Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:40, курс лекций
Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- управление;
- организация производства.
Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис. 1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.
Рис. 3.10. Матричная структура управления по проектам
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная.
Сравнение структур управления
Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задач управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Эта структура управления характеризуется:
- высокой централизацией
- организацией директивных связей по
однолинейному принципу;
- преобладающим применением инструментов
координации с технической поддержкой.
По идее, штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако, вследствие своей профессиональной компетентности, их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
Структура имеет следующие преимущества:
- обеспечивает высокую
- позволяет точно определить места принятия
решений и необходимые ресурсы (кадровые);
- способствует стандартизации, формализации
и программированию процессов управления.
Недостатки:
- структура жестка и с трудом
реагирует на изменения;
- образование специфических для функциональных
подразделений целей затрудняет горизонтальное
согласование.
Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.
При этом обеспечивается:
- относительно большая
- организация директивных связей по линейному
принципу;
- относительно мощное использование
инструмента координации с технической
поддержкой;
- быстрая реакция на изменения рынка;
- освобождение высших руководителей фирмы
от оперативных и рутинных решений;
- снижение конфликтных ситуаций вследствие
гомогенности целей в дивизионе.
К числу недостатков этой структуры относят:
- относительно высокие затраты
на координацию ввиду
- при децентрализации теряются преимущества
кооперации, что часто требует централизации
выполнения отдельных функций (НИОКР,
снабжение и т.д.).
Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач.
Общими признаками этой организационной формы являются:
- лимитированное пространство
принятия решений инстанциями
менеджмента;
- организация директивных связей по многолинейному
принципу;
- большие затраты на координацию между
инстанциями.
Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект.
Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).
Проблемы такой организации состоят:
- в регулировании задач,
- больших затратах на координацию;
- возможных директивных конфликтах.
Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов (см. рис. 3.10).
Их проблемы состоят:
- в конфликтах между
- неуверенности менеджеров в реальности
сроков выполнения задач по проектам.
Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная (тензорная) структура управления: изделие-регион-функция.
Проблемы такой структуры
- конфликт из-за власти между
представителями нескольких инстанций;
- преобладающая работа в группах и, следовательно,
возможная задержка в принятии решений
и коллективная ответственность (безответственность).
Поэтому требуется однозначное регулирование компетентности и нормальные рабочие отношения между партнерами.
Пример трехмерной структуры управления фирмы "Доу корнинг" — на рис. 3.11.
Рис. 3.11. Трехмерная схема управления фирмы "Доу корнинг"
В фирме имеется 10 основных направлений деятельности. По ним создано 10 производственных советов под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи — обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому "центрами прибыли". Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются "центрами издержек производства".
В фирме осуществляется единое перспективное планирование в трех измерениях
4.1. Структура бизнеса как системы
На рис. 4.1 приведена структура бизнеса как закрытой системы, внутри которой происходит взаимодействие решений в инвестиционной, хозяйственной и финансовой сферах деятельности фирмы и осуществляется расширенное воспроизводство инвестируемых ресурсов.
Рис. 4.1. Структура бизнеса как системы
Схема показывает, как новые инвестиции,
добавляясь к общей сумме ранее
инвестированных средств, поступают
в хозяйственную сферу
В финансовой сфере деятельности производится распределение этой прибыли между владельцами (в форме дивидендов), кредиторами (процентов) и бюджетом (налогов).
Часть нераспределенной прибыли реинвестируется для развития производства и вместе с привлеченным капиталом составляет потенциал финансирования предприятия, который в виде новых инвестиций вновь поступает в хозяйственную деятельность.
Рассмотрим более подробно затронутые понятия.
4.2. Прибыль
Порядок образования прибыли показан на рис 4.2.
Рис. 4.2. Порядок образования прибыли
Прибыль от реализации продукции (продаж) Пр — это разность между выручкой от продаж Вр и издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимости) Зпр, суммой налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов АКЦ:
Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.
Прибыль от прочей реализации (Ппр) — это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затрат на эту реализацию (Зр):
Ппр = Впр - Зр.
Прибыль от внереализационных операций — это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):
Пвн = Двн - Рвн.
Доходы от внереализационных операций — это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией.
Расходы по внереализационным операциям — это затраты на производство, которое не дало продукции.
Балансовая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн.
Чистая прибыль: Пч = Пб - отчсл.
Нераспределенная прибыль: Пнр = Пч - ДВ - проц.
Порядок распределения прибыли
Прибыль может распределяться по направлениям, изображенным на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Распределение прибыли
Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующими нормативными актами.
Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению.
Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению персонала фирмы.
4.3. Издержки производства
и сбыта продукции (полная
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В состав себестоимости включаются следующие виды затрат:
1) затраты, непосредственно связа
2) затраты по обслуживанию производственного
процесса.
3) затраты, связанные с управлением производством.
4) затраты, связанные с совершенствованием
технологии и организации производства,
повышением качества и надежности продукции,
изобретательством и рационализаторством.
5) затраты на содержание и эксплуатацию
природоохранных сооружений.
6) затраты по обеспечению нормальных условий
труда и технике безопасности.
7) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой
кадров.
8) выплаты, предусмотренные законодательством
о труде.
9) отчисления от расходов на заработную
плату.
10) платежи по обязательным, установленным
законом видам страхования и по кредитам
банка.
11) отчисления в специальные фонды.
12) затраты на воспроизводство основных
производственных фондов, то есть амортизационные
отчисления.
13) износ нематериальных активов.
14) предусмотренные законом налоги, сборы,
платежи и др. обязательные отчисления.
15) другие виды затрат в соответствии с
установленным законодательством порядком.
Кроме того, в фактической себестоимости отражаются:
а) потери от брака;
б) затраты на гарантийный ремонт, обслуживание;
в) потери от простоев по внутрипроизводственным
причинам;
г) недостачи при отсутствии виновных
лиц;
д) денежные пособия в установленном законом
порядке.
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты.
Классификация затрат
Затраты можно классифицировать по следующим признакам:
1) по способу отнесения затрат
на себестоимость единицы
а) прямые (связаны с производством
конкретных видов продукции, можно
непосредственно включать в себестоимость
единицы продукции);
б) косвенные или накладные (затраты, связанные
не с производством определенного вида
продукции, а с производством вообще);
2) по однородности состава
а) простые — экономически однородные
(затраты материальные одинакового
целевого назначения);
б) комплексные — экономически разнородные
затраты, но одинакового целевого назначения
(на содержание и эксплуатацию оборудования);
3) по видам расходов:
а) по экономическим элементам (в
основу классификации положена экономическая
однородность затрат вне зависимости
от места возникновения затрат и направления
использования (зарплата);
б) по статьям калькуляции (учитываются
место возникновения и направления использования);
4) по характеру связи с объемом производства:
а) условно-постоянные — к ним принято
относить такие затраты, величина которых
не изменяется с изменением степени загрузки
производственных мощностей или изменением
объема производства;
б) условно-переменные — к ним относятся
затраты, изменяющиеся в зависимости от
изменения объема производства.
Классификация затрат по экономическим элементам
Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1) материальные затраты (за
Возвратные отходы — остатки материальных
ресурсов, образовавшиеся в процессе производства,
утратившие полностью или частично потребительские
качества исходного ресурса и в силу этого
используемые с повышенными затратами
или вовсе не используемые по прямому
назначению.
2) затраты на оплату труда.
3) отчисления от затрат на оплату труда
(на социальные нужды).
4) амортизация основных фондов.
5) прочие затраты.
По данной классификации можно определить общие затраты на производство и реализацию продукции (составить смету затрат на производство).
Информация о работе Курс лекций по "Экономике и управлении предприятием"