Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:40, курс лекций
Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- управление;
- организация производства.
Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис. 1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.
Система призвана обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы.
Маркетинговые исследования — процесс, состоящий из пяти этапов (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Схема маркетингового исследования
Первый этап — происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования.
Второй этап — разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных.
Третий этап — сбор информации.
Сбор первичных данных требует выбора методов исследования, подготовки инструментов исследования, составление плана выборки и выбора способа связи (табл. 5.1).
Таблица 5.1
План сбора первичных данных
Методы исследования |
Наблюдение Эксперимент Опрос |
Инструменты исследования |
Анкета Технические средства |
План составления выборки |
Объект выборки Объем выборки Процедура выборки |
Способ связи с аудиторией |
Телефон Почта Личный контакт |
Четвертый этап — анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей.
Пятый этап — представление основных результатов, дающих управляющему по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Г. Система анализа маркетинговой информации
Система использует методики статистической
обработки данных и модели, облегчающие
деятелям рынка процесс принятия
оптимальных маркетинговых
Система анализа маркетинговой информации представлена на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Система анализа маркетинговой информации
5.4. Потребительские рынки
и покупательское поведение
Потребительский рынок — это отдельные лица и домохозяйства, покупающие товары или услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как субрынки женщин и мужчин, молодых потребителей и пожилых людей и т.д.
Модель покупательского
Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь большое преимущество перед конкурентами. Именно поэтому тратится так много времени и усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
На рис. 5.6 представлена модель покупательского поведения.
Задача продавца — понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя.
Рис. 5.6. Модель покупательского поведения
Характеристики покупателя
На поведение покупателя при покупке товара большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического характера. (рис. 5.7).
В своем большинстве это факторы, не поддающиеся контролю со стороны продавца, но их обязательно следует принимать в расчет.
Рис. 5.7. Факторы, влияющие на покупательское поведение
Факторы культурного уровня оказывают самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя.
Культура — основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человек с детства усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. (Например, по национальной принадлежности, религии, по географическому району и т.д.).
Социальное положение. В каждом обществе существуют различные общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Факторы социального порядка. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
Референтные группы — группы, оказывающие прямое и особенно сильное влияние на поведение человека при личном контакте или косвенное влияние (семья, друзья, соседи и коллеги, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.д.).
Семья. Оказывает сильное влияние на покупателя (родители и дети, муж и жена и т.д.).
Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, индивид является сыном, мужем и отцом и преуспевающим управляющим фирмой. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.
Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки данной роли со стороны общества. Роль управляющего фирмой имеет в глазах данного общества более высокий статус по сравнению с ролью сына. В качестве управляющего фирмой индивид будет покупать товары (одежду, обувь, автомобиль), которые отражают именно эту его роль и статус.
Факторы личного порядка
На решениях покупателей сказываются факторы личного порядка, особенно такие, как возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, род занятий, уровень доходов, образ жизни и тип личности.
Факторы психологического порядка
На покупательском выборе индивида сказываются также основные факторы психологического порядка:
-
мотивация;
- восприятие;
- усвоение;
- убеждения;
- отношения.
Мотивация
Мотив (или побуждение) — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации.
Самые популярные из них — теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу — предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу.
Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений.
Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.
Теория мотивации Маслоу
Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных.
Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 5.8.
Рис. 5.8. Иерархия потребностей по Маслоу
По степени значимости потребности
располагаются в следующем
- физиологические потребности;
- потребности самосохранения;
- социальные потребности;
- потребности в уважении;
- потребности в самоутверждении.
Человек стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.
Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию.
Избирательное восприятие. Сталкиваясь с огромным количеством раздражителей, человек не в состоянии реагировать на все. Большинство из них он отсеивает, а замеченными оказываются следующие раздражители:
- связанные с имеющимися в
данный момент потребностями;
- которых ожидают;
- которые резко отличаются какими-то своими
значениями от обычных.
Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.
Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.
Усвоение
Человек усваивает знания в процессе деятельности.
Усвоение — это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.
Убеждения и отношения
Посредством действий и усвоения человек
приобретает убеждения и
Убеждение — мысленная характеристика индивидом чего-либо.
Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.
Отношение. Почти ко всему — политике, одежде, музыке, еде и т.п. — человек имеет собственное отношение.
Отношение — сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.
Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг к другу товарам. Так что фирме будет выгоднее вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться их изменить.
Процесс принятия решения о покупке
Этапы, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению, приведены на рис. 5.9.
Рис. 5.9. Процесс принятия решения о покупке
Осознание проблемы
Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды. На этом этапе продавцу необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить:
- какие именно ощутимые нужды
или проблемы возникли;
- чем вызвано их возникновение;
- каким образом вывели они покупателя
на конкретный товар.
Собирая подобную информацию, продавец получает возможность выявлять раздражители, которые чаще всего привлекают интерес индивида к товару.
Поиск информации
В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- личные источники (семья,
- коммерческие источники (реклама, продавцы,
оптовики, упаковка, выставки и т.д.);
- общедоступные источники (средства массовой
информации);
- источники собственного опыта (изучение,
использование товара).
Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников. А самыми эффективными являются личные источники, то есть коммерческие источники обычно информируют, а личные — "узаконивают" информацию и(или) дают ей оценку.
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках и их свойствах. Последовательность комплектов, задействованных в процессе принятия решения о покупке, приведена на рис. 5.10.
Рис. 5.10. Комплекты, задействованные в процессе принятия решения о покупке
Фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее товар (марку) в комплект осведомленности и в комплект выбора потребителя.
Оценка вариантов. Потребитель рассматривает данный товар как определенный набор свойств. Разные потребители считают для себя актуальными разные свойства. Каждый конкретный потребитель обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.
Потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Продавец не должен считать, что именно эти свойства обязательно являются самыми важными.
Потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках. Эти убеждения могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
Считается, что каждому свойству
потребитель приписывает функци
Решение о покупке. Оценка вариантов приводит к ранжированию товаров в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного товара.
Реакция на покупку. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой формирует его реакцию. Все зависит от соотношения между ожиданиями потребителя и эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, то потребитель удовлетворен, если превышает их — потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им — потребитель неудовлетворен.
Ожидания потребителя формируются на основе информации, получаемой им от продавцов, друзей и из прочих источников. Если продавец преувеличивает эксплуатационные характеристики товара, у потребителя возникнут слишком высокие ожидания, которые в результате обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.
Отсюда следует, что продавец должен выступать с такими утверждениями в пользу товара, которые достоверно отражали бы его эксплуатационные свойства.
Информация о работе Курс лекций по "Экономике и управлении предприятием"