Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

- потенциально высокую емкость рынка для продуктов отрасли и его высокую адаптивность к новинкам; легкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров;

- возможность экономии на масштабах производства;

-прочность конкурентных позиций  на существующих рынках.

К территориальным факторам конкурентоспособности (мезо-экономическим) можно отнести:

-благоприятные естественные условия  деятельности;

  • удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
  • высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • благожелательное отношение местных властей и населения и прочее.

Основными внутренними для компании {микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:

  • передовой технический и технологический уровень производства;
  • высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
  • применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
  • квалифицированный персонал;
  • активная инновационная деятельность;
  • наличие финансовых ресурсов;

-четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);

  • обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
  • наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Утрата конкурентоспособности возможна в результате:

-замедления инноваций, темпов создания и улучшения продукции, совершенствования производственной системы;

  • резкого изменение величины и структуры спроса;
  • невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
  • утраты доверия со стороны покупателей;
  • потери гибкости;
  • ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
  • ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медленному разложению фирмы.

Мерами по усилению конкурентоспособности являются:

-постоянное совершенствование  продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;

  • обеспечение его превосходства над заменителями;
  • нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
  • творческое использование полезного опыта конкурентов;
  • умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
  • интенсивное использование рекламы и прочее.

Конкурентные преимущества имеют в своей основе определенные факторы (источники) - компоненты внешней или внутренней среды фирмы, по которым она превосходит, или в ближайшее время будет превосходить конкурирующие компании.

Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):

1.Высокая обеспеченность факторами  производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).

Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.

2.Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.

Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.

  1. Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается.
  2. Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.

Конкурентоспособные родственные отрасли за счет технологического и информационного взаимодействия, общей инфраструктуры усиливают конкурентоспособность также и экономики в целом.

  1. Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.
  2. Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.

         7. Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.

          8. Высокий уровень организационной культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.

Успех в конкуренции достигается преимущественно противостоянием не столько денег, сколько людей, поэтому он - успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой.

  1. Благоприятная для компании конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки).
  2. Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства    в экономических и политических кругах лоббирование.
  3. Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.
  4. Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.
  5. Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.

Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового.

  1. Изучения распознавание на раннем этапе потребностей рынка и возможностей их удовлетворения, что требует всех покупателей и посредников, конкурентов.
  2. Использование  противоправных  факторов  (коррупции, связей с организованной преступностью).

Ни одна, даже очень крупная фирма, не обладает сразу всеми перечисленными источниками конкурентных преимуществ, а те, которыми располагает, не может задействовать одновременно и в полном объеме.

Конкурентоспособность организаций торговли означает, во-первых,  соответствие качества и ассортименты товаров, услуг запросам потребителей; во-вторых, наличие преимуществ по  сравнению с конкурентами; в-третьих, возможность выстоять в конкуренции, сохраняя преимущества в течение длительного периода.

В основе конкурентоспособности торговых организаций лежат две составляющие: качество торговли и экономическая эффективность. Одним из основных факторов конкурентоспособности торговой организации являются конкурентоспособные товары. Как известно, под конкурентоспособностью товаров подразумевается то, что создает возможность из сбыта на данном рынке, в данный период (качество, цена, условия реализации, реклама, обслуживание).

Кроме того, представленные товары должны соответствовать запросам покупателей. Качество торговли также зависит от эффективного использования торговых площадей, что способствует внедрению прогрессивных методов реализации товаров, предоставлению торговых услуг покупателям.

Качество и культура торгового обслуживания измеряются системой показателей, которая включает оценку выполнения плана товарооборота по объёму и структуре, соблюдение ритмичности реализации товаров, совершенствование технологии продажи. К показателям, характеризующим качественную сторону деятельности торговых организаций, относятся: скорость торгового обслуживания населения, широта и стабильность ассортимента, завершенность покупки и др.

Для общей оценки качества и культуры торгового обслуживания можно использовать метод экспертных оценок (метод Дельфи).

Повышение конкурентоспособности торговых организаций тесно связано с наличием или отсутствием преимуществ по сравнению с конкурентами. Среди них можно выделить следующие: торгово-хозяйственные (эффективное использование ресурсов, местоположение организации, оптимизация расходов ); маркетинговые (объём торговых услуг, гибкость ценообразования, эффективность взаимодействия с поставщиками ); организационно-управленческие (квалификация и опыт руководителей, система планирования и обработки информации ). Возможность сохранения данных преимуществ будет зависеть от их значимости, количества, своевременного обновления, типа рынка, форм и методов конкуренции на нем.

В экономической литературе принято разделать конкурентные преимущества на две группы: преимущества низкого и высокого порядка. К первой группе относятся преимущества, которые могут легко получить и конкуренты, например, низкие цены, экономия расходов, использование активных форм продажи и др. Получение преимуществ высокого порядка связано с уровнем квалификации руководителей и коммерческих работников, оснащенностью торговой организации, гибким обслуживанием покупателей и т.д. К числу преимуществ  высокого порядка можно отнести следующие: дифференциация на основе товаров и услуг, имидж торговой организации, тесные взаимосвязи с поставщиками товаров и другое.

Повышению конкурентоспособности торговых организаций способствует использование активных методов продажи товаров; проведение рациональной ассортиментной и ценовой политики; установление оптимального режима работы организации; размещение мелкорозничной торговой сети в местах с наиболее интенсивными покупательскими потоками; обеспечение высокого качества торгового обслуживания населения; совершенствование аналитической работы; эффективное использование системы материального стимулирования труда работников; рациональное использование ресурсов,  соблюдение режима экономии.

 

 

 

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «Мрамолит»

 

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Мрамолит»

 

Объектом исследования  является компания ООО «Мрамолит».

Компания «Мрамолит» основана в 1999 году. За это время фирма успела зарекомендовать себя надежным поставщиком трубной продукции и металлопроката.

Место нахождения Общества: Российская Федерация, 623100, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Папанинцев 41,тел.: 8-908-907-26-83, 8-953-387-62-97,

8-922-603-36-80, E-mail: uhlm@mail.ru, g-serge@yandex.ru

В настоящий момент времени компания специализируется на оптовой и мелкооптовой торговле и доставке труб, стройматериалов.

Компания наладила прочные связи со многими регионами России, тесно сотрудничает с производителями и поставщиками трубной продукции и металлопроката: ОАО «Группа ЧТПЗ», ОАО «ММК», ОАО «АМЗ», ОАО «Мечел», ОАО «Группа «Металлпрофиль-Урал».

Основные принципы деятельности ООО «Мрамолит»:

а) Использование только, соответствующего ГОСТам и СНИПам товара.

б) Поддержание всегда широкого ассортимента продукции.

в) Жесткий контроль за доставкой и хранением всей продукции.

г) Мгновенное реагирование на требования покупателей.

д) Гибкое ценообразование.

Компания постоянно заботится о расширении своего ассортимента. Идя навстречу своим покупателям, фирма предлагает к продаже новые востребованные на строительном рынке позиции.

На текущий момент общество с ограниченной ответственностью «Мрамолит» (далее по тексту ООО «Мрамолит») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.

ООО «Мрамолит» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в апреле 1999 года. ООО «Мрамолит» имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

ООО «Мрамолит» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

ООО «Мрамолит», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия