Инновационная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,

Содержание

Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дмплом по инновациям.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 5. Поступление  иностранных инвестиций в Республику Беларусь

 

 

 

Источник: «Наука и Инновации»  № 10(56) 2007.

За последние пять лет (2002—2006 гг.) в экономику страны поступило более 9 млрд. долл. США зарубежных инвестиций, в том числе прямые составили около 30% .

В 2006 г. привлечено более 4 млрд. долл. США зарубежного капитала. За всю инвестиционную историю суверенной Беларуси этот год стал рекордным. В январе — июне 2007 г. поступило 2,3 млрд. долл. (в первой половине 2006 г. —   1 млрд. долл.). Это еще один неоспоримый факт, свидетельствующий о том, что Беларусь является привлекательным, безопасным и, самое главное, — перспективным и выгодным местом для иностранных инвестиций, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран, в том числе Великобритании, Швейцарии, Германии, России, Австрии и др. Основные государства — инвесторы в экономику Беларуси представлены на диаграмме (рис. 6).

 

Рисунок 6. Основные инвесторы в экономику Республики Беларусь

 

 



 

Источник: «Наука и Инновации»  № 12(58) 2007.

Наибольший интерес  для нашей страны представляют прямые иностранные инвестиции, которые не увеличивают государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси — финансовый, производственный, интеллектуальный и др.

В настоящее время  в республике осуществляют коммерческую деятельность более 3,8 тыс. организаций, созданных с участием иностранного капитала. Успешно сотрудничаем с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные фирмы: «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (выпуск одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (изготовление медицинского оборудования) и др.

Всего с участием иностранного капитала в текущем году предусмотрено финансирование 173 инвестиционных проектов на сумму 1281,5 млн. долл. США. Фактически в первом полугодии текущего года привлечено 469,6 млн. долл. США под финансирование 80 проектов.

План мероприятий по привлечению иностранных инвестиций предусматривает следующее:

  • увеличивать долю частного сектора (поскольку это основное условие привлечения иностранных инвестиций), предпринять комплексные административные реформы для его развития;
  • активно осуществлять акционирование предприятий и создавать 
    полноценный фондовый рынок;
  • убрать бюрократические и административные барьеры (особенно проверки), мешающие организации бизнеса;
  • усовершенствовать законодательство, упростить налоговую систему и процесс приобретения инвесторами земли для возведения 
    новых объектов.

Интенсивность затрат на технологические инновации, т.е. их величина по отношению к объему отгруженной продукции, составила в 2006 г. 7,6%. Значительная активность затрат отмечалась в отраслях: черной металлургии — 36,1%, стекольной и фарфоро-фаянсовой — 16,7%, медицинской — 13,3%, топливной промышленности — 7,9%. Самый низкий уровень интенсивности затрат в микробиологической промышленности — 0,8%.

Основным источником финансирования технологических инноваций по-прежнему считаются собственные средства предприятий. В 2006 г. их доля в общем объеме денежных средств составила 74,1%, что ниже уровня 2005 г. на 3,8 %. 3а данный период на 5,7 % выросла доля бюджетных ассигнований, за счет роста в них средств республиканского бюджета (на 5,3 %).

Инновационная деятельность предприятий  страны в 2006 г. характеризовалась увеличением объемов отгрузки инновационной продукции на 17,2% в текущих ценах. Однако, несмотря на рост в абсолютном выражении ее доля в общем объеме отгруженной продукции снизилась на 0,4 п.п. и составила 14,8%. Доля принципиально новой продукции в объеме отгруженной инновационной продукции возросла на 7,3 п.п., до 28,9%. Объем усовершенствованной продукции в 2006 г. составил 40,9% от общего объема отгруженной инновационной продукции, против 35,3% в 2005 г. Почти половина всего объема (46,6%) — инновационная продукция, отгруженная предприятиями машиностроения и металлообработки. На топливную промышленность пришлось 32% объема отгрузки, на черную металлургию — 7,6%, на химическую и нефтехимическую промышленность — 5,6%.

В 2006 году снизился удельный вес экспорта инновационной продукции  в объеме отгруженной инновационной продукции до 72,9% (в 2005 г. — 83%). Основными экспортерами в 2006 г. были предприятия топливной промышленности, машиностроения и металлообработки. На долю предприятий этих отраслей приходилось соответственно 40,6 и 38,3% отгруженной за пределы республики инновационной продукции. При этом предприятия топливной промышленности практически всю инновационную продукцию (92,7%) реализовывали за границу. Высокой долей отгрузки на экспорт характеризовались, наряду с этим, предприятия химической и нефтехимической промышленности — 88,8%, черной металлургии — 86%.

Услуги инновационного характера в 2006 г. оказывали 30 организаций, 22 из которых — организации связи. Уровень инновационной активности обследованных организаций сектора услуг составил 15,2%. На инновационную деятельность организациями израсходовано 219,4 млрд. руб., при этом инновационных услуг было оказано на сумму 567,5 млрд. руб., что составило почти 20% общего объема услуг. Объем инновационных услуг, оказанных внутри страны, составил 72,9%.

 Уменьшилось число  малых  88 субъектов малого предпринимательств, что на 23%. меньше чем в 2005 г. Их удельный вес в общем числе организаций малого предпринимательства сократился с 1,8% в 2004 г. до 1,3% в 2006 г. Одновременно объем затрат на технологические инновационных предприятий увеличился на 1,4% в текущих ценах по сравнению с 2004 г. и составил 17,0 млрд. руб.              

Основным источником денежных средств на инновации являлись собственные средства предприятий. Вместе с тем, существенно увеличилось финансирование за счет средств республиканского бюджета — с 172,4 млн. рублей в 2004 г. до 2610,1 млн. руб. в 2006 г., что привело к увеличению удельного веса бюджетных средств в финансировании инноваций с 1 до 15,4%.

Научные исследования и  разработки в последние годы проводятся в Беларуси в трехстах НИИ, КБ, вузах, промышленных и иных предприятиях.  Более 80% исследований и разработок выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования, здравоохранения и т.д.

В соответствии с декретом Президента  страны осуществлены кардинальные изменения в организации и формах осуществления фундаментальных и прикладных исследований, с целью их преимущественной ориентации на потребности конкретных отраслей экономики.

По ряду направлений  Беларусь не отстает  от мировых  тенденций, удерживает  позиции среди лидеров в разработке фундаментальных  проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.

В области прикладных исследований и разработок  ежегодно выполняются 30-35 ГНТП и ГНХП. Результаты внедрения разработок  последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных   алмазов, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной техники и т.д. 

Замедлены, но не  остановлены негативные тенденции в научной и научно-технической сфере. Это уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей. С начала 90-х годов прошлого века их количество  сократилось в 3,3 раза, а отнесенное к 1 млн. жителей оно стало, например, в 2,2 раза ниже, чем в Швеции и 2,8 раза  - чем в Японии.

До настоящего времени  из научной среды происходит отток  кадров среднего возраста. За последние 10 лет исследователей в возрасте 30-39 лет уменьшилось вдвое (с 32,3% до 15,9%), а старше 60 лет возросла в 4,5 раза (с 2,1% до 12,2%). Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, необходимой для воспроизводства научных школ.   

Продолжает устаревать материально-техническая база научных организаций. Более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, очень низок удельный вес оборудования и  приборов нового поколения. Имеются трудности в поддержании в работоспособном состоянии действующих уникальных экспериментальных комплексов.

Научно-исследовательская  деятельность в высших учебных заведениях направлена как на обеспечение связи  между  научными исследованиями и  образовательным процессом с целью подготовки квалифицированных специалистов для отраслей, так и на разработку  новых  технологий и конкурентоспособной продукции. В 2006 году из  34 Государственных фундаментальных программ, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований по 21 государственной  программе  вузы выступают в качестве головных исполнителей. 

Ряд известных белорусских  предприятий, таких как ПО «Минский тракторный завод», ПО «БелАЗ» успешно модернизируют  свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.  

В то же время в целом  по промышленному комплексу уровень инновационной активности предприятий составляет всего 13%, ч то в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. В результате  удельный вес осваиваемой новой продукции в производственной секторе составляет лишь 2,3% в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении – 6%.

Поэтому организация  инновационной деятельности на предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей  задачей формирующейся национальной инновационной системы.

Также предусматривается  развитие  сферы информационных технологий, которая является наиболее прогрессивной среди наукоемких отраслей Беларуси, пока развивается  недостаточными темпами. В целях  формирования благоприятной среды для информационных технологий, противодействия  оттоку специалистов за рубеж, привлечения инвестиций в белорусскую  экономику создано ГУ «Парк высоких технологий». Улучшить  ситуацию в инновационной сфере призван Указ Президента  страны (от 06.07.2005 г. № 3125) о структуре приоритетных макротехнологий. 

Технологическая инфраструктура в стране развивается медленно. В  ее состав входят сегодня в основном субъекты технопарковой деятельности. В настоящее время в республике функционирует 9 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим  паркам.   Помимо технопарков в настоящее время в Беларуси действует сеть  центров трансфера технологий (республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения), а также инновационные бизнес – инкубаторы.

Вклад  технопарков  в инновационное развитие страны недопустимо мал. Их доля в объеме отгруженной инновационной продукции составляет в целом по народному хозяйству менее 1 %.

Следует отметить, что  наиболее слабым  является инновационный  предпринимательский сектор, который являться важным звеном инновационной инфраструктуры в странах Евросоюза.

Вследствие  отсутствия реальной  государственной  поддержки  в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. численность их сотрудников составляет всего 0,6% от общей численности работающих в малых предприятиях. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды не создаются предприятия инновационного сервиса. Использование инноваций  все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких  темпов и уровня доходности во всех областях хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. Поэтому  организации, наряду с активизацией проведения собственных разработок, в области продуктовых и технологических инноваций, шире стали привлекать научные учреждения к решению проблем производства.  

Из  данных таблицы 4 видно, что организации очень высоко оценивают важность использования инновационных технологий в своем производстве.

 

 

Таблица 4. Результаты оценки важности  инновационной деятельности

по статистической отчетности

 

 

Наименование результата, страны

Число организаций промышленности

и сферы услуг, оценивших результаты

инновационной деятельности как

основные

значительные

незначительные

Результаты инновационной

деятельности:

     

Замена снятой с производства устаревшей продукции, услуг

76

110

91

Улучшение качества продукции, услуг

166

172

63

Расширение ассортимента продукции, видов услуг

176

177

57

Сохранение и расширение традиционных рынков сбыта

     

Создание новых рынков сбыта:

158

177

67

в Республике Беларусь

93

153

101

в Российской Федерации

80

106

97

в других странах СНГ

39

72

96

в странах — членах Европейского союза и других странах Европы

     

21

41

66

в США и Канаде

4

19

33

в странах Юго-Восточной Азии

7

25

40

в других странах

5

24

57

Обеспечение соответствия

современным правилам и стандартам

142

160

92

Повышение гибкости производства

и внутреннего коммерческого процесса

74

160

122

Рост производственных мощностей

91

151

109

Сокращение затрат на заработную плату

26

108

172

Сокращение материальных затрат

56

153

146

Сокращение энергозатрат

80

163

112

Снижение загрязнения окружающей среды

49

139

115

Улучшение условий труда

73

163

132

Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь