Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития 5 торговли
1.1 Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования 6
1.2 Закон «О торговле», его содержание и назначение для развития 16
торговли
2. Анализ основных направлений развития торговли на примере 20
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.1 Экономико-организационные характеристики предприятия 21
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.2 Анализ условий деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 24
на современном этапе
3.Пути совершенствования деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 27
Заключение 30
Список источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

- структурная перестройка  на потребительском рынке, способная  обеспечить сбалансированное развитие  отдельных звеньев торговой системы;

- стимулирование развития  интеграционных процессов в торговле;

- совершенствование системы  государственного контроля безопасности  и качества товара;

- формирование национальной  модели защиты внутреннего рынка.

            Основной целью развития торговли  является стабильное удовлетворение  платежеспособного спроса населения  на высококачественные товары  широкого ассортимента при высоком  уровне обслуживания, а также  увеличение сопутствующих услуг.

             Приоритетным направлением станет  развитие электронной торговли  путем формирования национальной  электронной товаропроводящей сети. Намечено открытие интернет-магазинов организациями, осуществляющими производство потребительских товаров. Более широкое развитие получат такие качественно новые системы электронных платежей, как мобильный банкинг и интернет-банкинг. Предусматривается создание единой унифицированной базы данных о товарах и услугах, информационной системы банка электронных паспортов товаров.

             Продолжится развитие торговой  инфраструктуры. Одним из основных  элементов товаропроводящей сети  Республики Беларусь станут торгово-логистические  центры. В текущем пятилетии намечено  строительство более 1,5 тыс. магазинов. При этом большинство из них  будут оснащены платежными терминалами  для осуществления расчетов с  применением банковских пластиковых  карточек.

              Развитие розничной торговли  будет основываться на увеличении  количества современных торговых  центров (гипермаркеты, супермаркеты) при сокращении объемов продаж  на рынках, в павильонах, киосках. В районных центрах планируется  открыть 21 новый супермаркет. Дальнейшее  развитие получат социально ориентированные  розничные торговые объекты (дискаунтеры с минимальными торговыми надбавками для малообеспеченных граждан).

              В системе Белкоопсоюза в каждом райцентре намечено создание современных торговых объектов площадью 250 кв. метров и более, строительство торговых мини-магазинов шаговой доступности с площадью до 100 кв. метров, в том числе на автотрассах.

               Предусматривается комплекс мер  по стимулированию развития торговли  в сельской местности путем  создания небольших магазинов  по торговле товарами повседневного  спроса. Для жителей малонаселенных  сельских территорий, в которых  отсутствует стационарная торговая  сеть, будет расширена развозная  торговля. Для этого дополнительно  планируется организовать 56 автомагазинов, увеличить число заездов в  каждый сельский населенный пункт.

                В целях приближения товара  к покупателю предусматривается  развитие мелкорозничной торговой  сети в местах отдыха, развлечений  и проведения массовых мероприятий. Намечена организация оказания  широкого круга дополнительных  видов торговых, бытовых и иных  услуг в магазинах и торговых  центрах.

                 В целом реализация намеченных  мер позволит увеличить за  пятилетие объем розничного товарооборота  в 1,7–1,8 раза, повысить обеспеченность  торговыми площадями до 600 кв. метров  на 1 тыс. жителей, создать современную инфраструктуру и эффективную систему товародвижения, интеграции в систему мирового товарооборота.     

            

    1. Закон  « О торговле», его содержание  и значение для  развития торговли

              Закон «О торговле РБ был  принят 28 июля 2003 г. № 231-З, Палатой представителей 12 июня 2003 года и одобрен Советом  Республики 30 июня 2003 года,    Изменения и дополнения Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г.  №  247-З   (Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь, 2003 г., № 133, 2/996);

 Закон Республики Беларусь от 20 июля  2006  г.  №  162-З (Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь,  2006 г., № 122, 2/1259)]

            « Настоящий   Закон  определяет  правовые  основы   осуществления  торговли   на   территории  Республики  Беларусь,   государственного  регулирования и контроля в  области торговли и направлен  на  создание благоприятных  условий  для эффективного  осуществления  торговли  в  целях  удовлетворения  спроса физических и юридических  лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.».

            Закон «О торговле» состоит  из 6 глав:  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВИДЫ ТОРГОВЛИ, ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТОРГОВЛИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

        В  законе 30 статей.

        Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. В ст. 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.           

               В соответствии с Законом Республики  Беларусь «О торговле» рынок  определяется как имущественный  комплекс, включающий специально  отведенный участок с расположенными  на нем зданиями, сооружения­ми, оборудованием, предназначенным для  осуществления юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями  торговли сельскохозяйственной  продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товара­ми, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [19, с.16].

                 Формы государственного регулирования  торговли определены ст. 17 Закона  Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

• сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

• лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

• квотирование поставок товаров;

• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

             Под закупочной интервенцией  понимается закупка товаров у  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей Республики Беларусь  в целях обеспечения сбалансированности  спроса и предложения. Товарная  интервенция — это продажа  товаров торговым организациям  и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории  Республики Беларусь, в целях  стабилизации предложения и ликвидации  товарного дефицита.

             В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

            Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

             Государственными органами определены  правила торговли, которые устанавливают  единые требования, в соответствии  с которыми субъекты торговли  осуществляют розничную торговлю  и общественное питание. Предусмотрен  государственный контроль в области  торговли.

                Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.

              Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел [19, с.18].

               Закон Республики Беларусь «О  торговле» определяет правовые  основы осуществления торговли  на территории республики, государственного  регулирования и контроля в  области торговли и направлен  на создание благоприятных условий  для эффективного осуществления  торговли в целях удовлетворения  спроса физических и юридических  лиц на товары, выполнение работ  и оказание услуг. Действие этого  закона распространяется на юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории  страны.

              Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. 

               В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.

          За нарушение торгового законодательства  предусматривается экономическая, административная либо уголовная  ответственность. Законодательными  актами, устанавливающими ответственность  и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.Научно-технический прогресс в торговле

Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых работников и масштабам хозяйственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения эффективности торговли – ускорение темпов научно-технического прогресса.

 

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний. НТП – это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

 

Научные достижения находят свое выражение не только в технике и технологиях, но также в знаниях и навыках людей. Нововведения требуют психологической и организационной перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изменений в системе управления. Переход к рыночной экономике ведет к коренной перестройке всех слагаемых НТП – планирования, управления, финансирования, кредитования и стимулирования, международного научно-технического сотрудничества [14, с.6].

 

К числу основных направлений этой перестройки относятся:

 

• ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаро­производители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;

 

• замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;

Информация о работе Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений