Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа
Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,
Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы
1.4 Процесс формирования законодательной базы
по инновационной деятельности.
Как известно, одним из основных элементов национальной инновационной системы любой страны (наряду с государственными приоритетами, институциональной инфраструктурой, системами финансирования и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим элементом регулирования инновационной деятельности в стране.
Согласно ст.51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы научно-инновационной деятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2105-XII.
Дальнейшее развитие правовая база получила в рамках Программы развития научно-инновационной деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996 г. и разработанной по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для активизации процесса продвижения научно технических разработок в производство, создание новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Результатом этой программы в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативных правовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятии нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».
В последующие годы принимается комплекс правовых актов, связанных с решением теорико-методологических проблем определения новых и высоких технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финансирования и т.д., в том числе:
- Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки»;
- Положение Министерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «Положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производства и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;
- Приказ Государственного
комитета по науке и
Перечисленные нормативные правовые акты послужили законодательной базой для формирования инновационной инфраструктуры, после чего страна вступила в период ее совершенствования. С целью создания условий для перехода к инновационной экономике, развития механизмов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности, формирование правового поля для обеспечения инновационного процесса в стране принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1001 «О комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь»;
- Постановление Совета
Министров Республики Беларусь
от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении
положения о порядке
Однако следует отметить, что не смотря на многочисленность и разновекторность введенных в действие нормативных правовых актов, законодательство по научно-инновационной деятельности до сих пор «не стало полноценной отраслью (или подотраслью) в системе отраслей законодательства и права Республики Беларусь, хотя в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь оно закреплено в качестве следующей комплексной отрасли «Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли под наименованием «законодательство о научной, научно-технической и инновационной деятельности» [2, 340].
В условиях, когда основные
положения Программы социально-
Формирование такого важнейшего элемента инновационной системы страны как законодательная база, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектов хозяйствования, продолжается.
Создание благоприятной
для инновационной
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциала. Совершенствовалось система управления наукой, расширялись и укреплялись на современной основе законодательная и нормативно – правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.
Все эти меры не имели системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы. В результате Республика Беларусь располагает лишь отдельными фрагментами национальной инновационной системы: научными и образовательными учреждениями, инновационно ориентированными производственными предприятиями и специализированными предприятиями инновационной инфраструктуры с различной степенью их инновационности. Модель возможной инновационной системы нашей страны представлена на предлагаемой схеме (рисунок 1).
Рисунок 1. Инновационная система
Источник: «Наука и Инновации» № 10(56) 2007.
Данная система означает выбор ограниченного числа приоритетных макротехнологий, в полном объеме обеспеченных научным сопровождением и стратегическими ресурсами государства и общества: интеллектуальными, материальными, финансовыми; информационными, организационными, политическими. В результате возникает кумулятивный эффект, ведущий к быстрому росту конкурентоспособности ключевых базовых производств и их расширенному воспроизводству, в которое вовлекается все большая часть трудоспособного, инновационно активного населения.
На научное обеспечение действующих приоритетных макротехнологий и разработку теоретических основ будущих мобилизуется основной научный потенциал страны. Недостающий объем знаний покрывается с помощью международной кооперации и исследований в ведущих центрах мира.
В 2006 г. число промышленных предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, составило 378 единиц, что на 18,8% больше чем в 2005 г. Доля инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий увеличилась на 2,2 %. Рост показателя наблюдался во всех областях республики, кроме города Минска, где уровень инновационной активности снизился до 22,9% против 25,5% в 2005 г. (смотрите рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень инновационной активности промышленных
организаций по областям Республики Беларусь
Брестская Витебская Гомельская Гродненская г. Минск Минская Могилевская
■ 2005 ■2006
Источник: статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007, под ред. А.Н. Коршунова, И.А. Хортоника.
В отраслевом разрезе, наиболее, активно технологические инновации осуществлялись в микробиологической промышленности, где уровень инновационной активности более чем в четыре раза превысил средний по промышленности (16,3%). Выше среднего по промышленности значением этого показателя характеризовались также: медицинская промышленность — 42,9%, цветная — 30%, электроэнергетика — 28,6%, машиностроение и металлообработка — 27,8%, химическая и нефтехимическая — 26,7%, черная металлургия — 23,8%, промышленность строительных материалов —18,8%. Самый низкий уровень инновационной активности наблюдался в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности —4,9%.
Наряду с усилением инновационной активности предприятий наблюдаются темпы роста финансирования затрат на технологические инновации. По сравнению с 2005 г. объем финансовых средств, затраченных на инновации, увеличился только на 8,7% в текущих ценах, против 29,4% в 2005 г. В постоянных ценах данный показатель снизился на 1,9%. Динамика затрат по отраслям промышленности характеризовалась большой неравномерностью. Существенно уменьшились затраты на осуществление инновационной деятельности в электроэнергетике, полиграфической, микробиологической, лесной и топливной промышленности. Наибольший рост показателя отмечен в черной металлургии, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Данные об увеличении инвестиций в основной капитал за 2005—2006 гг. представлены на графике (рис. 3).
Рисунок 3. Увеличение инвестиций в основной капитал за 2005-2006 г.г.
Источник: «Наука и Инновации» спецвыпуск 2007 г.
Удельный вес затрат
отечественных
Рисунок 4. Структура притока средств в основной капитал
Источник: «Наука и Инновации» спецвыпуск 2007 г.
Анализ инновационных процессов по видам инновационной деятельности показывает, что предприятиями по-прежнему отдается предпочтение приобретению машин и оборудования — 72,8% инновационно активных предприятий осуществляли именно этот вид деятельности (71,4% в 2005 г.), затрачивая при этом 45,1% общего объема затрат на технологические инновации, против 33,8% в 2005 г. Исследования и разработки осуществляли 43,4% предприятий (в 2005 г. — 48,1%), увеличив свои расходы с 6,9% в 2005 г. до 26,5% в 2006 г. в общей сумме денежных средств, выделяемых на инновационную деятельность. Производственным проектированием занимались 30,4% организаций (в 2005 г. — 35,8%), затратив 5,7% общего объема инновационных средств, что ниже уровня 2005 г. на 1,8% п.п. На рисунке 5 представлены основные виды инвестиций в Республике Беларусь.
Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь