Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, курсовая работа
Цель работы – совершенствование процесса социально-экономического планирования ГП Солигорский хлебозавод филиал РУП «Борисовхлебпром».
Методы исследования: экономико-статистические методы: табличный, группировок, сравнительный, абсолютных разниц, относительных величин.
Объективная оценка достигнутого
страной уровня экономического развития
и происшедших в связи с
этим количественных и качественных
изменений в процессе производства,
обмена, распределения и потребления,
условий и результатов
Уровень экономического развития,
таким образом, является не только следствием,
но и предварительным условием для
определения направлений и
Не случайно в США и
других странах с развитой рыночной
экономикой в конце каждого года
группе экспертов из числа наиболее
известных экономистов
Понятие «уровень экономического развития» относится к числу наиболее сложных. Оно охватывает все стороны воспроизводственного процесса страны, а также определяет ее место в мировом экономическом сообществе.
В экономической литературе сложилось признанное специалистами многих стран определение понятия «уровень экономического развития». Под ним понимается степень развития производительных сил страны и мера потребления ее населением материальных благ и социальных услуг.
При анализе рассматриваемой проблемы наукой выделяются понятия «экономическая мощь» и «экономический потенциал», отличные по содержанию от понятия «уровень экономического развития».
Понятия экономической мощи
и экономического потенциала — тождественны
и призваны характеризовать хозяйство
страны с количественной стороны. Эти
понятия отражаются в абсолютных
величинах, в числе которых такие
макроэкономические показатели, как
объем валового общественного продукта
и национального дохода, территория,
численность населения и
В межстрановых показателях среднедушевого производства национального дохода имеют место различия в уровнях производительности труда и эффективности общественного производства, доходах и потреблении населения, квалификации кадров и организации труда, развитии сферы социальных услуг и т.д.
Исключительно быстрое в
70-е годы обогащение восточных стран
на экспорте нефти способствовало образованию
разрыва между показателями среднедушевого
национального дохода и понятием
уровня экономического развития, характеризующего
страну с качественных позиций. С
учетом этого ООН было принято
решение при определении уровня
экономического развития страны дополнять
среднедушевое производство национального
дохода показателями доли промышленности
в национальном доходе страны, грамотности
населения и численности
Маленькая по территории и численности населения страна может занимать в таблице стран мира по уровню экономического развития первые строки, если она достигает высоких показателей среднедушевого производства продукции и услуг.
Одновременно огромные страны, обладая большой экономической мощью, из-за экономической отсталости занимают последние строки в таблице стран мира по уровню экономического развития и образуют особую группу слаборазвитых стран, нуждающихся в экономической помощи мирового сообщества.
Высокие темпы естественного прироста населения в странах Азии и Африки при отсутствии средств для создания новых рабочих мест — одна из главных причин, препятствующих экономическому росту и повышению уровня экономического развития этих стран.
Как уже упоминалось выше, социально-экономическое развитие - увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны. Если происходит увеличение этих составляющих - значит, страна развивается; если происходит снижение, то не развивается, даже при росте ВВП.
Из этого определения следует необходимость социальной ориентации экономического развития. Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношений, а о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований.
Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие социального партнерства и т.д.
Учет мирового опыта при разработке качественно новой стратегии даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тес ной увязке с экономическими факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера. Главное - мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их "встроенность" в развивающуюся рыночную систему. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает:
- обеспечение приоритета
социальных факторов роста:
- социальную поддержку
экономически активного
- формирование рынка с
минимальными социальными
- социальную защиту
- дальнейший рост социального потенциала.
Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. С другой - в силу сложившихся обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий характер (что не исключает в отдельные периоды приоритета экономических факторов)
Социальное развитие коллектива (форма №20 бизнес-плана) включает следующие разделы:
- улучшение жилищных условий;
- развитие социальной
инфраструктуры (подъездные пути
к населенным пунктам,
- содержание и строительство
учреждений просвещения и
- наличие предприятий
торговли и общественного
- предприятия бытового обслуживания;
- объекты физической культуры и спорта;
- учреждения здравоохранения;
- расходы на подготовку кадров;
- повышение квалификации работников;
- развитие личного подсобного хозяйства.
В соответствии с действующим законодательством, предприятиями и организациями уплачивается сбор на содержание дошкольных учреждений (относится на себестоимость продукции и включается в состав материальных затрат), сбор на содержание ведомственного жилого фонда во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов. Установлен следующий порядок уплаты:
Фактические затраты по содержанию детских дошкольных учреждений финансируются частично за счет сбора на содержание ведомственных дошкольных учреждений, оставшиеся затраты компенсируются из внебюджетного фонда местного Совета на указанные цели. Так же производятся расчеты по содержанию ведомственного жилого фонда. Ставки целевых сборов во внебюджетные фонды устанавливаются местными Советами народных депутатов (например, ставка сбора на содержание дошкольных учреждений 5% от начисленного фонда заработной платы, на содержание ведомственного жилья – 0,5% от прибыли предприятия).
Расходы на подготовку кадров не могут превышать 2% расходов на оплату труда работников за год, относимых на себестоимость продукции. Сумма расходов на подготовку кадров в учебных заведениях, превышающая установленный норматив, относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Развитие личного подсобного хозяйства происходит путем выделения земель для садово-огородных участков, сельхозугодий для сенокошения и выпаса скота, продажи населению по доступным ценам животных и птицы, кормов и топлива, а также прием от населения произведенной продукции.
Содержание и строительство клубов, столовых, библиотек и др. производится за счет средств предприятия, а также частично может финансироваться из бюджета и внебюджетных фондов.
План социального развития коллектива представляет собой составную часть организационного раздела бизнес-плана и, помимо всего прочего, является ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности фирмы (при условии, что планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).
План социального развития
коллектива предприятия представляет
собой научно обоснованную и материально
обеспеченную систему мероприятий,
направленных на всестороннее и гармоничное
развитие всех членов коллектива на основе
прогрессивных изменений
В план социального развития предприятия включаются следующие основные разделы.
1. Совершенствование социальной
структуры трудового
Планирование изменений социальной структуры основано прежде всего на планировании труда и персонала как базового социального процесса. Предпосылкой изменений в содержании и характере труда выступает научно-технический прогресс, внедрение мероприятий которого в социальном аспекте направлено на повышение содержательности труда, улучшение его социальной структуры, стирание различий между социальными группами работников и, таким образом, ведет к совершенствованию социальной структуры коллектива.
2. Улучшение условий труда
и охраны здоровья работников
предприятия. В этом разделе
особое внимание уделяется
3. Совершенствование оплаты
труда, улучшение жилищных и
культурно-бытовых условий
4. Воспитание личности, повышение
трудовой и общественной
Главной задачей данного
раздела плана является определение
перспектив совершенствования
В данном разделе бизнес-плана также можно привести информацию о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительных документах, форме собственности, законодательных ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защиты и т. д. Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д.