Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:43, дипломная работа
Объект исследования: инновационная система Республики Беларусь её структура, основные проблемы и тенденции развития.
Предмет исследования: является создание инновационной системы, её инфраструктуры.
Цель исследования: рассмотрение понятие инновационная система, иссле-дование методов оценки эффективности инновационных проектов,
Введение
1. Инновационная политика Республики Беларусь
1.1 Основные проблемы инновационного развития
1.2 Развитие малого и среднего предпринимательства
1.3 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности
1.4 Процесс формирования законодательной базы по инновационной деятельности.
2. Тенденции и анализ развития научно-инновационной сферы
2.1. Международные методы оценки эффективности инновационных проектов
3. Характеристика предприятия разрабатывающего
инновационный проект
Заключение
Список литературы
Рисунок 5. Поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Источник: «Наука и Инновации» № 10(56) 2007.
За последние пять лет (2002—2006 гг.) в экономику страны поступило более 9 млрд. долл. США зарубежных инвестиций, в том числе прямые составили около 30% .
В 2006 г. привлечено более 4 млрд. долл. США зарубежного капитала. За всю инвестиционную историю суверенной Беларуси этот год стал рекордным. В январе — июне 2007 г. поступило 2,3 млрд. долл. (в первой половине 2006 г. — 1 млрд. долл.). Это еще один неоспоримый факт, свидетельствующий о том, что Беларусь является привлекательным, безопасным и, самое главное, — перспективным и выгодным местом для иностранных инвестиций, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран, в том числе Великобритании, Швейцарии, Германии, России, Австрии и др. Основные государства — инвесторы в экономику Беларуси представлены на диаграмме (рис. 6).
Рисунок 6. Основные инвесторы в экономику Республики Беларусь
Источник: «Наука и Инновации» № 12(58) 2007.
Наибольший интерес для нашей страны представляют прямые иностранные инвестиции, которые не увеличивают государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси — финансовый, производственный, интеллектуальный и др.
В настоящее время в республике осуществляют коммерческую деятельность более 3,8 тыс. организаций, созданных с участием иностранного капитала. Успешно сотрудничаем с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные фирмы: «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (выпуск одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (изготовление медицинского оборудования) и др.
Всего с участием иностранного капитала в текущем году предусмотрено финансирование 173 инвестиционных проектов на сумму 1281,5 млн. долл. США. Фактически в первом полугодии текущего года привлечено 469,6 млн. долл. США под финансирование 80 проектов.
План мероприятий по привлечению иностранных инвестиций предусматривает следующее:
Интенсивность затрат на технологические инновации, т.е. их величина по отношению к объему отгруженной продукции, составила в 2006 г. 7,6%. Значительная активность затрат отмечалась в отраслях: черной металлургии — 36,1%, стекольной и фарфоро-фаянсовой — 16,7%, медицинской — 13,3%, топливной промышленности — 7,9%. Самый низкий уровень интенсивности затрат в микробиологической промышленности — 0,8%.
Основным источником финансирования технологических инноваций по-прежнему считаются собственные средства предприятий. В 2006 г. их доля в общем объеме денежных средств составила 74,1%, что ниже уровня 2005 г. на 3,8 %. 3а данный период на 5,7 % выросла доля бюджетных ассигнований, за счет роста в них средств республиканского бюджета (на 5,3 %).
Инновационная деятельность предприятий страны в 2006 г. характеризовалась увеличением объемов отгрузки инновационной продукции на 17,2% в текущих ценах. Однако, несмотря на рост в абсолютном выражении ее доля в общем объеме отгруженной продукции снизилась на 0,4 п.п. и составила 14,8%. Доля принципиально новой продукции в объеме отгруженной инновационной продукции возросла на 7,3 п.п., до 28,9%. Объем усовершенствованной продукции в 2006 г. составил 40,9% от общего объема отгруженной инновационной продукции, против 35,3% в 2005 г. Почти половина всего объема (46,6%) — инновационная продукция, отгруженная предприятиями машиностроения и металлообработки. На топливную промышленность пришлось 32% объема отгрузки, на черную металлургию — 7,6%, на химическую и нефтехимическую промышленность — 5,6%.
В 2006 году снизился удельный вес экспорта инновационной продукции в объеме отгруженной инновационной продукции до 72,9% (в 2005 г. — 83%). Основными экспортерами в 2006 г. были предприятия топливной промышленности, машиностроения и металлообработки. На долю предприятий этих отраслей приходилось соответственно 40,6 и 38,3% отгруженной за пределы республики инновационной продукции. При этом предприятия топливной промышленности практически всю инновационную продукцию (92,7%) реализовывали за границу. Высокой долей отгрузки на экспорт характеризовались, наряду с этим, предприятия химической и нефтехимической промышленности — 88,8%, черной металлургии — 86%.
Услуги инновационного
характера в 2006 г. оказывали 30 организаций,
22 из которых — организации связи.
Уровень инновационной
Уменьшилось число малых 88 субъектов малого предпринимательств, что на 23%. меньше чем в 2005 г. Их удельный вес в общем числе организаций малого предпринимательства сократился с 1,8% в 2004 г. до 1,3% в 2006 г. Одновременно объем затрат на технологические инновационных предприятий увеличился на 1,4% в текущих ценах по сравнению с 2004 г. и составил 17,0 млрд. руб.
Основным источником денежных средств на инновации являлись собственные средства предприятий. Вместе с тем, существенно увеличилось финансирование за счет средств республиканского бюджета — с 172,4 млн. рублей в 2004 г. до 2610,1 млн. руб. в 2006 г., что привело к увеличению удельного веса бюджетных средств в финансировании инноваций с 1 до 15,4%.
Научные исследования и разработки в последние годы проводятся в Беларуси в трехстах НИИ, КБ, вузах, промышленных и иных предприятиях. Более 80% исследований и разработок выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования, здравоохранения и т.д.
В соответствии с декретом Президента страны осуществлены кардинальные изменения в организации и формах осуществления фундаментальных и прикладных исследований, с целью их преимущественной ориентации на потребности конкретных отраслей экономики.
По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
В области прикладных исследований и разработок ежегодно выполняются 30-35 ГНТП и ГНХП. Результаты внедрения разработок последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной техники и т.д.
Замедлены, но не остановлены негативные тенденции в научной и научно-технической сфере. Это уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей. С начала 90-х годов прошлого века их количество сократилось в 3,3 раза, а отнесенное к 1 млн. жителей оно стало, например, в 2,2 раза ниже, чем в Швеции и 2,8 раза - чем в Японии.
До настоящего времени из научной среды происходит отток кадров среднего возраста. За последние 10 лет исследователей в возрасте 30-39 лет уменьшилось вдвое (с 32,3% до 15,9%), а старше 60 лет возросла в 4,5 раза (с 2,1% до 12,2%). Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, необходимой для воспроизводства научных школ.
Продолжает устаревать материально-техническая база научных организаций. Более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, очень низок удельный вес оборудования и приборов нового поколения. Имеются трудности в поддержании в работоспособном состоянии действующих уникальных экспериментальных комплексов.
Научно-исследовательская деятельность в высших учебных заведениях направлена как на обеспечение связи между научными исследованиями и образовательным процессом с целью подготовки квалифицированных специалистов для отраслей, так и на разработку новых технологий и конкурентоспособной продукции. В 2006 году из 34 Государственных фундаментальных программ, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований по 21 государственной программе вузы выступают в качестве головных исполнителей.
Ряд известных белорусских предприятий, таких как ПО «Минский тракторный завод», ПО «БелАЗ» успешно модернизируют свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В то же время в целом по промышленному комплексу уровень инновационной активности предприятий составляет всего 13%, ч то в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. В результате удельный вес осваиваемой новой продукции в производственной секторе составляет лишь 2,3% в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении – 6%.
Поэтому организация инновационной деятельности на предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы.
Также предусматривается развитие сферы информационных технологий, которая является наиболее прогрессивной среди наукоемких отраслей Беларуси, пока развивается недостаточными темпами. В целях формирования благоприятной среды для информационных технологий, противодействия оттоку специалистов за рубеж, привлечения инвестиций в белорусскую экономику создано ГУ «Парк высоких технологий». Улучшить ситуацию в инновационной сфере призван Указ Президента страны (от 06.07.2005 г. № 3125) о структуре приоритетных макротехнологий.
Технологическая инфраструктура в стране развивается медленно. В ее состав входят сегодня в основном субъекты технопарковой деятельности. В настоящее время в республике функционирует 9 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам. Помимо технопарков в настоящее время в Беларуси действует сеть центров трансфера технологий (республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения), а также инновационные бизнес – инкубаторы.
Вклад технопарков в инновационное развитие страны недопустимо мал. Их доля в объеме отгруженной инновационной продукции составляет в целом по народному хозяйству менее 1 %.
Следует отметить, что наиболее слабым является инновационный предпринимательский сектор, который являться важным звеном инновационной инфраструктуры в странах Евросоюза.
Вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. численность их сотрудников составляет всего 0,6% от общей численности работающих в малых предприятиях. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды не создаются предприятия инновационного сервиса. Использование инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов и уровня доходности во всех областях хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. Поэтому организации, наряду с активизацией проведения собственных разработок, в области продуктовых и технологических инноваций, шире стали привлекать научные учреждения к решению проблем производства.
Из данных таблицы 4 видно, что организации очень высоко оценивают важность использования инновационных технологий в своем производстве.
Таблица 4. Результаты оценки важности инновационной деятельности
по статистической отчетности
Наименование результата, страны |
Число организаций промышленности и сферы услуг, оценивших результаты инновационной деятельности как | ||
основные |
значительные |
незначительные | |
Результаты инновационной деятельности: |
|||
Замена снятой с производства устаревшей продукции, услуг |
76 |
110 |
91 |
Улучшение качества продукции, услуг |
166 |
172 |
63 |
Расширение ассортимента продукции, видов услуг |
176 |
177 |
57 |
Сохранение и расширение традиционных рынков сбыта |
|||
Создание новых рынков сбыта: |
158 |
177 |
67 |
в Республике Беларусь |
93 |
153 |
101 |
в Российской Федерации |
80 |
106 |
97 |
в других странах СНГ |
39 |
72 |
96 |
в странах — членах Европейского союза и других странах Европы |
|||
21 |
41 |
66 | |
в США и Канаде |
4 |
19 |
33 |
в странах Юго-Восточной Азии |
7 |
25 |
40 |
в других странах |
5 |
24 |
57 |
Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам |
142 |
160 |
92 |
Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса |
74 |
160 |
122 |
Рост производственных мощностей |
91 |
151 |
109 |
Сокращение затрат на заработную плату |
26 |
108 |
172 |
Сокращение материальных затрат |
56 |
153 |
146 |
Сокращение энергозатрат |
80 |
163 |
112 |
Снижение загрязнения окружающей среды |
49 |
139 |
115 |
Улучшение условий труда |
73 |
163 |
132 |
Информация о работе Инновационная система Республики Беларусь