Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие торговли, ее виды и формы. Цели и задачи развития 5 торговли
1.1 Роль и задачи торговли в современных условиях хозяйствования 6
1.2 Закон «О торговле», его содержание и назначение для развития 16
торговли
2. Анализ основных направлений развития торговли на примере 20
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.1 Экономико-организационные характеристики предприятия 21
ЧТПУП «Экопромэнергоплюс»
2.2 Анализ условий деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 24
на современном этапе
3.Пути совершенствования деятельности ЧТПУП «Экопромэнергоплюс» 27
Заключение 30
Список источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

 

• усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на нововведения, установление договорных цен;

 

• стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;

 

• внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.

 

Особенности НТП на современном этапе обусловлены научно-технической революцией (2-я половина ХIХ-ХХ в.), перешедшей в революцию технологическую. По определению английского философа Д. Бернала, научно-техническая революция – это совокупность взаимосвязанных глобальных переворотов в технике и науке, приводящих к изменению структуры производительных сил и места работника в производственной системе.

 

Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:

 

• создается единая техническая база с многозвенными технологическими комплексами;

 

• основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;

 

• занятость работников в сфере услуг (информацион­ных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;

 

• производство ориентируется на изготовление все бо­лее широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;

 

• увеличивается доля занятых на рабочих местах прин­ципиально нового типа, открывающих перспективу пол­ного использования и всестороннего развития способно­стей человека [14, с.7].

 

Основой НТП является научно-технический потенциал общества, т.е. организованная определенным образом система кадрового, научного, информационного, материально-технического и управленческого обеспечения для решения научно-технических проблем. НТП в общественном производстве, воздействуя на объемы производства и качество продукции, в значительной мере определяет темпы развития сферы обращения и возможности радикальных преобразований в этой сфере. Ускорение НТП в торговле имеет особое значение, так как по уровню производительности труда эта отрасль хозяйства отстает от других. Современное высокоиндустриальное производство товаров требует соответствующей ему технологии обращения.

 

Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе торговля неизбежно будет сдерживать производство.

 

От производительности труда в торговле зависят:

 

• скорость продвижения товаров до покупателей, ско­рость их обслуживания (а фактор времени в современных условиях имеет высокую социально-экономическую зна­чимость);

 

• товарооборачиваемость, ускорение которой ведет к снижению товарных потерь и других издержек, к более быстрому обновлению ассортимента;

 

• улучшение экономических результатов деятельности торговой организации.

 

Интенсификация процессов в сфере товарного обращения необходима для наращивания масштабов ее деятельности без дальнейшего существенного роста численности занятых. Научно-технический прогресс стимулирует развитие товарооборота, повышение рентабельности торговли, совершенствование технологии и материально-технической базы, системы управления в отрасли; вносит существен­ные изменения в содержание и характер труда торговых работников, их профессиональный состав и уровень подго­товки, способствует углублению разделения труда [14, с.8].

 

Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно отражаются на работе не только самой от­расли. С прогрессом тесно связано решение таких важней­ших социально-экономических проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение то­варов и услуг; облегчение домашнего труда, снижение за­трат нервной энергии, вызываемых очередями в магази­нах; повышение эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.

 

Об уровне научно-технического прогресса в торговле су­дят по тому, как повышается общий уровень культуры торговли, как создаются максимальные удобства покупа­телям при выборе и приобретении товаров и услуг, снижа­ются издержки потребления, являющиеся мерилом куль­туры торговли.

 

Прогресс торговли – составная часть НТП всего обще­ственного производства. Успехи, достигнутые в результате научно-технического прогресса промышленности (маши­ностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения совре­менными машинами, механизмами и приборами. В свою очередь технический прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые предпосыл­ки для его ускорения и расширения.

 

Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следу­ющие слагаемые:

 

• развитие прогрессивной технологии торговых про­цессов на всех этапах товародвижения;

 

• ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;

 

• прогресс в области развития материально-техниче­ской базы;

 

• совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;

 

• создание кадрового потенциала [14, с.9].

 

3.2.Новые технологии для  завоевания покупателей 

Место торговли (прежде всего розничной) определяется тем, что это один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка, для которого характерен быстрый и устойчивый рост на основе распространения новых форматов торговли. Крупные торговые сети становятся «локомотивом» этого рынка.

 

Ситуация на потребительском рынке характеризуется тем фактом, что торговые предприятия аккумулируют огромные деньги, которые домашние хозяйства тратят на потребительские расходы. По статистическим данным, в Беларуси около 80% семейного бюджета расходуется на этом самом быстрорастущем внутреннем рынке, определяющем уровень и динамику доходности торговых предприятий.

 

Общемировая тенденция развития торговли проявляется в опережающем росте новых торговых форматов за счет трех основных факторов:

 

• заполнение пустующих рыночных ниш;

 

• быстрое вытеснение традиционных и независимых магазинов с использованием экономических методов;

 

• постепенное вытеснение открытых рынков с использованием мер экономического и административного воздействия [11, с.78].

 

Торговля не только в Беларуси, но и во всем мире развивается стремительными темпами. Причем во многих странах обеспеченность торговыми площадями уже превысила нормативы в два и более раз. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям розничной торговли нужны новые технологии. В плане изменения тенденций в торговле значимым явилось начало нового тысячелетия. Начался новый виток роста качества торговых технологий, вызванный развитием в Беларуси крупных западных и отечественных сетей.

 

Стремительные изменения требу­ют от руководителей торговых организаций более глубоких знаний для гибкого реагирования в конкурентной среде. Опыт бело­русских торговцев растет стреми­тельно, но в любом случае он не мо­жет сравниться с традициями тор­говых династий и мощной теорети­ческой базой, которой располагают западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строи­тельства магазинов допускаются именно из-за отсутствия целост­ности концепции или копирования приемов успешных конкурентов, эффективных в других условиях, но мало применимых к данному ма­газину, сети или торговому центру.

 

Еще одна тенденция - это раз­витие торговых центров и соответ­ственно изменение покупательских привычек, перераспределение сил между торговыми организациями. Развитие торговых центров происходит довольно неоднород­но. Появились очень интересные и эффективные торговые и торгово-развлекатель-ные комплексы, но в то же время было построено очень много объектов с «врожденными дефектами». И, к сожалению, часто такие недостатки невозможно устра­нить в полной мере. Угроза потери большой части покупателей очень сильна: стоит в городе появиться успешно спланированному торго­вому центру, как покупатели тут же оценивают неудобства старого. Результат - сужение торговых зон, потеря городского или районного значения, трудности с арендатора­ми и т.п.

 

Недаром говорят, что для успеха магазина требуются три фактора: расположение, расположение и еще раз расположение. Поэтому анализ территории - важнейшая составляющая при открытии магазина. Если место удаленное и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специ­альными акциями.

 

А для того, чтобы реклама дей­ствительно работала на привлечение, должна быть хорошая автомобильная доступность (широкие проезды, отсутствие опасных поворотов) и удобная парковка. Возможность привлечения покупателей зависит и от размера торговой площади. Реально оценив выбранное место, магазин должен определиться с подходом: хватит ли сил, чтобы создавать притяжение, или магазин будет ориентироваться на ло­кальный рынок и использовать потоки, существующие на территории [1, с.25].

 

Новые технологии реализуются в новых формах обслуживания покупателей — фор­матах торговых предприятий. Современные покупатели отдают предпочтение качеству и удобству обслу­живания. Срок жизни традиционной концепции торгового предприятия, со­стоящей в выборе ассортимента, мест размещения магазинов и их форматов, методов обслуживания, философии бренда, за последние 20-25 лет сократил­ся в несколько раз. По мнению ведущих специалистов, концепции 70-80-х гг. прошлого столетия оставались успешными на протяжении 10-15 лет, впо­следствии рост доходов торговых предприятий существенно замедлился. Поя­вившиеся позже концепции начали исчерпывать экономический эффект еще быстрее — за 5-10 лет. В новых условиях торговые организации должны на­учиться обновлять концепции постоянно.

 

Возрастающая конкуренция, а также явный успех торговых организаций, созданных по новым стандартам, заставили владельцев «старых» существующих предприятий торговли задуматься о перспективе. Одним из выходов стала реконструкция зданий под новый формат торговли и реконцепция торго­вого предприятия, которая подразумевает под собой связанный комплекс мероприятий, призванных увеличить конкурентоспособность уже действующего торгового предприятия. В состав мероприятий при реконцепции могут входить ребрендинг, репозиционироваиие, ременеджмент, реброкеридж, редевелопмент, реинжиниринг, что индивидуально для каждой конкретной торговой организации. При этом реконцепция носит комплексный характер. Перечень мероприятий в каждом конкретном случае определяется набором факторов, указывающих на необходимость проведения реконцепции [11, с.82].

 

Одним из направлений развития торговли в стране в связи с возрастанием конкуренции является специализация, но «качество» специализированных магазинов в Беларуси очень неоднородно. С одной стороны, в области торговли непродовольственными товарами успешно работают крупные сети, которые делают специализацию преимуществом и успешно внедряют передовые приемы. Но существует и множество независимых специализированных магазинов и мелких сетей, которые обладают гораздо меньшими ресурсами. Возрастает насыщенность торговыми площадями, покупатели становятся более требовательными, а конкуренты - более опытными.

 

Рассмотрим способы увеличения прибыли специализированного магазина:

 

1) Группировка

 

Небольшому специализированному магазину трудно обеспечить большой поток покупателей. Традиционно оптимальным местом расположения считалась торговая улица - размещение блоком небольших арендаторов одинаковой специализации. В последнее время такой тип размещения стал получать развитие в торговых центрах. Наиболее часто встречаются «составные магниты» в областях строительных материалов, автотоваров, товаров для дома, детских товаров, обуви. Товарная категория в торговом центре становится заметной и привлекательной для покупателей, и небольшие арендаторы получают необходимый поток. Минимальная площадь «составного магнита» (сово­купная торговая площадь нескольких арендаторов) должна быть не менее 300 м2 в центре районного значе­ния. А в центре городского значения «составной магнит» детских товаров, обуви, товаров для дома и интерьера должен занимать не меньше 700 м2. Уточнение собственной концепции повышает шансы на успешную работу небольшого магазина в «составном магните».

 

Отдельно расположенные магазины уличного ритейла тоже могут получать выгоду от взаимодействии с соседними магазинами. Организация общей с «соседом» входной группы может увеличить количество посетителей магазина. При этом, об­щий вход делают даже известные и сильные сети специализирован­ных магазинов (например, аптека «36,6» и «Ле футур», «Дикая орхи­дея» и «Даниэль» на Кутузовском проспекте в Москве), иногда прямые конкуренты («Евросеть» и «Связ­ной»). На Украине крупные сетевые магазины бытовой техники очень ча­сто располагаются непосредственно рядом, образуя мощную торговую зону («АБВ-техника», «Comfy», «Эль­дорадо», «Фокстрот») [7, с.43].

 

Но, к сожалению, не все торговцы могут влиять на выбор места. Если место расположения магазина нельзя изменить, вопрос часто состоит не в том, как лучше продавать существующий ассортимент. Целью должно быть увеличение прибыли с торговой площади. Квадратные метры должны «работать», и для этого используются следующие приемы:

Информация о работе Основные направления развития торговли в условиях формирования рыночных отношений