Аттестация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 128.52 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что по идее и требованиям Трудового  кодекса РФ все работодатели должны пройти процедуру сертификации и  иметь сертификат соответствия, который  свидетельствует не столько о  том, что у них в сфере охраны труда все идеально - такого быть вообще не может на реальном производстве, - сколько о том, что работодатель выполняет государственные нормативные  требования охраны труда в рамках социально приемлемого (допустимого  государством, а потому им же и предписанного) уровня профессиональных рисков.

Несомненно, что только массовое проведение сертификации организации  работ по охране труда может остановить негативные тенденции в сфере  охраны труда, снизить воздействие  профессиональных рисков, сохранить  трудовой потенциал страны.

В данном вопросе необходимым  считаю рассмотреть вопрос аккредитации организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда в организациях/60/

Вопрос аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, на сегодня не решен. Вопрос очень  актуален, т.к. в свете изменений  трудового законодательства и наличия  спроса на рынке услуг по охране труда мы не имеем каких-либо документов регламентирующих вопросы аккредитации организаций, оказывающих услуги в  этом направлении.

Следует отметить, что для  выполнения ряда установленных требований в сфере охраны труда законодатель предоставил работодателю возможность  пользоваться услугами сторонних организаций, которые, в свою очередь, предварительно должны пройти процедуру аккредитации.

В общем случае аккредитация (лат. accredo, «доверять») - это процесс, в результате которого приобретается  официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг  некоему стандарту.

В России отсутствует единый закон, регламентирующий общие принципы и требования государственной аккредитации с установлением исчерпывающего перечня видов деятельности, подпадающих  под данный правовой режим. Это обстоятельство породило большое количество различных  ведомственных актов, регулирующих вопросы аккредитации. В сфере  оказания услуг по охране труда вопрос обязательной аккредитации не регламентирован  вообще, за исключением аккредитации в Системе сертификации работ  по охране труда (далее ССОТ), хотя и  эти документы (Положение о Системе  сертификации работ по охране труда  и Правила по аккредитации органов  по сертификации и испытательных  лабораторий) за семь лет своего существования  устарели и требуют незамедлительного  пересмотра.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса  РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми “организации, оказывающие  услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда". Наверняка законодатель, вводя в  Трудовой кодекс требование об обязательной аккредитации, руководствовался благими  целями, а именно – не допустить  к работам в сфере охраны труда  недобросовестных лиц, т.к. результаты этой деятельности, прежде всего, должны обеспечивать безопасность жизни и  здоровья работников.

Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих порядок этой аккредитацию, у нас  есть пока только негативные последствия.

Вот вполне реальный пример: малое предприятие ввиду отсутствия в штате инженера по охране труда  заключило договор со сторонней  организацией на выполнение работ по осуществлению функций службы охраны труда. А по результатам проверки инспектором по труду оно же получает предписание с формулировкой: “заключать гражданско-правовой договор только с аккредитованной организацией. Ст.217 ТК РФ”, и это несмотря на то, что подрядная организация на протяжении уже нескольких лет специализируется только на оказании услуг в сфере  охраны труда./3/

Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя в установленном  порядке обучение по охране труда  и зная основные требования трудового  законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную  организацию и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое желание воспользоваться услугами сторонних организаций.

Стоит обратить внимание, что  по смыслу статьи 217 ТК РФ аккредитация требуется только в отношении  организаций, для физических лиц, в  т.ч. имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в  аккредитации отсутствует.

На практике же многие организации, особенно те, которые имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью “избавляются”  от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных предпринимателей, делая заявления о том, что  «мол, они не аккредитованы и с  ними сотрудничать не рекомендуем». А  кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные индивидуальными  предпринимателями, сегодня могут  оказывать услуги по охране труда  на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в  глубинке?

На аккредитации организаций  в системе ССОТ следует остановиться отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий  могут быть аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей в  данной системе сертификации нет  в принципе. Основной причиной этих ограничений, со слов представителей и  Центрального органа ССОТ и научно - методического центра сертификации работ по охране труда, является необходимость  в заслоне от предпринимателей, ввиду  того, что они не в состоянии  качественно выполнять работу по сертификации.

Кроме того, сегодня организации, аккредитованные в системе ССОТ, негласно взяли на себя роль аттестующих  организаций. Четкого определения  аттестующих организаций в нормативных  документах нет, а по содержанию нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития  РФ от 31 августа 2007г. №569) под аттестующей  организацией следует понимать организацию, привлекаемую для аттестации рабочих  мест по условиям труда. Каких либо дополнительных требований к аттестующей  организации не предъявлено. Это  означает, что на сегодняшний день в роли аттестующей организации  может выступать любая организация  заключившая договор на выполнение работы по аттестации рабочих мест с другой заинтересованной организацией, а свобода договора гарантирована  Гражданским кодексом РФ, и является следствие согласованной воли двух сторон. Дополнительным требованием  к аттестующей организации может  явиться наличие у нее испытательной  лаборатории, в случае если договором  предусмотрено выполнение лабораторных исследований вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих  мест. Испытательная лаборатория  действительно должна быть аккредитована, но совсем не обязательно в системе  ССОТ, главное, что бы область ее аккредитации содержала все те вредные  производственные факторы, которые  необходимо исследовать в соответствии с заключенным договором.

Стоит отметить, что выбор  фирмы, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории в  Системе сертификации работ по охране труда в организациях целесообразен  только в случае, если в организации  принято решение вывести предприятие  на процедуру сертификации именно в  этой системе. В этом случае будет  применена схема сертификации без  проведения контрольных измерений  и оценок ранее выполненной работы по аттестации рабочих мест. Но в  последнее время многие организации  все чаще делают свой выбор в пользу других систем сертификации в области  охраны труда, в которых центральное  место уделяется внедрению системы  управления охраной труда и оценкам  профессиональных рисков. Федеральный  закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения  в ст.212 Трудового кодекса РФ - если раньше работодатель был обязан обеспечить “сертификацию работ по охране труда в организации“, то теперь “сертификацию организации работ по охране труда”. Т.е. допускается сертифицироваться по любой из существующих систем сертификации в области охраны труда.

Подводя итоги, следует еще  раз обратить внимание на острую необходимость  в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей, которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок  услуг в сфере охраны труда  и особенно на периферии. А сфера  услуг по охране труда – это  удел малого бизнеса и это уже  свершившийся факт.

К сожалению, никто не знает, сколько еще времени потребуется  на воплощение в реальность положений  рассматриваемой статьи трудового  кодекса. На сегодняшний день только в «Программе действий по улучшению  условий и охраны труда на 2008-2010 годы» (приказ Министерства здравоохранения  и социального развития РФ от 23 октября 2008 года N 586) на 2010г предусмотрено  создание системы аккредитованных  организаций, оказывающих услуги в  области обучения и проверки знаний требований охраны труда. По решению  вопроса аккредитации организаций  оказывающих другие услуги в сфере  охраны труда планы не озвучены.

А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда  начнут объективно воспринимать как  законодательство, так и права  и полномочия всех участников рынка  услуг по охране труда, а учебные  центры прекратят имеющиеся факты  дезинформирования.

В настоящее время на сайте  Минздравсоцразвития РФ был опубликован  проект приказа «Об утверждении  Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в  области охраны труда». Как и следовало  ожидать, систему аккредитации планируется  построить по схеме очень напоминающую систему ССОТ. Система предусматривает  и длительную процедуру аккредитации (90 дней с подачи заявления вызовет  необходимость дополнительно и  возможно материального участия  заявителя в сокращении этого  срока) и периодические проверки, связанные с дополнительными  затратами и приемом проверяющих  сроком до 1 месяца. Необоснованно завышенные требования предъявлены к самим  организациям, оказывающим эти услуги. Так, для получения права стать  аттестующей организацией необходимо будет иметь не менее 10 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, не менее 3 лет стажа практической работы по проведению аттестации рабочих  мест по условиям труда; испытательную  лабораторию; нежилое помещение. Очевидно, что с рынка уйдут многие, кто  не уложится в эти рамки, а стоимость  аттестации закономерно вырастет. Организации, осуществляющей функции службы охраны труда работодателя, необходимо будет  также иметь нежилое помещение  и не менее 5 специалистов, имеющих  высшее профессиональное образование  и не менее 3 лет стажа практической работы в должности специалиста  по охране труда. Естественно, что руководителю малого предприятия из района услуги такой фирмы будут просто недоступны, т.к. создание таких аккредитованных  организаций в глубинке практически  невозможно, а выездные услуги будут  достаточно дороги, да и осуществляться они будут разово в выездном режиме, что, несомненно, не лучшим образом  повлияет на их качество.

И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации в сфере охраны труда привело  не только к повышению их качества, но и к широкому развитию этой сферы  услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.

 

2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными  и (или) опасными условиями  труда

 

Рассматривая данный вопрос, остановимся на том, какими бывают условия  труда, как организовать проведение медицинских осмотров, предоставлять  дополнительные отпуска, производить  выдачу молока и лечебно-профилактического  питания и средств индивидуальной защиты.

Прежде чем исполнять  нормы трудового законодательства о гарантиях и льготах, работодателю следует понять, считаются ли вредными и (или) опасными условия труда на предприятии.

Понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые  влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового кодекса вредным  считается производственный фактор, воздействие которого на работника  может привести к заболеванию, а  опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).

Подробная классификация  условий труда дана в Руководстве  по гигиенической оценке факторов рабочей  среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 № Р 2.2.2006-05. По степени  вредности и опасности условия  труда подразделяются на четыре класса:

- оптимальные (1-й класс);

- допустимые (2-й класс);

- вредные (3-й класс);

- опасные (4-й класс).

При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне.

Допустимые условия труда  позволяют работнику восстанавливать  возможные изменения функционального  состояния организма во время  установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они  не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде  на состояние здоровья работников и  их потомства.

Вредные условия труда  оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его  потомство. Условно их разделяют  на четыре степени вредности.

- 1-я степень 3-го класса (3.1) — возникают функциональные  изменения организма, которые  восстанавливаются, как правило,  при более длительном (чем к  началу следующей смены) отдыхе  от работы;/47/

- 2-я степень 3-го класса (3.2) — возникают стойкие функциональные  изменения, приводящие к профессиональным  заболеваниям с временной утратой  трудоспособности;

- 3-я степень 3-го класса (3.3) — развиваются профессиональные  болезни легкой и средней степеней  тяжести (с потерей профессиональной  трудоспособности) во время трудовой  деятельности;

- 4-я степень 3-го класса (3.4) — могут возникнуть тяжелые  формы профессиональных заболеваний  (с потерей общей трудоспособности), возрастает число хронических  заболеваний./47/

Опасные условия труда  создают угрозу для жизни, высокий  риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых  формах.

Наименование должностей (профессий) работников, которым положены компенсации и льготы, указанные  в штатном расписании и трудовом договоре, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Например, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Такое требование содержит часть 2 статьи 57 Трудового  кодекса.

Работодатель должен организовывать проведение обязательных медицинских  осмотров (обследований) и психиатрических  освидетельствований в случаях, определенных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные медицинские  осмотры (обследования) и психиатрические  освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Трудовое законодательство о медицинских осмотрах

Предварительный медосмотр  проводят, чтобы определить, насколько  состояние здоровья кандидата соответствует  его будущей работе. Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые  на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские  осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Порядок проведения медосмотров  и перечень оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития  России от 16.08.2004 № 83 (далее - приказ № 83).

Медицинские противопоказания при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем  лабораторных исследований, необходимых  при проведении медосмотров, можно  найти в приказе Минздравмедпрома от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных  и периодических медицинских  осмотров работников и медицинских  регламентах допуска к профессии».

Частоту проведения периодических  медосмотров определяют территориальные  органы Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно  с работодателем, но не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).

Информация о работе Аттестация рабочих мест