Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

 

На рисунке 2 проиллюстрирована взаимосвязь различных аспектов конкурентоспособности, в частности, подчеркивается, что наиболее «фундаментальный» характер имеет конкурентоспособность менеджмента и предпринимательской идеи, а внешнее восприятие конкурентоспособности в основном связано с рыночным предложением.

Рисунок 2- Структура конкурентоспособности

Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на рынке необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.

Конкурентное преимущество предприятия — превосходство, высокая компетентность предприятия в какой-либо области деятельности [14, C. 800]. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.

Устойчивое конкурентное преимущество – это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени [16, C. 448]

 В таблице 2 перечислены некоторые подходы, использование которых позволяет торговой фирме получить такие преимущества.

    Таблица 2 – Подходы к созданию конкурентного преимущества

Тип преимуществ

Подходы к созданию преимуществ

Преимущества, основанные на внешних отношениях

Отношения с покупателями

Увеличение числа лояльных покупателей

Правовые аспекты

Наличие местных законов, препятствующих выходу на рынок новых конкурентов

Преимущества в налогообложении

Расположение

Поставщики

Прочные взаимосвязи

Преимущества, основанные на внутренних отношениях

Управление товарными запасами

Низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба

Больше товаров

Широкий ассортимент

Выгодные условия закупка

Низкие цены

Лучшие покупатели

Больший объем продаж

Работа отдела продаж

Лучший сервис

Лучшее представление прайс-листов

Лучшая реклама

Большая безопасность, низкий уровень хищений

Лучшие работники склада

Лучшие менеджеры фирмы

Системы контроля

Лучшая информационная система управления

Эффективное распределение

Лучший контроль за запасами


         Следует отметить,  что этот список не является исчерпывающим. Любое действие, предпринимаемое предприятием, может стать основой для получения превосходства над конкурентами.

          Важнейшей целью оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы [6, C. 234].

 

а)  Каковы основные цели конкурента?

б)  Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

в) Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

г) Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

С точки зрения результативности деятельности предприятий-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить основные факторы, требующие изучения. Они варьируются в зависимости от объекта конкурентоспособности (таблица 3):

Таблица 3 – Основные факторы конкурентоспособности в зависимости от    объекта   конкурентоспособности

Объект

Факторы

Товар (продукция)

- продукция и его критерии  качества;

- цена;

- доведение продукция до потребителя;

- продвижение продукция;

- доля рынка.

Производственная организация

- эффективность производственной  деятельности;

- финансовое положение;

- эффективность организации сбыта  и продвижения товара на рынке;

- конкурентоспособность продукции;

- доля рынка

Торговая

- имидж фирмы;



                                                                      Продолжение таблицы 3

организация (объединены факторы, выделенные различными авторами)

- динамичность развития;

- уровень диверсификации хозяйственной  деятельности (видов бизнеса);

- способность к риску;

- разнообразие ассортимента товаров;

- качество реализуемых товаров;

- рациональность ассортимента  товаров;

- культура обслуживания;

- условия обслуживания;

- доступность услуг;

- суммарная рыночная доля главных  видов бизнеса;

- стабильность финансово-экономического  положения;

- рыночная цена товаров с учетом возможных скидок или наценок;

- частота и глубина проводимых  маркетинговых исследований, их  бюджет;

- предпродажная подготовка товаров;

- эффективность сбыта с точки  зрения используемых каналов  товародвижения;

- уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

- уровень рекламной деятельности;

 

- уровень послепродажного обслуживания;

- политика предприятия во внешней  предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

- трудовая этика (желания и умения  трудиться);

- гибкость и готовность к  самосовершенствованию;

- мобильность рабочей силы (желание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран);

- дух конкуренции. Конкурентоспособность  формируется там, где присутствует  дух соревнования.

Отрасль

- производительность труда;

- уровень оплаты труда;

- капиталоемкость;

- наукоемкость и технический  уровень продукции;

- совокупность знаний и научных  заделов, необходимых для самостоятельного  освоения продукции и ее воспроизводства;

- объем технологических заделов  для реализации научных и проектно-конструкторских  разработок;

- степень экспортной ориентации  или импортной зависимости отрасли;

- степень соответствия уровня  развития отрасли общему уровню  развития национального хозяйства;

- экспансия отрасли.


 

 

                                                                   Продолжение таблицы 3

Страна

- динамизм экономики 

- динамизм рынка 

- развитие финансовой системы 

- роль государства 

- ресурсы и инфраструктура

- готовность стимулирования торговой  деятельности

- политика страны в отношении  нововведений 

- социально-политическая обстановка


         Данный перечень можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Каждый из факторов оценивается по нескольким критериям.

В экономической литературе существует множество различных взглядов на критерии конкурентоспособности.

Критерий (с греческого «criterion»)  означает признак,  на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Критерий - это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности предприятия. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния и  характеризующий количественные и качественные стороны явлений, их сущность. Критерий должен выражать конечную цель достижения конкурентоспособности предприятия.

Критерии,       характеризующие      конкурентоспособность      торгового предприятия, должны отвечать следующим требованиям:

а) отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;  

б) фиксировать уровень затрат предприятия на достижение поставленных целей;

в)    быть   универсальным,   чтобы   его   можно   было   сопоставлять   критериями других организаций;  

г)  подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;

д) учитывать масштабы времени.

Конкурентоспособность предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Критерии   и   показатели   конкурентоспособности   предприятия

 

 

 

Показатели конкурентоспособности

Критерии оценки технического уровня предприятия

а) механизация и автоматизация деятельности;

б) техническая оснащенность труда;

в) уровень состояния основных фондов предприятия.

Критерии экономического потенциала и эффективности деятельности

а) доля на рынке;

б) объем продаж;

в) экономия затрат;

г) рациональность эксплуатации основных фондов (фондоотдача);

д) наивысшая рентабельность;

е) совершенствование организации труда; 

ж) производительность труда;

Критерии финансового состояния предприятия

а) коэффициент автономии;

б) доходность предприятия;

в) коэффициент платежеспособности предприятия;

г) коэффициент абсолютной ликвидности;

д) коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Критерии оценки ассортимента продукции

а) широта ассортимента;

б) глубина ассортимента;

в) коэффициент обновления ассортимента;

г) коэффициент устойчивости ассортимента

Критерии эффективности стимулирования спроса

а) степень обновления ассортимента;

б) степень завершенности покупки;

в) объем и структура неудовлетворенного спроса;

г) рентабельность рекламных мероприятий

д) степень приверженности покупателей к торговому предприятию

Критерии эффективности менеджмента

а) репутация фирмы

б) эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников;

в) стиль управления;

г) эффективность руководства;

д) принципы организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления.

Критерии состояния и квалификации трудовых ресурсов

а) компетентность продавцов;

б) соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников;

в) участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях;

г) уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников.


Перечисленные критерии конкурентоспособности находятся в тесной взаимосвязи. Изменение показателя каждого из них приводит к неизбежному изменению других показателей. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, данный список можно продолжить применительно к конкретному предприятию.

 

        1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ

 

Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н. Печенкин, А. Глухов, П.С. Завьялов, Г.Л. Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 3.

Рисунок 3- Иерархия методов оценки конкурентоспособности

Следует отметить, что не все методы оценки конкурентоспособности предприятия подходят для торговли. Это связано с тем, что факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В таблице 5 представлена классификация, достоинства и недостатки  методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия

Таблица 5 – Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия.

Количество параметров оценки

Название метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Графические  методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия

Количество осей координат

Матрица БКГ

При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия

Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения фирмы

Количество осей координат=2

Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»

Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов; выработать дальнейшие стратегии

Модель статична, трудно оценить качественные характеристики


                                                                    Продолжение таблицы 5

 

Матрица Портера

Наглядное структурирование

достижения конкуренции

Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ

Количество осей координат > 2

Метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»

Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определения текущего положения относительно конкурентов

Сложность при расчете показателя, получении исходных данных, отсутствие прогнозной информации

Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара

Количество параметров ≤ 2

Модель Розенберга

Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное число

Трудно определить и оценить наиболее важные для продукции характеристики с точки зрения потребителя. Нет сравнения с идеальными характеристиками товара

Интегральный показатель конкурентоспособности

Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами

Применение экспертного метода, трудность в определении параметров и их значимости

Оценка конкурентоспособности товара на основе уровня продаж

Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды

Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки

Количество параметров > 2

Модель с идеальной точкой

Метод дает представление об идеальной продукции, позволяет определить степень отклонения данной продукции от идеала

Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок

Универсальные аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия

Количество параметров ≤ 2

Метод рейтинговой оценки

Достаточно точно определяет место данного предприятия относительно его конкурентов

Сложность при расчете показателя, полученных исходных данных, отсутствие прогнозной информации

 

Оценка на основе расчета доли рынка

Метод позволяет определить тип и место фирмы на рынке

Нельзя определить причины выявленного положения фирмы, разработать необходимую стратегию

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия