Организация товароснабжения и доставки товаров в розничное торговое предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть организацию товароснабжения в розничной торговле на примере предприятия «Автоцентр Трейд».
Задачи данной работы:
¬¬– теоретическое исследование системы товароснабжения;
– выявление факторов, влияющих на выбор форм и каналов продвижения товаров на рынок;
– изучение методов и схем завоза товаров на розничное торговое предприятие;
– изучение форм товародвижения;
– изучение факторов, влияющих на выбор транспортных связей;
– анализ эффективности экономической деятельности предприятия;
– анализ товароснабжения на предприятии основе предприятия по продаже автомобильных запчастей ООО «Автоцентр Трейд».

Содержание

Введение 4
Глава 1 Организация товароснабжения розничного торгового предприятия 6
1.1. Понятие товароснабжения, значение товароснабжения 6
1.2. Задачи товароснабжения розничной сети в условиях рыночной экономики 9
1.3. Основные принципы товароснабжения розничной торговой сети 11
1.4. Источники поступления товаров, выбор поставщиков 14
1.5. Выбор оптимальных форм товароснабжения, методов, схем завоза товаров 19
1.6. Расчет транспорта, необходимого для обеспечения завоза товаров 24
Глава 2 Анализ и оценка эффективности экономической деятельности предприятия 26
2.1. Организационная структура ООО «Автоцентр Трейд» 26
2.2. Анализ организации системы товароснабжения ООО «Автоцентр Трейд» 29
2.2.1 Анализ планирования и контроля товарных запасов 29
2.2.2. Анализ схемы завоза товаров 30
2.2.3 Анализ эффективности системы товароснабжения ООО «Автоцентр Трейд» 36
2.3. Экономический анализ эффективности предприятия ООО «Автоцентр Трейд» 37
2.3. Оценка эффективности системы товароснабжения ООО «Автоцентр Трейд» 47
Глава 3. Проблемы товароснабжения и предложения по улучшению экономической эффективности ООО «Автоцентр Трейд» 49
3.1. Проблемы товароснабжения ООО «Автоцентр Трейд» 49
3.2. Предложения по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Автоцентр Трейд», их экономическое обоснование 50
Заключение 54
Список использованных источников 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая организация комдеят.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий–поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.

Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его  этапах прогрессивных технологических  решений. Большую роль здесь играют модульные транспортные системы, являющиеся основой индустриализации товароснабжения  розничной торговой сети.

Таким образом, товароснабжение как  и любой процесс имеет свои принципы организации и функционирования такие как планомерность,  ритмичность, оперативность, экономичность, централизация, технологичность, которые позволяют соблюдать графики завоза товара, реагировать на изменение спроса с минимальными временными и транспортными затратами, вследствие чего увеличивая эффективность предприятия.

 

 

1.4. Источники поступления товаров, выбор поставщиков

Для создания в розничной  торговой сети широкого, устойчивого  ассортимента в соответствии со спросом  населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников.

Рассмотрим основные источники поступления товаров. «Предприятия – изготовители товаров народного потребления различных форм собственности: государственные предприятия легкой и пищевой промышленности, акционерные общества, объединения, концерны, собственные предприятия потребительской кооперации, а также частные фирмы. Непосредственно от них товар в магазины может завозиться в том случае, когда партия единовременной отгрузки в производственном ассортименте без подсортировки соответствует потребности торгового предприятия, при работе со скоропортящимися товарами и товарами с короткими сроками реализации, а также с местными поставщиками. С целью увеличения объемов поступления товаров непосредственно от изготовителей в магазин следует активно работать по вовлечению в товарооборот местных ресурсов.»5

C поставщиком товаров заключается договор поставки на определенную группу товаров или договор продажи с условием самовывоза. При анализе обеспеченности товароснабжения договорами поставки все группы реализуемые товаров на предприятии охвачены, и товароснабжение на предприятии обеспечивается бесперебойно в достаточном количестве и ассортименте.

По своей экономической  природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность  сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения  населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

В условиях рыночной экономики  организация и технология закупочной работы в Российской Федерации претерпела коренные изменения.

Для  успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров предприятия розничной торговли должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях. Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья.

«К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно–экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.»6

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.). 

В обобщенном виде всех поставщиков  товаров можно подразделить на две  категории: поставщиков–изготовителей и поставщиков–посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).

«Поставщиками–посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального), регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия–брокеры, предприятия–агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины–склады и т.п.).

Оптовые посредники в  условиях рыночной экономики приобретают  самостоятельное значение в сфере  закупочной (оптовой) деятельности.

Дистрибьютор – фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых  закупок у крупных промышленных фирм–производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма –  предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и зарубежным гражданам  в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) – торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже, действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.

Дилер – юридическое  или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.»7

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными (внутриобластными), внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

Поставщики также различаются  по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные – внесистемными.

По форме собственности  поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок  товаров, коммерческие работники заносят  данные по каждому поставщику. Указываются  данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условиях поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы.

С поставщиками товаров  должны быть налажены рациональные хозяйственные  связи, преимущественно прямые и  долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков–изготовителей на стабильной долговременной основе.

Таким образом, процессы выбор поставщиков и выбор  источников поступления товара тесно  взаимосвязаны, и для создания в розничной торговой сети широкого, устойчивого ассортимента в соответствии со спросом населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников у разных поставщиков. 

 

1.5. Выбор оптимальных форм товароснабжения, методов, схем завоза товаров

Выбор оптимальных форм товароснабжения, методов, завоза товаров  напрямую влияет на эффективность деятельности предприятия, потому что взаимосвязан с транспортными расходами, а так же скоростью обращения товара.

«Завоз товара в магазин в  зависимости  от  порядка  имеют  две формы: транзитную и складскую.

Завоз товаров  непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные  склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.

Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.»8

Выбор той или  иной формы товародвижения требует  учета конкретных условий и зависит  от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и  покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и  складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.

Транзитный  завоз товаров в магазине снижает  расходы по загрузке–выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров, а также заказчик, напрямую контактируя с изготовителем, может влиять на уровень качества выпускаемой продукции (см. Рисунок 1).

В большинстве  случаев транзитный завоз товаров  осуществляется с промышленных предприятий, расположенных в одном городе.

При снабжении магазинов товарами применяют две формы доставки:

1. централизованная

2. децентрализованная (самовывоз)

Централизованная – доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.

Преимущества централизованной доставки:

– механизация погрузочно–разгрузочных работ;

– сокращение времени простоя автомашин;

– возможность оптимального построения маршрута;

– эффективно используется специализированный транспорт; широкое применение находит тара–оборудование.

 

Рисунок 1. Схема транзитного потока.

 

Преимущества  складской формы товародвижения:

– более крупные закупочные партии позволяют снижать отпускные цены изготовителей;

– уменьшается совокупный страховой запас, т.е. гарантийный запас, который создается на случай задержки поступления очередной партии товара против предусмотренного планом срока завоза.

Также необходимо учитывать маршруты товародвижения:

– кольцевой,

– линейный.

Учитывая, что линейные маршруты рационально применять для розничных предприятий, объем завоза товара в которые равен или кратен объему перевозки продукции в одном автомобиле при его полной загрузке , а кольцевые маршруты целесообразно использовать при завозе товара в небольшие магазины, общая сумма заказа которых будет равна грузоподъемности автомобиля. При маятниковом товародвижении может возникнуть проблема обратных порожних рейсов транспорта, которую иногда удается решить путем координации работы транспортно–экспедиционных фирм.      

Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т.д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи  централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективный  метод доставки товаров на розничные торговые предприятия – централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

Оптовые предприятия  и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

Информация о работе Организация товароснабжения и доставки товаров в розничное торговое предприятие