Инновационная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,

Содержание

Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дмплом по инновациям.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

1.4 Процесс формирования законодательной базы 

по  инновационной  деятельности.

 

 

Как известно,  одним  из основных  элементов национальной инновационной системы любой страны (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфраструктурой, системами финансирования и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность   является безусловной прерогативой государства, важнейшим элементом регулирования инновационной деятельности в стране.

Согласно ст.51 Конституции  Республики Беларусь государство гарантирует  свободу научного творчества и содействует развитию  научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы научно-инновационной деятельности в Беларуси начали  закладываться в первые годы ее суверенитета   в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2105-XII.  

Дальнейшее развитие правовая база получила в рамках Программы  развития научно-инновационной деятельности, одобренной Правительством  в феврале 1996 г. и разработанной по инициативе  Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для активизации процесса продвижения   научно технических разработок в производство, создание новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Результатом этой  программы  в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативных правовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научной деятельности», «О служебном  изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятии  нескольких  документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».

В последующие годы принимается  комплекс  правовых актов, связанных  с решением теорико-методологических проблем определения  новых и  высоких технологий, формированием  и функционированием базовых  элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финансирования и т.д., в том числе:   

  - Постановление Кабинета  Министров Республики Беларусь  от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких  технологий и критериях их оценки»;

- Положение Министерства  экономики Республики Беларусь  от 24 апреля 1997 г., Государственного  комитета  по науке и технологиям  Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «Положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы  разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производства и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 4 июня 1997г. № 640 «Об инкубаторах  малого предпринимательства в Республике Беларусь»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 31 июля 1997г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;

- Приказ Государственного  комитета по науке и технологиям   Республики Беларусь от 27 октября  1997 г. № 95 «Об утверждении Порядка  отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам»и т.д.

Перечисленные нормативные  правовые акты послужили  законодательной  базой для формирования инновационной  инфраструктуры, после чего страна  вступила в период  ее совершенствования. С целью создания условий для  перехода     к инновационной экономике, развития механизмов государственного регулирования  научно-технической и инновационной деятельности, формирование правового поля для обеспечения инновационного процесса в стране  принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:  

- Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании   государственного управления в сфере науки»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 25 июля 2002 г. № 1001 «О комитете  по науке и технологиям при  Совете  Министров Республики Беларусь»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении   положения о порядке формирования  и использования средства инновационных фондов» и т.д.

Однако следует отметить, что не смотря  на многочисленность и разновекторность введенных в действие  нормативных правовых актов, законодательство по научно-инновационной деятельности до сих пор «не стало полноценной отраслью (или подотраслью) в системе  отраслей законодательства и права Республики Беларусь, хотя в Едином правовом  классификаторе Республики Беларусь  оно закреплено в качестве  следующей комплексной отрасли «Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли под наименованием «законодательство о научной, научно-технической  и инновационной  деятельности» [2, 340].

В условиях, когда основные положения Программы социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривает активное  развитие  новых институциональных  и организационных форм инновационной деятельности (научно-внедренческих и научно-технических центров, технопарков и технополисов), национальной инновационной системы страны, увеличение финансирования  научно-инновационной деятельности к концу пятилетки не менее чем в 2,5-3 раза важно создавать правовое обеспечение инновационной деятельности (в частности,  принятие Инновационного кодекса).

Формирование такого важнейшего элемента инновационной  системы страны  как законодательная база, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектов хозяйствования, продолжается. 

 Создание благоприятной  для инновационной деятельности  институционально-правовой среды предусматривает:

  • Дополнение действующих и разработка новых законов и других нормативно-правовых актов о научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственной инновационной политике с отражением в них принципиальных вопросов построения и функционирования НИС.
  • Создание системной законодательной базы для формирования технологической и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции.
  • Принятие базового для НИС Закона "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь".
  • Определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики.
  • Создание правовых условий для консолидации усилий республиканских и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы.
  • Доработку правового механизма и создание многоуровневой системы охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности.
  • Правовое обеспечение разработки и реализацию мер налоговой, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий.
  • Создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств государственного бюджета и средств частных инвесторов.
  • Создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

 

 2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы

 

 

В последние годы в республике проводилась  целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциала. Совершенствовалось система  управления наукой, расширялись и укреплялись на современной основе  законодательная и нормативно – правовая  база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.

  Все эти меры  не имели системного характера  и не  ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы. В результате Республика Беларусь располагает  лишь отдельными  фрагментами национальной инновационной системы: научными и образовательными учреждениями, инновационно ориентированными производственными предприятиями и специализированными предприятиями инновационной инфраструктуры  с различной степенью их инновационности. Модель возможной инновационной системы нашей страны представлена на предлагаемой схеме (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Инновационная система

 

 

Источник: «Наука и Инновации» № 10(56) 2007.

Данная система означает выбор ограниченного числа приоритетных макротехнологий, в полном объеме обеспеченных научным сопровождением и стратегическими ресурсами государства и общества: интеллектуальными, материальными, финансовыми; информационными, организационными, политическими. В результате возникает кумулятивный эффект, ведущий к быстрому росту конкурентоспособности ключевых базовых производств и их расширенному воспроизводству, в которое вовлекается все большая часть трудоспособного, инновационно активного населения. 

На научное обеспечение  действующих приоритетных макротехнологий и разработку теоретических основ будущих мобилизуется основной научный потенциал страны. Недостающий объем знаний покрывается с помощью международной кооперации и исследований в ведущих центрах мира.

В 2006 г. число промышленных предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, составило 378 единиц, что на 18,8% больше чем в 2005 г. Доля инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий увеличилась на 2,2 %. Рост показателя наблюдался во всех областях республики, кроме города Минска, где уровень инновационной активности снизился до 22,9% против 25,5% в 2005 г. (смотрите рисунок 2).

 

Рисунок 2. Уровень инновационной активности промышленных

организаций по областям Республики Беларусь

             Брестская      Витебская    Гомельская   Гродненская      г. Минск            Минская      Могилевская  

 

■ 2005         ■2006

 

 

Источник: статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, под ред. А.Н. Коршунова, И.А. Хортоника.

В  отраслевом разрезе, наиболее, активно технологические инновации осуществлялись в микробиологической промышленности, где уровень инновационной активности более чем в четыре раза превысил средний по промышленности (16,3%). Выше среднего по промышленности значением этого показателя характеризовались также: медицинская промышленность — 42,9%, цветная — 30%, электроэнергетика — 28,6%, машиностроение и металлообработка — 27,8%, химическая и нефтехимическая — 26,7%, черная металлургия — 23,8%, промышленность строительных материалов —18,8%. Самый низкий уровень инновационной активности наблюдался в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности —4,9%.

Наряду с усилением  инновационной активности предприятий наблюдаются темпы роста  финансирования затрат на технологические инновации. По сравнению с 2005 г. объем финансовых средств, затраченных на инновации, увеличился только на 8,7% в текущих ценах, против 29,4% в 2005 г. В постоянных ценах данный показатель снизился на 1,9%. Динамика затрат по отраслям промышленности характеризовалась большой неравномерностью. Существенно уменьшились затраты на осуществление инновационной деятельности в электроэнергетике, полиграфической, микробиологической, лесной и топливной промышленности. Наибольший рост показателя отмечен в черной металлургии, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.

Данные об увеличении инвестиций в основной капитал за 2005—2006 гг. представлены на графике (рис. 3).



 Рисунок 3. Увеличение инвестиций в основной капитал за 2005-2006 г.г.

 

 

 Источник: «Наука и Инновации»  спецвыпуск  2007 г. 

Удельный вес затрат отечественных товаропроизводителей на приобретение машин, транспортных средств, инструментов и оборудования в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2006 г. составил 46,97% против 46,77% в 2005 г. Технологическая структура притока средств в основной капитал республики за 2005—2006 гг. представлена на диаграмме (рис. 3).

 

 

Рисунок 4. Структура притока средств в основной капитал

 

 

Источник: «Наука и Инновации»  спецвыпуск  2007 г. 

Анализ инновационных процессов по видам инновационной деятельности показывает, что предприятиями по-прежнему отдается предпочтение приобретению машин и оборудования — 72,8% инновационно активных предприятий осуществляли именно этот вид деятельности (71,4% в 2005 г.), затрачивая при этом 45,1% общего объема затрат на технологические инновации, против 33,8% в 2005 г. Исследования и разработки осуществляли 43,4% предприятий (в 2005 г. — 48,1%), увеличив свои расходы с 6,9% в 2005 г. до 26,5% в 2006 г. в общей сумме денежных средств, выделяемых на инновационную деятельность. Производственным проектированием занимались 30,4% организаций (в 2005 г. — 35,8%), затратив 5,7% общего объема инновационных средств, что ниже уровня 2005 г. на 1,8% п.п. На рисунке 5 представлены основные виды  инвестиций в Республике Беларусь. 

Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь