели и задачи экономического анализа;

критерии оценки;

совокупность показателей;

методы анализа;

периодичность и сроки выполнения аналитических процедур;

источники информации для целей анализа;

последовательность проведения анализа;

средства обработки информации;

порядок оформления результатов анализа.

 

2.3. Методы факторного  анализа

 

В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности, увеличения объема продаж, причинах изменения результативных показателей деятельности организации. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

Для оценки влияния факторов на результативный показатель  могут использоваться следующие методы:

  • дифференциального исчисления;
  • индексный;
  • цепных подстановок;
  • интегральный.

Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого  определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как  логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается. 

 

Метод цепных подстановок

Наиболее распространенный метод факторного анализа. Сущность  метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

 Оценка влияния отдельных  факторов на результативный показатель  предполагает осуществление ряда  расчетов.

В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя. 

Полученный результат сравнивается  с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

 

Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

Пример.

Представим объем продукции как произведение производительности  труда (качественный интенсивный фактор) и численности производственных работников (экстенсивный количественный фактор).

Базовое значение объема продукции равно:

No = Пто * Чо

Где:

No - базисное значение объема продукции;

Пто - базисное значение производительности труда;

Чо - базисное значение численности работников.

Таким образом, на величину объема продукции оказывают влияние два фактора: интенсивный – изменение производительности труда производственных рабочих и экстенсивный – изменение численности производственных рабочих.

Оценим влияние каждого из этих факторов.

1.Подставим в формулу  фактическое значение количественного  фактора - численности работников:

Nч = Ч1 * Пто

Где:

Ч1 – фактическое значение численности производственных рабочих.

Влияние изменения численности работников, или экстенсивного фактора, на абсолютное изменение объема продукции определяется по выражению:

DNэст = Nч - Nо

В процентах к общему изменению объема продукции:

DN общ = N1 – N0

DN отн. экст = (DNэст / DNобщ) *  100%

Этот показатель характеризует долю экстенсивных факторов в общем изменении анализируемого показателя.

2. Осуществляем подстановку  качественного фактора – производительности труда:

Nпт =  Ч1 * Пт1

Доля интенсивного фактора в общем изменении объема продаж составит:

D N отн. инт =  ( D Nинт / DNобщ) *100% 

 

Задача 1.

На основе данных о деятельности организации ( таблица № 1) дать оценку влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализованной продукции.

Таблица № 1

       

 

Показатели 

Усл. обозн.

Базовый период

Отчетный период

Темп роста, %

Объем продукции, т.р. 

N

90 000

95 000

105,5

Производственный персонал, чел

Ч

200

202 

101

Производительность труда, т.р./чел

Пт=N/Ч

450

470,3 

104,5


                                                 

Оценка влияния экстенсивного фактора – изменения численности производственных рабочих:

Nч = 202 * 450 = 90900 т.р.

DN общ = 95000 – 90000 = 5000 т.р.

DNэст = 90900 - 90000 = 900 т.р.

Таким образом, за счет роста численности рабочих  объем реализованной продукции увеличился на 900 тыс. рублей.

DNотн.экст = 900/ (95000 - 90000) = 900/5000 * 100= 18%

Доля экстенсивного фактора в общем изменении объема продукции составила 18 %.

Оценка влияния интенсивного фактора:

Nпт = 202 * 470,3 = 95000,6 т.р.

DN инт =  95000,6  - 90900= 4100,6  т.р.

За счет роста производительности труда рабочих объем продукции увеличился на  4100,6 тыс. рублей.

D Nотн.инт = 4100,6/5000 * 100= 82%

Доля влияния интенсивного фактора на изменение объема продаж составила 82 %.

При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать не  только абсолютные значения факторов, а их приращения. При этом сразу получают величину изменения результативного показателя.

Информация о работе Экономический анализ