Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа
Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.
Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации
Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям
Приложения
Рекомендуемая литература
Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска и на прибыль акционеров.
В современной отечественной и зарубежной литературе финансовым левериджем (рычагом) называют соотношение заемного капитала (ЗК) к собственному капиталу (СК).
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа (рычага). Он рассчитывается следующим образом:
ЭФР = (1 – Снп) * (КВРа) * ЗК / СК
Где:
ЭФР – эффект финансового рычага,%;
Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);
ЗК – средняя сумма используемого организацией заемного капитала;
СК – средняя сумма собственного капитала;
ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемых организацией за использование заемного капитала, %.
Рассмотрим механизм формирования эффекта финансового рычага на примере:
№ п/п |
Показатели |
Предприятия | ||
А |
Б |
В | ||
1 |
Средняя сумма используемого капитала, в том числе: |
1000 |
1000 |
1000 |
2 |
Средняя сумма собственного капитала |
1000 |
800 |
500 |
3 |
Средняя сумма заемного капитала |
- |
200 |
500 |
4 |
Сумма валовой прибыли (без учета расходов по уплате процентов за кредит) |
200 |
200 |
200 |
5 |
Коэффициент рентабельности активов (без учета расходов по уплате процентов за кредит) % |
20 |
20 |
20 |
6 |
Средний уровень процентов за кредит, % |
10 |
10 |
10 |
7 |
Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала (гр.3 *гр.6) / 100 |
- |
20 |
50 |
8 |
Сумма валовой прибыли предприятия с учетом расходов по уплате процентов за кредит (гр.4 – гр.7) |
200 |
180 |
150 |
9 |
Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
10 |
Сумма налога на прибыль (гр.8 * гр.9) |
60 |
54 |
45 |
11 |
Сумма чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога (гр.8 – гр.10) |
140 |
126 |
105 |
12 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала, % (гр.11 * 100) / гр.2 |
14 |
15,75 |
21 |
13 |
Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемного капитала, % (по отношению к предприятию А) |
- |
1,75 |
7 |
На основе данных таблицы, можно сказать, что по предприятию «А» эффект финансового левериджа отсутствует.
По предприятию «Б» эффект составляет:
ЭФР = (1 – 0,3) * (20 – 10) * 200 /800 = 1,75%.
По предприятию «В»:
ЭФР = (1 – 0,3) * (20 – 10) * 500 /500 = 7%.
Из результатов видно, что чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого капитала тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.
В рассматриваемой формуле можно выделить три составляющие:
1). Налоговый корректор финансового левериджа (1 – Снп). Он показывает в какой степени проявляется этот эффект в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
2). Дифференциал финансового левериджа (КВРа – ПК) – он характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.
3). Коэффициент финансового левериджа (ЗК / СК) - он характеризует сумму заемного капитала в расчете на единицу собственного капитала.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности организации.
Налоговый корректор практически не зависит от деятельности организации, так как ставка налога устанавливается законодательством.
Дифференциал финансового левериджа является главным условием формирующим положительный эффект финансового левериджа. Эффект проявляется лишь в том случае, когда уровень валовой прибыли превышает средний размер процента за используемый кредит. Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа всегда приводит к снижению рентабельности собственного капитала.
8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
Основные вопросы темы: 1. Сущность и технология оценки финансово – хозяйственной деятельности организации; 2. Анализ структуры и динамики имущества и источников финансирования организации; 3. Анализ структуры и динамики внеоборотных активов и эффективности их использования; 4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации;. 5.Анализ источников финансирования организации; 6. Анализ ликвидности организации; 7. Анализ финансовой устойчивости организации; 8.Оценка деловой активности организации;.9.Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций и прогнозирование банкротства; 10. Анализ финансовых результатов деятельности организации; 11.Анализ эффективности деятельности организации.
8.1. Сущность и
технология оценки финансово–
деятельности организации
Оценка является количественной характеристикой степени усвоения информации. Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений анализируемых показателей, отражающих состояние финансово – хозяйственной деятельности, от базисных значений критериев.
Оценка требует установления критериев, выражающих цель либо желаемое состояние хозяйственного процесса и его элементов. В качестве критериев могут быть приняты количественные и качественные показатели.
В зависимости от целей оценки выбирается база сравнения. В качестве базы сравнения могут приниматься следующие показатели: плановые, нормативные, среднеотраслевые, мирового уровня, деятельности конкурентов, предыдущих периодов, идеального состояния системы.
Технологию оценки можно представить в виде ряда шагов:
В процессе подготовки к процедуре анализа необходимо убедиться в достоверности информации и обеспечить сопоставимость данных о финансово–хозяйственной деятельности за различные периоды к сопоставимому виду. Основной причиной необходимости проведения такой процедуры является воздействие инфляционных процессов на хозяйственные показатели.
Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике.
Инфляция характеризуется инде
Ii = Iц – 1( 100 % )
Инфляция приводит не только к несопоставимости данных отчетности за различные периоды, но и обуславливает искажение показателей финансового состояния показателей организации. В связи с этим возникает необходимость переоценки статей бухгалтерской отчетности:
Если необходимо перевести показатели базисного периода в цены отчетного, то используется формула:
Р отч = Р баз * К пересчета
Где:
Рбаз – цена базисного года;
Ротч – цена отчетного периода.
Если необходимо перевести показатели отчетного периода в цены базисного, то используется формула:
Р баз = Р отч / К пересчета
Существует несколько подходов к переоценке и определению коэффициента пересчета.
Метод общего индекса покупательной способности (ОИПС) основан на определении общего индекса розничных цен. Суть этого метода в том, что различные статьи финансовой отчетности должны выражаться в денежных единицах одной покупательной силы на определенный момент времени (на отчетную дату.)
Достоинства метода ОИПС:
оценка статей финансовых отчетов после пересчета в большей степени соответствует уровню рыночных цен;
технология пересчета относительно проста;
обеспечивается сравнимость бухгалтерских данных за различные периоды времени.
Недостатки метода ОИПС:
Метод специфицированной системой индексов цен (СИЦ) по группам активов. заключается в переоценке статей финансовой отчетности в соответствии с изменением цен на конкретные активы.
Достоинства метода СИЦ:
Недостатки метода СИЦ:
Основными источниками информации для проведения анализа финансово –хозяйственной деятельности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для удобства проведения анализа составляется аналитический баланс. Построение аналитического баланса преследует две цели:
В основном аналитический баланс составляется с помощью группировки отдельный статей баланса по экономическому содержанию. Степень группировки зависит от целей анализа.
8.2. Анализ структуры и динамики имущества
и источников финансирования организации
Таблица № 7
Аналитический баланс | ||
Актив |
На начало периода |
На конец периода |
1. Внеоборотные активы: |
1321572 |
1354659 |
1.1. Нематериальные активы |
993 |
1979 |
1.2. Основные средства |
538472 |
494139 |
1.3.незавершенное |
67164 |
51032 |
1.4. Долгосрочные финансовые вложения |
714943 |
807509 |
1.5. прочие внеоборотные активы |
||
2.Запасы, затраты |
69858 |
188634 |
2.1. Запасы: |
57978 |
140832 |
2.1.1.сырье и материалы |
53152 |
75661 |
2.1.2. Затраты в незавершенном производстве |
64 |
0 |
2.1.3. Готовая продукция и товары для перепродажи |
136 |
1645 |
2.1.4. Товары отгруженные |
38 |
60384 |
2.1.5. Расходы будущих периодов |
4588 |
3142 |
2.2. НДС по приобретенным ценностям |
11880 |
47802 |
3. Дебиторская задолженность: |
1209536 |
1635608 |
3.1. Дебиторская задолженность более 12 месяцев |
29 |
17 |
3.2. Дебиторская задолженность менее 12 месяцев |
1209507 |
1635591 |
4. Денежные средства и
краткосрочные финансовые |
12768 |
60321 |
4.1. Краткосрочные финансовые вложения |
470 |
7060 |
4.2. Денежные средства |
12298 |
53261 |
5.Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
Баланс |
2613734 |
3239222 |
Пассив |
на начало периода |
на конец периода |
1. Капитал и резервы: |
1576387 |
1697839 |
1.1.уставный капитал |
1001 |
1001 |
1.2.собственные акции, выкупленные у акционеров |
0 |
0 |
1.3.добавочный капитал |
1407462 |
1445578 |
1.4. Резервный капитал |
25962 |
763 |
1.5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
141962 |
250497 |
2. Долгосрочные кредиты и займы |
13510 |
10635 |
3. Краткосрочные кредиты и займы |
0 |
55340 |
4. Кредиторская задолженность: |
1009348 |
1423365 |
4.1.задолженность поставщикам и подрядчикам |
816605 |
1196997 |
4.2.задолженность перед персоналом |
8017 |
11971 |
4.3.задолженность перед
бюджетом и внебюджетными |
58096 |
75663 |
4.4. Авансы полученные |
78223 |
36508 |
4.4. Прочая кредиторская задолженно |
48407 |
102226 |
5.Прочие краткосрочные пассивы |
14489 |
52043 |
Баланс |
2613734 |
3239222 |