Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:57, дипломная работа
Цель дипломной работы, повышение эффективности мероприятий по охране лесного фонда на примере Территориального Управления Иркутской области по Илимскому Лесничеству.
Исходя из целей, поставленных в дипломной работе, были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
1. Произвести оценку современного состояния лесного хозяйства России и Иркутской области.
2. Изучить организационную характеристику ТУ АЛХ Илимского лесничества и провести анализ его деятельности.
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия в сфере охраны лесного фонда.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ 8
1.1. Проблемы охраны лесов России от пожаров 12
1.1.1. Основные причины пожарной катастрофы 12
1.1.2. Финансирование борьбы с лесными пожарами 13
1.1.3. Средства получения оперативной информации о лесных пожарах 16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬСНОСТИ. 19
2.1. Характеристика Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству 19
2.1.2. Анализ состояния лесного фонда и его динамика 25
2.1.3 Анализ поступления и расходования денежных средств из бюджета субъекта по Илимскому лесничеству 29
2.2. Общая характеристика АУ «Илимский лесхоз» 32
2.2.1. Анализ обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами 37
2.2.2.Анализ выполнения основных видов лесохозяйственных работ 38
2.2.3. Анализ систем, средств предупреждения лесных пожаров 40
2.2.4. Анализ по обеспечению охраны лесов от пожаров и защите леса43
2.2.5. Анализ лесных пожаров на территории ТУ «Илимского лесничества» 44
2.2.6. Анализ процесса подготовки к пожароопасному сезону 48
2.2.7. Анализ себестоимости продукции 51
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛЕЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 56
3.1. Обоснование и оценка эффективности предлагаемых мероприятий 56
3.2. Показатели эффективности до и после внедрения мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ СТРУКТУРА АГЕНСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 75
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В ГОРОДЕ УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)
Кафедра Экономики и менеджмента
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
повышение эффективности
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРиЯТИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЛЕСНОГО ФОНДА
(на примере ТУ АЛХ Иркутской области
по илимскому лесничеству)
Заведующий кафедрой
Кандидат исторических наук, доцент Л.И. Григорьева
Нормоконтролер
Старший преподаватель Н. А. Студенникова
Консультант
Старший преподаватель И.К. Абдулжабарова
Руководитель дипломной работы
Кандидат технических наук, доцент В.А. Савченкова
Исполнитель
Студент группы ЭУП-07 П.А. Сизых
Усть-Илимск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Россия по праву считается лесной державой, на неё приходится 1/5 часть всех лесов мира, 1/2 часть всех хвойных лесов, леса занимают примерно 50% всей площади страны и составляют 1,2 млрд. га [18].
Лесной комплекс включает в себя лесное хозяйство и лесную промышленность, и все, что с ними связанно. Исходя из того, что обе части лесного комплекса должны быть равноправны, а лесная промышленность является потребителем возобновляемых лесных ресурсов, в первую очередь рассмотрим вопросы современного состояния и перспективы развития именно лесного хозяйства [16].
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия [21].
Основные проблемы лесного хозяйства это: лесные пожары, нелегальный оборот, плохое качество лесных дорог, недостаток лесохозяйственной техники и многое другое.
Лесные пожары являются мощным природным и антропогенным фактором, существенно изменяющим функционирование и состояние лесов. Лесные пожары наносят урон экологии, экономике, а часто и человеческие жизни оказываются под угрозой. Для стран, где леса занимают большую территорию, лесные пожары являются национальной проблемой, а ущерб, наносимый реальному сектору экономики, исчисляется десятками и сотнями миллионов долларов в год [17].
Лесные пожары наносят огромный урон экологии, для восстановления леса требуется несколько десятков лет и несколько поколений лесничих. В случае, когда промышленные объекты находятся в непосредственной близости от леса, ущерб от пожара может быть колоссальным. Но наибольшую опасность представляет угроза населенным пунктам, когда лесной пожар может стать причиной смерти людей.
На территории лесного фонда России ежегодно регистрируется от 10 до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,5 до 2,5 млн. га. С учетом горимости огромного количества лесов на неохраняемых и эпизодически охраняемых территориях северных районов Сибири и Дальнего Востока общая величина пройденной огнем площади составляет от 2,0 до 5,5 млн. га.
Следует отметить что реальный экономический ущерб от лесного пожара складывается не только из урона нанесенного лесу, промышленным и другим объектам, но и из затрат связанных непосредственно с тушением.
В этом случае становится очевидным, что важно не только обнаружить пожар, но и определить его точное местоположение и сделать это как можно раньше.
Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносит значительный ущерб экономике, ухудшает имидж лесной промышленности России и зарубежных стран – потребителей российского круглого леса. Больше всего незаконно рубят лес в Северо – Западном, Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах. Основной потребитель такого леса – Финляндия и Китай [20].
Современная структура лесозаготовительной промышленности такова, что заготовкой древесины занимаются более 5,5 тыс. юридических и физических лиц. Предприятия с объемом заготовок до 50 тыс. м3 в год составляют 93 % от их общего числа.
Очевидно, что такие предприятия не могут решить всех проблем строительства лесных дорог. В лесной промышленности применяется трехступенчатая структура дорожной сети - магистрали, ветки и усы. Такие параметры дорожной сети, как расстояние между магистралями, ветками и усами оптимизируются.
Современная структура
лесозаготовительной
Предприятия с объемом заготовок до 50 тыс. м3 в год составляют 93 % от их общего числа. Очевидно, что такие предприятия не могут решить всех проблем строительства лесных дорог. В лесной промышленности применяется трехступенчатая структура дорожной сети - магистрали, ветки и усы. Такие параметры дорожной сети, как расстояние между магистралями, ветками и усами оптимизируются. Подобная сеть лесных дорог является наиболее экономичным вариантом транспортного освоения лесного массива [19].
Подобная сеть лесных дорог является наиболее экономичным вариантом транспортного освоения лесного массива.
Однако строительство лесных дорог является капиталоемким. Стоимость строительства 1 км магистрали (или ветки) составляет от 1 млн. руб. и более, а одного км уса - от 300 до 800 тыс. руб.
Стоить отметить то, что во многих богатых лесами субъектах РФ строительство дорог усложняется природно-климатическими условиями - грунтами с низкой несущей способностью, заболоченностью, отсутствием дорожно-строительных материалов.
Проблема недостатка лесозаготовительной техники чаще всего обусловлена недостаточным финансированием предприятий на ее приобретение. Немаловажным фактором в этом вопросе является удаленность лесозаготовительных участков, от станций ремонта, что существенно влияет на моральное и физическое состояние техники.
Подчеркивая актуальность вопросов лесного хозяйства изложенных выше, стоит выделить лесные пожары в виду их стихийности, не предсказуемости и масштабами разрушения, не достаточного финансирования на их устранение, управление, мониторинг, недостаточного количества квалифицированных специалистов.
Подобным образом стоить отметить ряд проблем связанных с лесными пожарами, а именно:
- отсутствие реальной государственной лесной охраны, способной противостоять массовым нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, а также своевременно выявлять пожары;
- разрушение в результате реформ последнего десятилетия экономически жизнеспособных лесохозяйственных предприятий, способных мобилизовать значительное количество профессионалов на борьбу с лесными пожарами;
- отсутствие единой системы борьбы с природными пожарами на землях разных категорий, разной ведомственной принадлежности и находящихся в разных формах собственности;
- отсутствие централизованной системы охраны лесов от пожаров и возможности быстрой переброски средств и квалифицированных работников в наиболее горящие регионы;
- безответственность чиновников, искажающих информацию о ситуации с пожарами на природных территориях и о готовности к тушению пожаров.
Цель дипломной работы, повышение эффективности мероприятий по охране лесного фонда на примере Территориального Управления Иркутской области по Илимскому Лесничеству.
Исходя из целей, поставленных в дипломной работе, были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
1. Произвести оценку современного состояния лесного хозяйства России и Иркутской области.
2. Изучить организационную характеристику ТУ АЛХ Илимского лесничества и провести анализ его деятельности.
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия в сфере охраны лесного фонда.
Одним из важнейших природных ресурсов являются леса, которые имеют большое экологическое значение, служат источником кислорода, древесного сырья и других лесных продуктов [10]. Это один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности промышленности, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей [11].
Лесное хозяйство в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики [9].
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель лесного фонда, находящихся на территории Иркутской области составляет 69419,1 тыс. га. Покрытые лесной растительностью земли занимают 63 млн. га, или 83 % территории. По объемам заготовки древесины Иркутская область занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации. Запас древесины составляет 9,1 млрд. м3, из них 5 млрд. м3 - спелые и перестойные насаждения [14].
Пригодные к рубке лесные массивы размещены по территории Иркутской области крайне неравномерно. В местах традиционных лесозаготовок вдоль транссибирской железнодорожной магистрали, вокруг Братского водохранилища лесосырьевые ресурсы истощены [15]. И, наоборот, в северных и восточных районах Иркутской области лесоэксплуатация развита недостаточно, здесь наблюдается преобладание спелых и перестойных насаждений. Освоение расчетной лесосеки в 2009 году составило 27,4 %, а в 2010 году – 31,4 %.
В последние годы имели место потери лесного хозяйства от пожаров, вредителей и болезней леса, незаконных рубок, снизилось качество лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий, сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.
Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава. В результате реорганизации лесного хозяйства произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, была нарушена система передачи информации о лесных пожарах и управления тушением лесных пожаров. Низкая численность пожарных, недостаток средств на содержание техники, подготовку и переподготовку специалистов не позволяют специализированным учреждениям успешно бороться с лесными пожарами в условиях высокого класса пожарной опасности.
При непринятии мер по формированию системы обнаружения пожаров и передачи информации о пожарах, по укомплектованию специализированных лесопожарных учреждений специалистами, системами связи, современной техникой сохранится тенденция увеличения числа пожаров и площадей лесов, погибших от пожаров.
По итогам мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемого Федеральным агентством лесного хозяйства, за последние три года Иркутской области не удалось окончательно стабилизировать ситуацию с лесными пожарами. Ущерб от лесных пожаров значительно превышает расходы на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Показатели горимости лесов Иркутской области представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели |
Ед. изм |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Количество пожаров |
шт |
1554 |
1893 |
665 |
830 |
1711 |
Площадь, пройденная лесными пожарами |
га |
46702 |
43787 |
7214 |
42366 |
141872 |
Средняя площадь одного пожара |
га |
30,1 |
23,1 |
10,8 |
51 |
82,9 |
Ущерб от лесных пожаров |
млн.руб |
56,1 |
188,3 |
155,3 |
288,9 |
1 477,3 |
Причины возникновения лесных пожаров |
||||||
- по вине граждан |
% |
78 |
78 |
71 |
67 |
55,6 |
- от гроз |
% |
10 |
2 |
10 |
12 |
29,8 |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в 2007 году произошло 1544 пожара, а в 2011 год 1711. Площадь, пройденная лесными пожарами в период с 2007 по 2011 годы составила 95170 га. Средняя площадь одного пожара в 2010 году составила 51 га, а в 2011 увеличилась на 31,9 га. Данные причин возникновения лесных пожаров показали, что доминирующую позицию составляют пожары от гроз, что составляет 29,8 %, пожары, возникшие, по вине людей в период с 2010 по 2011 снизились на 11,4 %.
Информация о работе Повышение эффективности деятельности предприятия в сфере охраны лесного фонда