Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Актуальность  вопросов данной проблемы диктуется  запросами практики, обусловленные  усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности  управления органов местного самоуправления, регуляции развертывающихся отношений  между населением и чиновниками, использования нравственных и воспитательных действий. Учитывая возросшую активность муниципальных образований в  самостоятельном регулировании  торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления  и развития механизма муниципального управления торговой сферой определяет особую актуальность выполненного исследования.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам  и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Поэтому создание условий для  обеспечения жителей г. Нижнекамска и Нижнекамского района услугами торговли является важной задачей в муниципальном управлении.

Проведем  социологический опрос покупателей, проживающих в сельской местности  о качестве торгового обслуживания населения. Для этого нами была разработана  анкета, задачами которой являлись:

– определение  влияние материальных условий на возникновение проблем у населения;

– исследование социально-экономическую сущность и методы управления торговой сферой муниципальных образований;

– выявление  основные тенденции формирования механизма  управления торговой сферой муниципальных  образований и его влияние  на развитие потребительского рынка  муниципальных образований;

– рассмотрение возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных образований.

Целью исследования являлось на основе данных социологического исследования выработать рекомендации по созданию благоприятных социально – экономических условий, правовых гарантий, способных улучшить координацию деятельности предприятий, учреждений и иных организаций и обеспечить население потребительскими услугами и услугами в сфере торговли.

 

 

 

 

 

 

 

3. Предложение и рекомендации по улучшению организации

торговли и общественного питания  в сельской местности

 

3.1 Перспективы развития сферы  розничной торговли

торговля общественное питание  сельская местность

Сегодня, в двадцать первом веке, розничная  торговля становится все более динамичной и высококонкурентной бизнес – зоной. В мировой практике розничной торговли постоянно происходят изменения и делаются все новые шаги, нацеленные на сохранение постоянных клиентов и приобретение новых. Главной задачей розничного торгового бизнеса в настоящее время является формирование лояльных клиентов. Действия в этой области разнообразны – нет единственного верного пути «ведения» торгового бизнеса, как нет предписаний или свода правил, гарантирующих успех. Есть только философия и концепция, определенный тип мышления и нацеленность на деятельность, направленную на потребителей и рынок. Для претворения этой цели необходимо выработать стратегию развития розничного торгового предприятия. Стратегия – это процесс, согласно которому организация осуществляет свои бизнес – задачи и реализует бизнес – стратегию. Данная стратегия будет осуществимой, если будет отвечать трем ключевым, решающим элементам всех рыночных ситуаций:

– конкурентной рыночной среде, в которой развивается  деятельность;

– клиентам, на которых нацелена торговая деятельность;

– возможностям и способностям торгового предпринимателя  заниматься этой деятельностью [36, с. 89].

Конкурентная  рыночная среда включает в себя внешние  неконтролируемые факторы, влияющие на розничного продавца в принятии торговых решений и ведении дел. Рыночная среда может быть разделена на «макросреду» и «микросреду».

Макросреда  состоит из крупных социальных сил, влияющих на весь рынок – политических, экономических, социальных, культурных, этических и технологических.

Микросреда  состоит из сил, которые влияют на способность компании соответствовать  нуждам и потребностям потребителей – это товары/ рынок, выбранные  компанией, ее клиенты, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и прочее. Для  розничного продавца анализ факторов микросреды необходим для решения  задач, связанных с тем, насколько  крупной должна быть компания, чтобы  извлечь выгоду из увеличения масштабов  бизнеса и преуспеть на фоне общего числа конкурентов, в то же время, оставаясь чуткой к нуждам потребителей.

Макросреда. Одним из традиционных способов определения  внешней среды является изучение четырех основных составляющих компонентов:

– политических и юридических факторов;

– экономических  факторов;

– социальных и культурных факторов;

– технологических  факторов.

Каждой  организации розничной торговли крайне важно вести постоянный контроль за факторами макросреды, постоянно отслеживая и оценивая потенциальный эффект изменений. При этом крайне важно научиться предвидеть возможные изменения тех или иных факторов макросреды с тем, чтобы заранее предпринять необходимые меры.

Политическая  среда включает все действия правительства, влияющие на розничный бизнес, что  может происходить как официальное  законодательство, так и посредством  конкурентной политики и действий в  области планирования. Большинство  законодательных актов и других правовых действий преследуют права  потребителей и разрабатываются  в их интересах, о разработке подобных законодательных и нормативных  актов становится известно заблаговременно. Поэтому розничные торговые компании, чувствительные к политическому климату, будут в состоянии предвидеть изменения и предпринять необходимые меры.

Экономическая среда. Экономические аспекты влияют на бизнес вообще и на розничную  торговлю в частности по двум направлениям. Во-первых, посредством влияния валового дохода и темпов инфляции на расходы  потребителей; во-вторых, через налоги, арендные ставки, затраты на заработную плату работников и прочие расходы, связанные с ведением розничного бизнеса.

Экономические аспекты не сводятся только к местной  экономической среде, в которой  существует магазин розничной торговли. Глобализация розничного бизнеса посредством  системы электронной коммерции  привела к тому, что международная  конкуренция, в основном основанная на ценовой политике, сегодня присуща  большинству рынков. Для некоторых  розничных предприятий конкурентное преимущество заключается в предоставлении небольшого набора услуг на местном, локальном рынке [37, с. 91].

Социокультура. Одной из важнейших тенденций общемирового масштаба является «старение» населения, и этот демографический сдвиг создает новые возможности для одних розничных предприятий и угрожает другим. Увеличение многоэтничности привело к потреблению большого числа экзотических продуктов. Компании не успевшие предугадать изменения во вкусах и пожеланиях потребителей, остаются позади. Это прекрасно понимают продавцы модной одежды, делающие все, чтобы предвидеть моду на цвета и стили, и старающиеся скорее формировать тенденции, чем следовать запросам потребителей.

В качестве яркой иллюстрации взаимопересечения социальной и экономической среды и влияния данного симбиоза на развитие розничной торговли, вне всякого сомнения, может служить российская практика. К концу четвертого года двадцать первого века российская социоэкономическая среда характеризуется следующими тенденциями:

– рост самоуважения россиян и осознания  собственного достоинства;

– россияне все больше заботятся об общем  качестве жизни;

– увеличение темпа жизни привело к стремлению экономить время;

– улучшение  жилищных условий обеспечивает появление  специальных мест для хранения запасов;

– распространение  западного стиля жизни и западных ценностей.

Система вышеперечисленных социально-экономических  факторов способствовала, во-первых, изменению  стиля потребительского поведения  жителей России и, во-вторых, привычек совершения розничных покупок, что  не может сказаться на развитии торгового  бизнеса в России.

Технологическая среда. Развитие технологии часто приводит к «революционным» преобразованиям  на рынке. Новые технологии начинают завоевывать подрыночные пространства, создают новые рынки – все это наглядно иллюстрирует бум Интернет – торговли в конце 1990-х годов. Интернет – торговля в настоящее время играет значительную роль в розничной торговле. Возможности Интернет – торговли способны навсегда изменить многие традиционные способы ведения бизнеса, что влечет за собой гораздо более глобальные и серьезные последствия, чем загородная торговля, вызванная увеличением числа автомобилей.

В то время  как появление электронной коммерции  революционно повлияло на развитие розничной  торговли, другие технологические усовершенствования скорее помогают розничному бизнесу, нежели изменяют его, способствуют повышению  его эффективности. Использование штрих-кодов изменило систему магазинного контроля и переучета, позитивно отразилось на торговом балансе и ускорив операцию выдачи товаров.

Появление пластиковых карточек положительно повлияло на стратегическом развитии торгового маркетинга. Значительный прогресс в технологиях производства быстрозамороженных продуктов питания  сделал возможным расширить ассортимент  продаваемых продуктов и пополнить  прилавки. Розничному предпринимателю  необходимо всегда быть в курсе новых технологических разработок, которые могут кардинально изменить или просто повысить эффективность его деятельности в будущем.

Микросреда. Микросреда включает в себя силы, ближайшие  к компании, которые определяют ее способность соответствовать потребностям клиентов. Классической моделью, рассматривающей  структуру конкуренции, является модель пяти движущих сил конкуренции М. Портера (рисунок 10).

На розничного предпринимателя воздействует огромное количество факторов внешнего влияния, начиная с прямой или косвенной  конкуренции и заканчивая финансовыми  учреждениями и акционерами, которые  могут, используя свою силу, ограничивать деятельность компании.

 

Рисунок 10. – Модель пяти движущих сил конкуренции М. Портера

 

Наиболее  разумной стратегией для сегодняшних  розничных предпринимателей является мирное сосуществование с конкурентами, которые способны предложить такие  же товары и услуги, всегда имея в  виду, что решения о совершении покупки принимаются потребителями. Вследствие ограниченности финансовых ресурсов большинства покупателей каждая покупка стала тщательно обдумываться, хотя использование кредитных карточек и других методов отсрочки платежей выгодно сказывает на развитии розничного бизнеса [37, с. 94].

Наиболее  разумной стратегией для сегодняшних  розничных предпринимателей является мирное сосуществование с конкурентами, которые способны предложить такие  же товары и услуги, всегда имея в  виду, что решения о совершении покупки принимаются потребителями. Вследствие ограниченности финансовых ресурсов большинства покупателей каждая покупка стала тщательно обдумываться, хотя использование кредитных карточек и других методов отсрочки платежей выгодно сказывает на развитии розничного бизнеса [37, с. 94].

Розничные предприниматели строят свои бизнес – стратегии на новых способах завоевания и, что самое главное, удерживании клиентов – необходимо непрерывно развивать постоянный контингент своих клиентов и поощрять покупателей к как можно более частому общению с ним.

Имидж законопослушного гражданина положительно сказывается на торговом бизнесе. Финансовая помощь местным благотворительным организациям или предоставление средств на проведение благотворительных мероприятий способствуют созданию хорошей репутации компании и формированию позитивных связей с общественностью при весьма небольших затратах.

Поставщики  являются инициаторами нововведений, несмотря на то, что именно розничным  предпринимателям, более близким  к конечному потребителю, наилучшим  образом удается выявить неудовлетворенную  потребность или неудовлетворенный  спрос. Только доскональное знание своего покупателя и тщательно продуманная  и выстроенная работа с поставщиками – реальная, единственно возможная  база для успешного формирования ассортиментной политики, правильной ценовой политики, эффективной политики продвижения, что, в свою очередь, ведет  к успеху розничной торговой компании.

Особую  роль в достижении рыночных целей  в торговой деятельности отводится  персоналу предприятия. Сегодня  необходим внутрифирменный маркетинг, нацеленный на то, чтобы каждый работник компании был сфокусирован на ее внутренней политике, что предполагает:

– применение маркетинговых технологий при построении необходимых для успешной работы розничного предприятия отношений  с работниками;

– использование технологий, обеспечивающих необходимое знакомство с персоналом, а также средств связи и стимулировании в целях быстрого и своевременного донесения до своего персонала компании корпоративных целей, стратегией, планов и другой необходимой информации;

– распространение  концепции частично занятого работника  и формирование его лояльности к  компании [38, с. 84].

Влияние покупателей на розничный бизнес очевидно: нет покупателя – нет  бизнеса. Покупателя необходимо привлечь в магазин, а затем побудить его  к покупке. Если клиенты будут  довольны, они придут за покупкой и  в следующий раз, а также расскажут  своим друзьям и знакомым об этом магазине: хорошая слава гораздо  дороже оплаченной рекламы. Если клиент остался недоволен – в этом случае он непременно расскажет об этом друзьям или даже свяжется с  одной из программ по защите прав потребителей или журналом. Было подсчитано, что  недовольный покупателей рассказывает от 10 до 20 людям о своем неудачном опыте. Такая антиреклама крайне губительна, поэтому необходимо идти навстречу клиенту до того, как негативная информация распространится. Для успешной торговли требуется значительное количество постоянных клиентов и розничный маркетинг должен ориентироваться на достижение этой цели.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания