Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:36, реферат
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.
Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.
Введение
1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву
1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда
1.2 Правовая организация охраны труда
1.3 Понятие и основные принципы охраны труда
1.4 Охрана труда отдельных категорий работников
2 Основы управления охраной труда в организации
2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
2.2 Обязанности работников в области охраны труда
2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
2.5 Организация обучения по охране труда в организации
3 Социальная защита пострадавших на производстве
3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда
4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда
Заключение
Список использованных источников
Следует заметить, что по
идее и требованиям Трудового
кодекса РФ все работодатели должны
пройти процедуру сертификации и
иметь сертификат соответствия, который
свидетельствует не столько о
том, что у них в сфере охраны
труда все идеально - такого быть
вообще не может на реальном производстве,
- сколько о том, что работодатель
выполняет государственные
Несомненно, что только массовое проведение сертификации организации работ по охране труда может остановить негативные тенденции в сфере охраны труда, снизить воздействие профессиональных рисков, сохранить трудовой потенциал страны.
В данном вопросе необходимым считаю рассмотреть вопрос аккредитации организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда в организациях/60/
Вопрос аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, на сегодня не решен. Вопрос очень актуален, т.к. в свете изменений трудового законодательства и наличия спроса на рынке услуг по охране труда мы не имеем каких-либо документов регламентирующих вопросы аккредитации организаций, оказывающих услуги в этом направлении.
Следует отметить, что для выполнения ряда установленных требований в сфере охраны труда законодатель предоставил работодателю возможность пользоваться услугами сторонних организаций, которые, в свою очередь, предварительно должны пройти процедуру аккредитации.
В общем случае аккредитация
(лат. accredo, «доверять») - это процесс,
в результате которого приобретается
официальное подтверждение
В России отсутствует единый закон, регламентирующий общие принципы и требования государственной аккредитации с установлением исчерпывающего перечня видов деятельности, подпадающих под данный правовой режим. Это обстоятельство породило большое количество различных ведомственных актов, регулирующих вопросы аккредитации. В сфере оказания услуг по охране труда вопрос обязательной аккредитации не регламентирован вообще, за исключением аккредитации в Системе сертификации работ по охране труда (далее ССОТ), хотя и эти документы (Положение о Системе сертификации работ по охране труда и Правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий) за семь лет своего существования устарели и требуют незамедлительного пересмотра.
Федеральным законом от 30.06.2006
N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса
РФ были внесены изменения, в соответствии
с которыми “организации, оказывающие
услуги в области охраны труда, подлежат
обязательной аккредитации. Перечень
услуг, для оказания которых необходима
аккредитация, и правила аккредитации
устанавливаются федеральным
Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих порядок этой аккредитацию, у нас есть пока только негативные последствия.
Вот вполне реальный пример:
малое предприятие ввиду
Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя в установленном порядке обучение по охране труда и зная основные требования трудового законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную организацию и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое желание воспользоваться услугами сторонних организаций.
Стоит обратить внимание, что по смыслу статьи 217 ТК РФ аккредитация требуется только в отношении организаций, для физических лиц, в т.ч. имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в аккредитации отсутствует.
На практике же многие организации, особенно те, которые имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью “избавляются” от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных предпринимателей, делая заявления о том, что «мол, они не аккредитованы и с ними сотрудничать не рекомендуем». А кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные индивидуальными предпринимателями, сегодня могут оказывать услуги по охране труда на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в глубинке?
На аккредитации организаций в системе ССОТ следует остановиться отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей в данной системе сертификации нет в принципе. Основной причиной этих ограничений, со слов представителей и Центрального органа ССОТ и научно - методического центра сертификации работ по охране труда, является необходимость в заслоне от предпринимателей, ввиду того, что они не в состоянии качественно выполнять работу по сертификации.
Кроме того, сегодня организации,
аккредитованные в системе
Стоит отметить, что выбор
фирмы, имеющей аттестат аккредитации
испытательной лаборатории в
Системе сертификации работ по охране
труда в организациях целесообразен
только в случае, если в организации
принято решение вывести
Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на острую необходимость в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей, которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок услуг в сфере охраны труда и особенно на периферии. А сфера услуг по охране труда – это удел малого бизнеса и это уже свершившийся факт.
К сожалению, никто не знает,
сколько еще времени
А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда начнут объективно воспринимать как законодательство, так и права и полномочия всех участников рынка услуг по охране труда, а учебные центры прекратят имеющиеся факты дезинформирования.
В настоящее время на сайте
Минздравсоцразвития РФ был опубликован
проект приказа «Об утверждении
Перечня услуг в области охраны
труда, для оказания которых необходима
аккредитация и Правил аккредитации
организаций, оказывающих услуги в
области охраны труда». Как и следовало
ожидать, систему аккредитации планируется
построить по схеме очень напоминающую
систему ССОТ. Система предусматривает
и длительную процедуру аккредитации
(90 дней с подачи заявления вызовет
необходимость дополнительно и
возможно материального участия
заявителя в сокращении этого
срока) и периодические проверки,
связанные с дополнительными
затратами и приемом
И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации в сфере охраны труда привело не только к повышению их качества, но и к широкому развитию этой сферы услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.
2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Рассматривая данный вопрос,
остановимся на том, какими бывают условия
труда, как организовать проведение
медицинских осмотров, предоставлять
дополнительные отпуска, производить
выдачу молока и лечебно-профилактического
питания и средств
Прежде чем исполнять
нормы трудового
Понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).
Подробная классификация
условий труда дана в Руководстве
по гигиенической оценке факторов рабочей
среды и трудового процесса, утвержденном
Главным государственным
- оптимальные (1-й класс);
- допустимые (2-й класс);
- вредные (3-й класс);
- опасные (4-й класс).
При оптимальных условиях
труда здоровье работника сохраняется,
его работоспособность
Допустимые условия труда
позволяют работнику
Вредные условия труда
оказывают неблагоприятное
- 1-я степень 3-го класса
(3.1) — возникают функциональные
изменения организма, которые
восстанавливаются, как
- 2-я степень 3-го класса
(3.2) — возникают стойкие
- 3-я степень 3-го класса
(3.3) — развиваются
- 4-я степень 3-го класса
(3.4) — могут возникнуть тяжелые
формы профессиональных
Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых формах.
Наименование должностей
(профессий) работников, которым положены
компенсации и льготы, указанные
в штатном расписании и трудовом
договоре, должны совпадать с их
наименованием в
Работодатель должен организовывать
проведение обязательных медицинских
осмотров (обследований) и психиатрических
освидетельствований в случаях,
определенных трудовым законодательством
(ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные медицинские
осмотры (обследования) и психиатрические
освидетельствования
Трудовое законодательство о медицинских осмотрах
Предварительный медосмотр проводят, чтобы определить, насколько состояние здоровья кандидата соответствует его будущей работе. Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Порядок проведения медосмотров и перечень оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (далее - приказ № 83).
Медицинские противопоказания
при допуске к работе с вредными
факторами, состав специалистов и объем
лабораторных исследований, необходимых
при проведении медосмотров, можно
найти в приказе
Частоту проведения периодических медосмотров определяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, но не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).