Лекции по «Экономике организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики – результат исторического процесса, развития общественного разделения труда. Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. Так, например, в составе промышленности имеется более 15 крупных отраслей. Интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами.

Содержание

1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка…………………………………..…….…...4
1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике……..……....…...4
1.1.1.Отрасль в системе рыночной экономики…………………………………………………....…….4
1.1.2. Организация (предприятие). Типы предприятий………………………………………..….….....4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………...…....6
1.2.1. Предпринимательство…………………………………………………………………...……..…..8
1.3 Производственная структура организации (предприятия)……………………………….....….....11
1.3.1. Элементы производственной структуры…………………………………………………..….....11
1.3.2 Типы производственной структуры………………………………………………..………...…...12
1.3.3 Производственный процесс……………………………………………………….…………...….12
1.3.4 Организация производственного процесса……………………………………….……………...13
1.3.5 Длительность и структура производственного цикла…………………………….…………......15
1.3.6 Типы производства и формы его организации…………………………………….…...…….….16
1.4 Основы логистики организации (предприятия)……………………………………………………18
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики…………………………………………………....………..18
1.4.2 Принципы логистики…………………………………………………………………..….….……19
1.4.3 Производственная логистика……………………………………………………….…..………...21
1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)………………………...……………..….…..22
1.4.4.1 Управление производственными запасами…………………………………….………..……22
1.4.4.2 Организация закупок………………………………………………………………..….……....24
1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции……………………………….……..………25
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики…………………………………………..…..……..27
2. Ресурсы предприятия и показатели их использования……………………………….……..……..27
2.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия….……..…….27
2.1.1 Экономические ресурсы предприятия……………………………………………….……..……27
2.1.2 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов………………………………….………..….29
2.2 Основной капитал и обеспеченность им предприятия……………………………….………..….29
2.2.1 Экономическая сущность основных фондов……………………………………….…….…..….29
2.2.2 Состав основных фондов……………………………………………………………..….……..…30
2.2.3. Учет и оценка основных фондов………………………………………………….…..….…..….32
2.2.4 Движение основных фондов…………………………………………………….……...….……...33
2.2.5 Износ основных фондов………………………………………………………….….………...…..34
2.2.6 Амортизация основных фондов……………………………………………………….……...…..35
2.2.7 Показатели использования основных производственных фондов………………………...…..36
2.2.8 Пути улучшения использования основных производственных фондов…………….…..….….40
2.3 Оборотные средства предприятий…………………………………………………………...….….40
2.3.1 Экономическая сущность оборотных средств………………………………………….………..41
2.3.2 Нормирование оборотных средств………………………………………………….…….………42
2.3.4 Показатели использования оборотных средств…………………………………….………..….43
2.3.5 Ускорение оборачиваемости оборотных средств………………………………………….……44
2.4 Капитальные вложения и их экономическая эффективность…………………………….………44
2.4.1 Значение капитальных вложений………………………………………………………….……..44
2.4.2 Классификация капитальных вложений……………………………………………………..…..45
2.4.3 Экономическая эффективность капитальных вложений…………………………………..……46
2.4.4 Учет фактора времени при оценке эффективности капитальных вложений…………….……49
2.5 Аренда, лизинг, нематериальные активы……………………………………………………..……51
2.5.1 Аренда……………………………………………………………………………………….….…..51
2.5.2 Лизинг (финансовая аренда)……………………………………………………………..…...…...53
2.5.3 Нематериальные активы……………………………………………….……………….……..…..54
3. Кадры, производительность труда и оплата труда……………………………………….….….….54
3.1 Состав кадров…………………………………………………………………………….………….54
3.2 Показатели численности……………………………………………………………….……….…..56
3.3 Производительность труда и методы ее измерения……………………………………….………57
3.4 Факторы и резервы роста производительности труд…………………………………….………..58
3.5 Экономическая сущность заработной платы………………………………………………………59
3.6 Фонд потребления, его состав………………………………………………………………………60
3.7 Основные принципы построения заработной платы…………………………………….….……..61
3.8 Тарифная система…………………………………………………………………………………....62
3.9 Формы и системы оплаты труда…………………………………………………………………….62
3.9.1 Повременная форма оплаты труда………………………………………………………………..62
3.9.2 Сдельная форма оплаты труда…………………………………………………………………….63
3.9.3 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих………………………………………65
3.9.4 Бестарифная система оплаты труда………………………………………………………………66
4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)…………………………………………………………………….……….68
4.1 Себестоимость………………………………………………………………………………………..68
4.1.1 Пути снижения себестоимости……………………………………………………………………71
4.2. Цена……………………………………………………………………………………….………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 820.00 Кб (Скачать файл)

В экономике страны функционируют  миллионы различных организаций (предприятий), которые различаются между собой  по ряду признаков, которые положены в основу их классификации:

    1. По виду хозяйственной деятельности различают организации (предприятия):

- производственные –  в основе своей деятельности  имеют производство продукции,  работ или услуг;

- строительные – занимаются  производством строительной продукции  и работ;

-   торговые – осуществляют операции по купле-продаже товаров;

-   транспортно-  экспедиторские – специализируются  на операциях по доставке товаров  потребителям.

 

    1. По форме собственности организации (предприятия) могут быть:

-  государственные  – основаны на государственной собственности на имущество;

- муниципальные –  имущество их является муниципальной  собственностью;

-  частные – основаны  на частной собственности на  имущество;

- смешанные – когда  имущество образованно за счет  вкладов участников различных  форм собственности.

    1. По характеру правового режима собственности различают организации (предприятия):

- индивидуальные –  основаны на частной собственности  физических лиц;

-    коллективные:

      а) с  общей долевой собственностью;

      б) с  общей совместной собственностью.

    1. По мощности производственного потенциала, размеру организации (предприятия) различают:

- малые – до 50 занятых  работников;

- средние – от 50 до 300-500 занятых работников;

- крупные – свыше  500 занятых работников.

    1. По организационно-правовой форме деятельности различают организации (предприятия):

- полное товарищество;

- товарищество на вере;

- общество с ограниченной  ответственностью;

- общество с дополнительной  ответственностью;

- акционерное общество;

- производственный кооператив;

- унитарное предприятие.

 

1.2. Организационно-правовые формы предприятий.

 

В соответствии гражданским кодексом РФ в Росси могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

Хозяйственные товарищества и общества:

    • Полное товарищество;
    • Товарищество на вере (коммандитное товарищество);
    • Общество с ограниченной ответственностью;
    • Общество с дополнительной ответственностью;
    • Акционерное общество (открытое и закрытое).

 

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками  по обязательствам, возникшим до его  вступления в товарищество.

Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

 

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

 

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники общества с  ограниченной ответственностью несут  риск убытков, связанный с деятельностью  общества в пределах стоимости внесенных  ими вкладов.

 

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

 

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники  которого могут свободно продавать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом.

Акционерное общество, акции  которого распределяются только среди  его учредителей или иного  заранее определенного круга  лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции.

 

Особенности функционирования акционерных обществ заключается  в следующем:

    • Они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
    • Распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
    • Участие акционеров в управлении обществом;
    • Право акционеров на получение дохода (дивиденда);
    • Дополнительные возможности стимулирования персонала.

 

Производственные  кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Члены производственного  кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

Прибыль кооператива  распределяется между его членами  в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

 

Государственные и  муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия.

Унитарные предприятия  подразделяются на две категории:

    • Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
    • Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения  – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться, распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в  пределах, установленных законом, в  соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения  шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность  в управлении.

Предприятия могут создавать различные объединения.

 

1.2.1. Предпринимательство.

 

Предпринимательство –  это инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может  заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Предпринимательская  деятельность может осуществляться одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, именуется индивидуальной трудовой деятельностью, а с привлечением наемного труда – как организация (предприятие).

Для ведения предпринимательской деятельности необходимо создание следующих условий:

- многообразие форм  собственности и форм хозяйствования;

- стабильность экономической  и социальной ситуации в стране;

- экономическая свобода  производителей и потребителей;

- открытость и равновесность рынка;

- законодательная защита  собственности и прав предпринимателей;

- льготный режим кредитования  и налогообложения;

- развитая инфраструктура  поддержки предпринимательства;

- возможность гарантированного  страхования коммерческого риска;

- свободный выход на внешний рынок.

 

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

    1. Самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.
    2. Руководителем (менеджером) организации (предприятия) от имени собственника.

 

Сущность предпринимательства  раскрывается через функции:

- предприниматель берет  на себя инициативу соединения  факторов производства для создания  товаров (работ, услуг) с целью  получения прибыли;

- предприниматель –  организатор производства. Он определяет стратегию и тактику хозяйственной деятельности, принимает ответственность за их проведение;

- предприниматель –  это новатор, т.к. внедряет новые  нетрадиционные приемы, и способы  увеличения прибыли;

- предприниматель сознательно  идет на риск для достижения цели.

Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель  берется за все, за что потребитель  готов сегодня заплатить деньги.

Чтобы реализовать товар, его необходимо иметь. Товар предприниматель  может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое.

Производственное  предпринимательство  - это деятельность, направленная на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, подлежащих последующей реализации потребителям. Для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы. Исходным элементом технологии реализации данного вида предпринимательства является выбор основной области деятельности. Выбор вида деятельности предполагает проведение маркетинговых исследований: насколько товар или услуга нужны покупателю (клиенту), каков спрос, его величина и тенденции развития, какова возможная продажная цена, издержки производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.

Результатом данного  вида предпринимательства является производство товара, который должен быть реализован. Реализация возможна через посредников или личными  силами. Необходимо следить за конъюнктурой, чтобы своевременно отреагировать  на изменения в спросе.

Предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости  средств, считать, что сделка должна давать прибыль не менее 20-22% от затрат.

Каналы распределения  продукции также должны быть под  контролем предпринимателя, т.к. этим во многом определяется скорость оборота вложенных средств.

Коммерческое предпринимательство – характеризуется тем, что его содержание составляют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. имеет место перепродажа. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор – что покупать, что перепродавать и где. Цена реализации должна быть выше закупочной цены, спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным. Необходимо провести исследование рынка с целью оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары, работы, услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы цены покупки и реализации.

Разрабатывается конкретный план действий – маркетинг-план. В  нем определяются мероприятия по проведению сделки купли-продажи; делается расчет цен по закупке и продаже, затрат и результатов; определяются средства на рекламу, транспортные расходы, требуемый персонал, затраты по аренде помещений, формы реализации товаров, закупку товаров; обосновывают получение кредитов; рассчитываются налоги. Важным моментом при разработке маркетинг-плана является увязка по срокам и исполнителям. Тщательно разработанный маркетинг-план позволяет оценить степень выгодности сделки.

Информация о работе Лекции по «Экономике организации (предприятия)»